Планирование в продажах | как и какие планы надо ставить
Чтобы получить желаемый объем выручки, важно изучить планирование в продажах. Если вы не знаете, с чего начать, по каким показателям важно поставить план, откуда брать эти цифры, читайте инструкцию ниже.
Узнай, как получить 70 шаблонов для настройки отдела продаж ценность 1 500 000 руб.
Оставляйте заявку
Планирование в продажах
Читайте в статье:
Планирование в продажах: инструменты
Планирование в продажах: новые клиенты
Планирование в продажах: продукты
Планирование в продажах: увеличение доли в текущих клиентах
Планирование в продажах: лидогенерация
Планирование в продажах: отток
Планирование в продажах: невозврат дебиторской задолженности
Планирование в продажах: планы для сотрудников
Планирование в продажах: еженедельное и ежедневное
Планирование в продажах: промежуточные показатели эффективности
Планирование прибыли для собственника
Планирование в продажах: направления для анализа
Планирование в продажах: инструменты
Планирование в продажах осуществляется с использованием нескольких методов. Возьмите их на вооружение.
Проведите SWOT-анализ для оценки текущей ситуации. Он позволит вам правильно оценить сильные и слабые стороны продукта, а также воздействие факторов внешней среды: возможностей и угроз. Зачем это нужно? Для того, чтобы ставить адекватные финансовые цели и правильно запланировать прибыль.
Используйте метод декомпозиции для того, чтобы понять, какие действия и в каком количестве приведут к достижению запланированной прибыли.
Используйте для оценки цели критерии технологии SMART.
S — specific — конкретная;
M — measurable — измеримая;
A — achievable, ambitious, agressive, аttractive — достижимая, амбициозная, агрессивная, привлекательна;
R — relevant — согласованная, ресурс;
T — time bound — ограниченная по времени.
Планирование в продажах: новые клиенты
Очень важно отдельно ставить план по новым клиентом, а не только по текущим.
Особенно это актуально в период кризиса, когда вы перестаете получать привычные объемы выручки от текущих клиентов, так как рынок «падает».
Чтобы сохранить долю в текущем клиенте и компенсировать падение, необходимо ставить цели по привлечению новых покупателей.
Планирование в продажах: продукты
Начинайте планирование результатов по каждому продукту, а не по всем сразу. Так вы сможете увеличить выручку, работая над каждым продуктом. Если это нужно, не забудьте разделить и функции менеджеров по продуктам.
Планирование в продажах: увеличение доли в текущих клиентах
Для того чтобы проводить реалистичное планирование по текущим клиентам нужно совершить несколько шагов.
► 1. Воспользуйтесь формулой пенетрации. Пенетрация в клиента – доля вашей продукции в общем объеме закупок аналогичных продуктов клиентом. (Об этом подробнее читайте в статье «Анализ клиентов: измеряем их потенциал».)
► 2. Узнав свою долю, вы рассчитаете потенциал покупателя и его мощность.
► 3. Исходя из потенциала клиента, вы сможете заняться планированием, эффект от которого будет соответствовать действительности.
Удивительно, но долю в клиенте можно посчитать даже в рознице. Например, показатель пенетрации легко применяется в области финансовых и страховых продуктов для B2C.
Планирование в продажах: лидогенерация
Планирование в сфере лидогенерации – это обязательное условие. Осуществление этого бизнес-процесса вкупе с постановкой мотивации для маркетолога дает прирост входящих клиентов примерно в 2 раза. Это в свою очередь ведет к росту выручки.
При этом, конечно, нужно контролировать качество входящих лидов. Бывает, что штатный «лидогенератор» может симулировать деятельность. Это выражается в сочетании большого притока новых лидов и их абсолютной бесполезности. Так происходит, когда маркетологом организовывается «фейковый» поток контактов.
Отследить это можно, если подключить сервис Roistat, например. Это инструмент, который собирает данные из CRM-системы, рекламных площадок и сайта. Из этих данных он формирует отчеты по ключевым бизнес-показателям. Можно воспользоваться и более простым способом — посчитать общую конверсию от этапа вхождения лида в воронку до стадии закрытия сделки.
Планирование в продажах: отток
Контролируйте в обязательном порядке «отвал» клиентов:
количество
причины
Если вы имеете такую статистику на руках, вы сможете более точно осуществлять планирование, корректируя его на среднюю величину «отвала» и работая над ее снижением.
Планирование в продажах: невозврат дебиторской задолженности
Планирование с учетом невозврата дебиторской задолженности характерно для кредитных учреждений и микрофинансовых организаций. Это довольно специфический срез. Но если вы действуете в этих отраслях, вам нужно вычислять среднюю цифру невозврата.
Планирование в продажах: планы для сотрудников
Планирование должно осуществляться по каждому сотруднику. И начинать нужно с руководителя отдела продаж. Если вы наняли РОПа, то оставить его один на один с задачей – поставить самому себе план – было бы грубой ошибкой.
В случае с РОПом вы изначально существенно вкладываетесь в его мотивацию. У руководителей не бывает маленьких зарплат. И поэтому вы не можете себе позволить ни дня простоя.
План для руководителя может быть меньшим, чем у рядового менеджера. По опыту он должен составлять примерно 85% от плановых показателей подчиненного.
Эти цели привязываются к мотивации и KPI РОПа, которые выстраиваются таким образом, чтобы невыполнение стало для него достаточной головной болью.
Планирование в продажах: еженедельное и ежедневное
Ежедневное планирование осуществляется на основе следующих форм
1. Факт оплат за сегодня
В течение дня важно контролировать 2 реперные точки на предмет сделок на текущий день и указанный час
12−00
16−00
Такой частый контроль стимулирует менеджеров работать более эффективно. Данный отчет можно заполнять путем переписки в группе в любом мессенджере.
2. План оплат на завтра
В этот отчет вносятся названия юридических лиц и суммы, которые они оплатят завтра. Удобнее всего его запрашивать, составлять и получать в конце дня, который предшествует плановому. Вечером можно успеть существенно скорректировать работу менеджеров. Заниматься анализом этого вида отчета в плановый день (то есть завтра) бессмысленно.
3. Прогноз
Этот документ позволяет осуществлять своевременный контроль за выполнением плановых показателей по формуле:
Факт выполнения плана / (План на месяц/количество рабочих дней в месяце * количество отработанных дней)
Использование этого инструмента позволяет вам контролировать не процент выполнение плана, а прогнозировать выручку при имеющейся интенсивности продаж. Если показатель будет меньше единицы, то в текущем месяце вы никогда не достигнете запланированного уровня. Составляйте прогноз по каждому сотруднику.
Сделайте правильную настройку CRM и автоматически получайте такие отчеты.
Планирование в продажах: промежуточные показатели эффективности
Вы раскладываете бизнес-процессы по привлечению новых клиентов и работу с текущими на этапы. В соответствии со стандартами активности менеджеров в вашем сегменте бизнеса и плановой конверсией у вас вы задаете цели по количеству действий на каждом этапе. Количество этапов обусловлено спецификой бизнеса.
Например:
Звонки
Отправка коммерческого предложения
Повторные звонки
Выставление счета
Оплата
Планирование по промежуточным результатам необходимо особенно в том случае, если менеджер не отстает от прогноза. Возможно, причина кроется в том, что он просто мало работает. А то как активно он работает, можно оценить по плановым промежуточным показателям эффективности.
Планирование прибыли для собственника
Собственник должен заниматься планированием не только оборота, но и прибыли. При этом он подчас так увлечен наращиванием оборота, что забывает о себе и вредит компании. Прибыль очень часто упускается из виду.
Если вы не считаете прибыль, а ориентируетесь только на оборот, то можете начать развиваться и инвестировать из предоплаты. А этот путь ведет к существенному подрыву финансового состояния предприятия и кассовым разрывам.
Планирование для собственника – это прежде всего постановка целей по прибыли. При этом планы эти должны начинаться от 500 000 руб. в месяц. В противном случае легче устроиться работать наемным топ-менеджером и не нести предпринимательские риски.
Для собственника важно не забывать вынимать часть прибыли из компании. Руководствуйтесь правилом – 33/33/33. Треть вы кладете себе в карман, треть – в стабфонд, треть — направляете на развитие компании.
У Oy-li был клиент-компания с оборотом в 5 млрд рублей. При это прибыль составляла всего 30 млн руб. Одной нашей встречи хватило, чтобы правильно перераспределить финансовые потоки и увеличить прибыль на 20 млн руб.
Еще одна компания-клиент с оборотом 800 млн руб. при полном отсутствии прибыли заявила свое желание поучаствовать в нашей программе по росту продаж. Руководство хотело увеличить оборот до 1 млрд руб. После проведенного анализа финансового состояния компании стало очевидно, что нужно работать с прибылью при помощи грамотного управления денежными потоками, а увеличивать ее за счет наращивания оборота бессмысленно.
Главный вывод — как это не парадоксально, учитесь экономить на инвестициях. Живите настоящим, а не прошлым и будущим.
Планирование в продажах: направления для анализа
Планирование всегда должно базироваться на анализе данных. Какие направления нужно анализировать?
1. Лидогенерация и сегментация входящего трафика. Нельзя «лить» трафик просто так, нужно вводить фильтры, которые будут классифицировать лиды по портреты клиента. Сегментация лидов поможет идентифицировать «горячие» или «теплые» лиды и отправить их на отработку самым сильным продавцам.
2. Работа с новыми клиентами. Планирование здесь идет по алгоритму декомпозиции прибыли на основании анализа данных по выручке, доле прибыли в ней, числа сделок, среднего чека, показателей лидогенерации и конверсии.
3. Работа с текущей базой. Здесь важно измерять и повышать индекс покупательской лояльности (NPS), замерять долю вашей продукции в закупках клиента, стараться увеличить средний чек и объем продаж.
4. Возвращение потерянных клиентов. Проанализируйте причину ухода и придумайте способы возврата — это дешевле, чем привлекать новых клиентов.
Мы рассмотрели несколько ключевых точек для планирования выручки. У вас существует немало бизнес-процессов, описанных выше, развитие которых требует тщательного планирования. Также важно помнить, что рост выручки не всегда ведет к увеличению прибыли компании.
Не знаете, как сделать так, чтобы менеджеры выполняли план?
Приходите на программу «Отдел продаж под ключ»
Получите разбор вашего бизнеса лично от Екатерины по 8 точкам масштабирования