регистрируйся на вебинар Екатерины Уколовой
получитебесплатно

Что должен делать РОП?
Книга для собственников бизнеса
и ТОП-менеджеров
Книга для собственников бизнеса
и ТОП-менеджеров
Функции отдела продаж включают работы по 5 основным направлениям — привлечение клиентов, выявление целевой аудитории, успешное закрытие сделок, выстраивание отношений с текущими клиентами и работа с их лояльностью.
Еще больше идей для роста выручки можно получить на наших авторских бесплатных вебинарах от компании Ой-Ли. Регистрируйтесь прямо сейчас.
Оставляйте заявку
Читайте в статье:
Привлечение новых покупателей, работа по холодной базе — одна из первых и важных функций отдела продаж. Умение обойти секретаря и выйти на лицо, принимающее решение, отработать основные возражения и сделать быструю самопрезентацию — основные задачи, которые должен уметь решать каждый менеджер.
Чтобы выполнять эту функцию на «отлично», важно поручить руководителю отдела регулярно прослушивать звонки менеджеров, выявлять хорошие и плохие скрипты, корректировать их и обучать менеджеров, повышая их квалификацию.
Но чтобы успешно выполнить предыдущую функцию, важно понимать, кто ваша целевая аудиторию, какой портрет вашего клиента.
Зачастую, ошибка начинающих бизнесменов кроется именно в неверной трактовке поведенческих стереотипов своей целевой аудитории. Менеджеры стучатся не в те двери, описывают не те проблемы, и в результате появляются проблемы с выручкой.
Для составления портрета целевой аудитории проведите ABC-анализ, поймите какая аудитория покупает больше и чаще. Затем проанализируйте, какие каналы коммуникации помогут выйти на нее и далее планируйте рекламный бюджет на ее привлечение.
Приведем хороший пример, как понимание проблем вашей целевой аудитории способной повлиять на выручку. Владелец фитнес-клуба был уверен, что все женщины посещают тренировки только для того, чтобы похудеть. Мужчины же – чтобы набрать мышечную массу. После проведения исследования, выяснилось, что большая часть женщин ходит в фитнес-зал, чтобы с кем-нибудь познакомиться. Поэтому во время первой экскурсии по фитнес-клубу женщинам обязательно показывали и рассказывали, где занимаются мужчины и в какое время. Такой ход позволили увеличить число проданных абонементов в 2 раза.
Если нет возможности провести ABC-анализ, можно использовать 3 следующих способа для создания портрета своей целевой аудитории.
► Научным методом. Существует множество научной литературы, объясняющей, как при помощи проведения исследования сформировать портрет целевой аудитории. Однако стоит понимать, что большинство из них оказывается достаточно дорогостоящими.
► Визуализировать клиента. А этот метод может быть использован как в коммерческих отделах крупных компаний, так и в малом и среднем бизнесе за счет своей простоты и практичности. Заключается он в создании функционального фотоколлажа из портретов целевой аудитории по сегментам. Например, для женского журнала подойдут картинки белых воротничков, бытовой техники, домашних животных и детей, рецептов.
► Наконец, можно использовать практический подход, отбросив из числа клиентов компании тех, кто отнимал у менеджеров большее количество времени, заказывая, при этом, редко и на минимальные суммы. Такие покупатели условно попадают в категорию «плохих», или «проблемных». Одна из функций продавцов – перевести их в категорию лояльных покупателей, не зацикливаясь, при этом, на них.
После определения целевой аудитории пора позаботиться о тех функциях, которые бы позволили быстро конвертировать ее в клиентов. Среди наиболее распространенных из них – это составление презентаций и коммерческих предложений, создание историй успеха, написание отзывов, генерация собственных активностей и участие в «чужих» (семинары, конференции, фестивали, выставки и т.д.).
Руководитель отдела (РОП) во многих компаниях уверены, чтобы увеличить число контрактов достаточно нарастить количество холодных звонков.
Успешное закрытие сделок во многом зависит от навыков менеджеров. Их необходимо развивать в зависимости от той сферы бизнеса, с которой он работает. Функции в сегментах B2B, B2C, B2G и B2P будут отличаться.
В сегменте B2C ориентация сотрудника отдела направлена на конечного потребителя. Вне зависимости от продукта менеджеру достаточно овладеть навыками 5 этапов продаж и успешно закрывать сделки .
В сегменте В2В заключение контрактов формируются по двум направлениям:
При работе с малым бизнесом продавцу важно подготовить клиента к покупке (провести pre-sale встречу) и суметь презентовать продукт так, чтобы покупатель его захотел. Принципиально понимать, что на pre-sale встрече продавец ничего не продает – эта встреча подготавливает будущую покупку. На ней важно вдохновить покупателя, показав личную выгоду, и договориться об отправке коммерческого предложения.
При построении работы с крупными компаниями продавцу важно уметь выходить на лицо, принимающее решение, и научиться вести переговоры с ним.
Подходы в работе с сегментом B2G напоминают ведение переговоров с крупными компаниями в В2В с той лишь разницей, что итогом этих переговоров станет получение госконтракта или выигрыш тендера.
Сегмент B2P требует от менеджера знаний маркетинговых стратегий и принципов управления. Он направлен на развитие партнерской сети и взаимодействие с дилерами.
Чтобы оценить корректность внедренных навыков и функций коммерческого отдела, протестируйте его на предмет:
Прежде, чем внедрять навыковую модель в коммерческом отделе, проконсультируйтесь со специалистом. От опыта работы наставника зависит, нарастит ли компания выручку, или пойдет ко дну.
Основная ошибка РОПа в построении работы коммерческого отдела заключается в том, что взаимодействие с текущими клиентами не выведено в отдельный отдел продаж, либо не настроено в принципе, либо завязано на личности продавца. Ни первый, ни второй, ни третий вариант недопустимы в компании, намеренной стимулировать клиента на вторую, третью и последующие покупки вне зависимости от того, останется ли менеджер, совершивший первую продажу, в компании или нет.
Факторы, которые отличают эффективно налаженную работу с текущими клиентами:
1. В компании создан отдел продаж (или есть сотрудник), функции которого состоят исключительно в работе с текущими клиентами;
2. В функциональные обязанности каждого сотрудника входит ведение от 50 до 250 текущих клиентов в сегменте В2В, и еще больше в сегменте В2С;
3. В компании настроена воронка продаж по текущим клиентам, и движение по ней регулярно контролируется со стороны РОПа. С этой точки зрения важно анализировать:
Если вы не работаете с текущей базой, то теряете большую часть выручки. Обработка вторичных клиентов – «золотого фонда» любой компании – входит в перечень основных функций отдела продаж.
Чтобы осуществлять эту функцию на регулярной основе, всегда держите в голове принцип Генри Форда о разделении труда. В идеале у вас должно сформироваться подразделение внутри отдела продаж, которое будет обслуживать исключительно текущих клиентов.
В западной практике продаж у специалистов, которые занимаются вторичными продажами, есть особое название – farmers (фермеры) или retention (удержание).
В задачи этих сотрудников входит:
Давайте измерим рейтинг «лояльности клиента». Он подскажет, какие клиенты готовы не только обращаться за повторной покупкой именно в вашу компанию, но и рекомендовать ее друзьям, то есть стать адвокатами вашего бренда.
Рейтинг лояльности покупателя (NPS) можно рассчитать, проведя небольшой соцопрос среди текущих клиентов. Попросите оценить по 10-бальной шкале свою готовность порекомендовать компанию друзьям и знакомым. Посчитать NPS можно по следующей формуле:
NPS = кол-во тех, кто поставил 9-10 баллов / кол-во опрошенных – кол-во тех, кто поставил 6 и ниже / кол-во опрошенных
Чем выше данные показатели, тем велика вероятность, что клиенты станут адвокатами бренда компании. Обратите внимание также на портрет целевой аудитории, о котором шла речь в начале статьи. Соотнесите показатели и сосредоточьте внимание на тех покупателях, готовых уже сегодня принести компании максимальную прибыль.
В число функций отдела продаж входит расчет пенетрации – доли вашей продукции в закупках клиента. К примеру, потребность бухгалтерской фирмы в бумаге составляет 100 пачек в месяц, но в вашей компании она закупает только 50 пачек. Почему? Причины могут быть разные. Не исключено, что бухгалтерам при расширении деятельности потребовалось больше, а у вас в тот момент не оказалось.
Пришлось вашим клиентам обратиться к вашим конкурентам. Так и пошло дальше. Особенно, если момент обращения за увеличение поставки не был нигде зафиксирован.
Но теперь и у вас выросли объемы. Кроме того, расширилась ассортиментная линейка. Необходимо понять, на сколько ваш клиент может закупать больше – и по объему и по другой номенклатуре.
Менеджеры отдела продаж должны постараться это выяснить с помощью вопросов:
Как переключить эти закупки на вашу компанию?
Мы рассмотрели 5 основных функций для генерации максимальной выручки в компании. Нам остается только напомнить, что построение работы подчиненных – это четко выстроенный бизнес-процесс.
Оставляйте заявку на аудит работы отдела продаж