Главное, что вы должны понимать, подразделение маркетинга – не черный ящик, в который сначала что-то заходит, а потом выходит с непредсказуемым результатом. Этот отдел должен пользоваться набором совершенно четких инструментов с измеряемой эффективностью. Поэтому мотивация маркетолога должна напрямую зависеть от результатов лидогенерации и продаж. Расскажем, какие факторы влияют на его KPI и как посчитать его зарплату.
Узнай, как получить 70 шаблонов для настройки отдела продаж ценность 1 500 000 руб.
Оставляйте заявку
Мотивация маркетолога
Читайте в статье:
Мотивация маркетолога: зарплата должна зависеть от результат
Мотивация маркетолога: от чего зависят показатели KPI
Мотивация маркетолога: выясните аудиторию и схему лидогенерации
Мотивация маркетолога: поставьте ему планы
Мотивация маркетолога: как считать зарплату
Мотивация маркетолога: вам понадобятся другие специалисты
Мотивация маркетолога: выделим главное
Мотивация маркетолога: зарплата должна зависеть от результата
Широко распространена практика, когда мотивация маркетолога – это почти всегда твердый оклад в 40 — 100 000 руб. в месяц. При этом в его зарплате отсутствует переменная часть. Получается, что вознаграждение этого специалиста не привязано к показателям KPI.
И это парадоксальная ситуация. Ведь маркетинг и продажи тесно связаны. Поэтому мотивация и зарплата маркетолога должна быть гибкой, зависеть от выполнения показателей KPI и быть привязанной к результату.
Мотивация маркетолога: от чего зависят показатели KPI
Выстраивая мотивацию специалистов отдела маркетинга, необходимо учитывать схему лидогенерации, принятую в компании, и объемы работ. Это важно для понимания его показателей KPI. Пройдемся по деятельности маркетолога и его показателям, выполнение которых в итоге должно влиять на его мотивацию.
Определение целевой аудитории
Процессу лидогенерации и создание системы мотивации предшествует этап составления «фильтра» по аудитории, чтобы прояснить объемы траффика. Для этого нужно:
Сегментировать покупателей внутри целевой аудитории по ассортиментной матрице в соответствие с критериями:
Доход / сфера деятельности
Факторы, влияющие на выбор покупателя
Возраст (для В2С) / размер бизнеса (В2В)
География
Ценовой диапазон и т.д.
Схема лидогенерации
Также нужно учитывать саму схему лидогенерации. Она бывает 2 видов.
Прямая. При такой схеме подразумевается, что потребитель предъявляет прямой спрос на продукт. То есть проявляет активность при его поиске в интернете.
Косвенная. Спрос формируется за счет бесплатного действия:
Подписка
Мероприятие
Диагностика или замер
Демо-версия продукта
Косвенная генерация лидов характерна для сфер услуг, рекламы, технологичных решений.
Контроль схемы лидогенерации и конверсии в продажу
При этом необходимо контролировать показатели воронки лидогенерации в интернете и воронки продаж.
Количество показов объявления (сколько человек видели)
Количество кликов по объявлению
Конверсия в заявки
Квалификация клиента для последующего сегментирования
Сделка
Сегментация лидов
Процесс лидогенерации, который обеспечивает отдел маркетинга, должен быть качественным. Поэтому входящий трафик нужно не только квалифицировать в соответствие с портретом клиента, но и сегментировать.
Сегментация лидов:
Горячие – есть потребность, есть намерение купить,
Теплые – есть потребность, нет намерения купить прямо сейчас,
Холодные – нет намерения купить, нет потребности.
Итак, от того какая схема лидогенерации характерна для компании зависят индикаторы KPI, которые учитываются при расчете мотивации маркетолога и планировании.
Планы
После учета факторов в схеме лидогенерации нужно поставить план, в котором будут учтены необходимые показатели.
плановые цифры по лидогенерации по каждому каналу продаж;
фактическое количество поступающих заявок из каждого канала;
темпы выполнения плана (% на текущую дату);
стоимость лида — план / факт.
плановые показатели, декомпозированные по «теплости»;
планы по конверсии в заявку/сделку;
планы по трафику на сайт.
Мотивация маркетолога: как считать зарплату
И, наконец, после выяснения размеров твердого оклада, исходя из объемов работ, усилий по генерации трафика и его обслуживания, рассчитаем зарплату маркетолога. Мы настоятельно рекомендуем выплачивать ее по следующей схеме.
Мотивация складывается из двух частей.
Фиксированная зарплата
Бонус, который выплачивается в зависимости от выполнения поставленных задач. Он рассчитывается по простой формуле:
Бонус = k1 * k2
k1 — процент выполнения плана по заявкам
k2 — процент выполнения плана по стоимости заявки
При этом в компании должна быть проработана четкая система порогов для расчета бонуса, то есть разной «процентности» выполнения плана маркетологом по количеству заявок и стоимости лида. Приведем пример такой системы.
Рассчитаем мотивацию на конкретном примере. Предположим, что маркетолог при твердом окладе 30 000 руб. выполнил план на 100%, но при этом цена заявки была исполнена в диапазоне 80-100%.
Рассчитаем бонус. Так как план по количеству заявок выполнен, но цена заявки не всегда совпадала с плановой в диапазоне до 20% случаев, то 30 000 х 0.5 = 15 000.
Такая мотивация по зарплате позволяет увеличить объем трафика потенциальных клиентов примерно вдвое, так как маркетолог становится лицом, сильно заинтересованным не только в количестве и качестве лидов, но и их плановой стоимости.
Мотивация маркетолога: вам понадобятся другие специалисты
Продумывая систему мотивации маркетолога, следует учитывать, что вряд ли можно обойтись одной рабочей единицей. Поэтому необходимо закладывать также затраты на других специалистов по интернет-маркетингу.
Так, возможно, будет необходимо реализовать некоторые из перечисленных направлений, под которые можно нанять человека на аутсорсинге.
Направления интернет-маркетинга:
Таргетированная реклама в социальных сетях
SMM
Контент блог, контент в Youtube
Сайт / лендинг
SEO
Емейл-маркетинг
Реклама в Youtube
Google, Yandex
Совсем необязательно, что бизнесу потребуются все из перечисленных каналов коммуникации и продвижения. Например, вас могут интересовать только SEO-продвижение, реклама в Yandex и Емейл-маркетинг.
Тем не менее, приведем диапазоны по зарплатам для всех специалистов в месяц, чтобы вы могли сориентироваться.
► Директолог (Google, Yandex). Расходы по каждому из этих направлений составляют 7000 — 20 000 руб.
► Таргетолог. Бюджет 10 000 — 30 000 руб.
► SEO-специалист. Расходы на SEO составят примерно 30 000 — 50 000 руб.
► Редактор (видео и тексты). Ежемесячный бюджет по контент-маркетингу может колебаться в пределах 20 000 – 50 000 руб.
► SMM-специалист. Затраты компании в этой области начинаются от 10 000 руб.
► Верстальщик. Примерная мотивация по этим специалистам колеблется в пределах 15 000 руб.
► Специалист по форумам. Затраты составляют 15 000 — 20 000 в месяц.
► Веб-аналитик. Лучше взять его в штат компании. Стоимость веб-аналитика может доходить до 70 000 руб.
► Специалист по еймелингу. Пожалуй, функцию емейлинга можно перепоручить редактору. Вознаграждение зависит от объемов.
► Программист. Расходы на программиста сильно варьируются и зависят от объемов выполняемой работы.
Мотивация маркетолога: выделим главное
Итак, зарплата маркетолога не должна состоять только из твердого оклада. Обязательно должна присутствовать переменная переменная часть.
Для построения мотивации маркетолога нужно учесть всю последовательность действий по лидогенерации и объемы работ. Подготовительная часть связана с:
контролем показателей воронки лидогенерации, конверсии в заявки
сегментацией лидов
постановкой планов.
Теперь приступаем к расчетам зарплаты маркетолога по рекомендованной схеме: фиксированный оклад + бонус в зависимости от выполнения плана.
Необходимо понимать, что один маркетолог — в поле не воин, и вашей компании могут потребоваться другие специалисты в этой сфере. Не обязательно всех брать в штат: какие-то направления вполне можно отдать на аутсорсинг, но важно разбираться, за что вы платите, не сливать бюджет напрасно.
Мы рассказали, как рассчитать мотивацию маркетолога и показали, что его зарплата должна напрямую зависеть от выполнения запланированных показателей. Кроме того, вам могут понадобиться услуги сторонних специалистов по интернет-маркетингу. Поэтому проверьте, какая структура маркетингового подразделения наиболее эффективна для вас и сколько нужно денег для ее поддержки. После этого используйте схему расчета зарплаты и цифры, приведенные выше.