Cкрипт звонка – обязательное условие для роста выручки компании. Львиная доля выручки и потенциально результативных договоренностей о сделках по-прежнему случается по телефону. Подсчитано, что если у продавца при этом есть четкий сценарий разговора, то вероятность оплаты от клиента увеличивается на 80%. Расскажем, как написать продающий скрипт, используя 4-шаговый алгоритм.
Сбор данных – предварительное исследование аудитории, конкурентов, постановка целей,
Формирование – написание с использованием продающих техник и алгоритмов,
Тестирование – предварительная оценка эффективности в «поле»,
Внедрение – интеграция в CRM, автоматизация, оперативная корректировка, как результат работы над ошибками.
Скрипт звонка: сбор данных
Эта стадия подготовки и предварительного обдумывания. Обратите внимание, что учтены 5 важных моментов.
1. Целевая аудитория
Эта категория – альфа и омега любых продаж. Пока не определились с портретом целевой аудитории, нечего и думать о нормальном сценарии разговора по телефону. Кто эти люди, зависит от того, в каком сегменте действует компания. Чем живут? Сколько им лет? Что делают? Кто платит? Можно ли их застать лично, или нужно пробиваться к ним через секретаря.
2. Цель
Если покупатель идентифицирован верно, то нужно опять же понимать к чему должен привести разговор с ним. Он может быть заточен под разные цели:
продать;
пригласить на встречу;
позвать на внутреннее мероприятие (тест-драйвы, конференции, праздники);
Зарегистрировать для участия в вебинаре.
3. Конкуренты
Всегда ориентируйтесь на лучших в своей отрасли. Анализируйте инструменты успешных конкурентов, их скрипты звонков. Засылайте тайных покупателей, звоните, записывайте разговоры, разбирайте полученные беседы на детали, идентифицируйте внутри примененные техники и алгоритмы. В общем, если такая деятельность ведется, то у вас будет много «пищи» для анализа и понимания, как продавать больше.
4. Продукт
Тут однозначно нужно использовать язык ХПВ (характеристики – преимущества – выгоды). Если есть доскональное знание продукта со всеми его достоинствами, то начинайте рассказывать, чем именно эти характеристики и преимущества обернутся для клиента.
5. Гибкость
Определите степень гибкости скрипта звонка. То есть насколько часто и в каких случаях продавец может использовать свои собственные фразы. По опыту скажем, что в целом подобные «отклонения» нужно и можно сводить к минимуму. В любом случае у сотрудника всегда должен быть подробный «шаблон» разговора.
Скрипт звонка: формирование
Следует проработать 5 ключевых аспектов.
1. Структура
Возьмите за основу алгоритм «5 этапов продаж». Внедряйте фразы из продающих техник, которые соответствуют этим этапам.
Открытие: «крюк ясности», «программирование»,
Выявление потребностей: вопросные техники, small talk,
Презентация: язык ХПВ,
Работа с возражениями: «крест продаж», СПИН, сторителлинг,
Закрытие: фразы триггеры и мотиваторы, ускоряющие принятие решения.
2. Автор
В составлении могут участвовать несколько специалистов.
Руководитель отдела продаж (РОП)
Тренер
Лучшие менеджеры
3. Способы создания скрипта звонков по телефону
Они создаются на основе:
текущего опыта;
записей звонков;
симуляций внутри отдела (разыгрывание по ролям между менеджерами);
«A/B — тестирование» (запуск разных вариантов и анализ ответов выборки клиентов).
4. Длина
Варьируется в зависимости от задачи. Если цель – продать, то сценарий разговора может быть «циклическим» и лимитирован количеством возражений – 5-6. Если цель – провести pre sale (приглашение, регистрация и т.д.), то можно ограничиться и 5 минутами.
5. Эмоции
Включайте эмоции с помощью фраз: «мы рады», «вам понравится», «я вас понимаю», «вы абсолютно правы». В скриптах американских коллег есть даже отметки, где продавец должен посмеяться. Ну, хотя бы «похихикать». В общем изобразить эмоцию от шутки клиента, к которой он сам же его и подвел.
Скрипт звонка: тестирование
Время А/В-теста миновало. Запускаем скрипт звонка и записываем разговоры с покупателями. Параллельно не забываем о симуляциях среди менеджеров.
Слушая записи и живые звонки РОП должен контролировать следующие моменты.
Разговаривают ли продавцы по скрипту,
Приближает ли скрипт сотрудника к поставленной цели,
Удается ли удерживать внимание собеседника,
Все ли варианты возражений клиента учтены в скрипте,
Какие фразы и слова привели к срыву потенциально успешной сделки.
Процесс тестирования может занимать до 1,5 месяцев. А РОПу в это время придется ежедневно слушать, как минимум, по 2 звонка каждого подчиненного.
Скрипт звонка: внедрение
Под внедрением следует понимать процесс автоматизации продающего скрипта звонка. Существуют сервисы, которые помогут это сделать. Используя их, можно:
Писать и корректировать скрипт звонка в удобном визуальном интерфейсе,
Оперативно вносить изменения и актуализировать скрипт звонка,
Отображать необходимые к произнесению сотрудником фразы в режиме реального времени в зависимости от ответа покупателя,
Замерять и анализировать конверсию разных версий сценариев,
Замерять и анализировать конверсию разных менеджеров,
Идентифицировать этап, на котором чаще всего происходит сбой,
Интегрировать все данные с CRM.
Скрипт звонка: открытие сделки
Главный совет при создании скрипта звонка состоит в том, чтобы составляющий его специалист обратил самое пристальное внимание на 1-ый этап «открытие сделки».
Длится он не более 3 минут и именно тут происходит наибольшее количество срывов сделок с потенциально платежеспособными лидами. Поэтому следите, чтобы на этапе открытия присутствовали эти обязательные компоненты.
Приветствие. Не нужно говорить, что оно не должно быть формальным. Учите продавцов здороваться отчетливо и с правильным эмоциональным настроем.
Представление. Вверх неуважения к собеседнику – не сказать откуда вы звоните. Лучше всего использовать фразу: «Меня зовут:…».
«Крюк ясности». Собственно, фраза, все объясняющая. Почему вы звоните, зачем вы вообще «прицепились» к человеку. Чем более правдоподобно, уверено и легитимно она звучит, тем лучше. Вот несколько примеров.
Вы оставили заявку на нашем сайте в 14.00
Сейчас вы на сайте с таким-то продуктом. Давайте помогу во всем разобраться.
Я обещал вам позвонить, когда вы откроете мое коммерческое предложение. Я вижу, что вы как раз это сделали.
Мне рекомендовал позвонить вам Петр Петрович Петров.
Вы оставили свои контакты на нашем стенде на такой-то выставке.
Озвучивание цели. Всегда говорите о цели. Иначе человек может воспринять звонок, как нарушение собственных границ.
Программирование. Это, по сути, попытка договориться с покупателем о регламенте разговора. Люди не очень любят думать. И если у них есть принципиальный интерес, и вы им приятны как собеседник, то они с радостью согласятся на вашу инициативу управлять временем и динамикой встречи.
Включите фразу: «Давайте поступим следующим образом». Например, вы говорите: «Сначала я задам несколько вопросов и объясню суть нашего предложения. Потом я отвечу на ваши вопросы. И затем обсудим сотрудничество. На все про все уйдет 15 минут».
Так как программирование – довольно авторитарная техника, то произносить ее нужно в слегка вопросительном тоне, чтобы получить от человека согласие.
Скрипт звонка: 3 принципа для повышения эффективности
Скрипт звонка только выиграет, если вы будете соблюдать 3 базовых принципа.
► Вы должны создать несколько скриптов. И речь идет не о вариантах одного и того же текста. Каждый скрипт создается под определенную цель. А цель эта зависит от характера звонка: входящий или исходящий, кто звонит, по какому продукту, по какому каналу пришел.
► Кроме того, вы должны подготовить разные скрипты в разрезе каждого из этапов воронки. Нужно ли говорить, что вы должны представлять, как устроен бизнес-процесс в компании? Затем ставим цель для каждого этапа. Например, цель первого звонка – назначить встречу, цель встречи – презентация коммерческого предложения и т.д.
► Автоматизируйте всю работу со скриптами. Так вы сможете оперативно вносить в них изменения и контролировать работу сотрудников – качественно и количественно.
Скрипт звонка: повторим основные пункты
Итак, создание продающего скрипта звонка включает 4 этапа. На этапе сбора данных определяется целевая аудитория, цель, анализируются конкуренты и продукт, а также оценивается возможность гибкости, то есть возможности отступить от сценария.
При создании скрипта учитывайте 5 этапов продаж, включайте техники СПИН, small talk, сторителлинг, язык ХПВ, триггеры и мотиваторы, ускоряющие принятие решения. Не лишними будут фразы, демонстрирующие согласие с клиентом, а также эмоции.
Тестируйте скрипты не на всех клиентах, а на самых лояльных. Далее вносите коррективы, снова тестируйте, а затем внедряйте.
Для повышения эффективности настройте прослушивание звонков, чтобы понимать, кто из сотрудников не использует этот инструмент. А также не забывайте, что универсальных сценариев не бывает: необходимо прописать скрипты для каждого этапа и каждой цели.
И еще — автоматизируйте процесс работы со скриптами, чтобы оперативно менять их и контролировать работу по ним.
Мы рассмотрели все 4 стадии, через которые должно пройти создание скрипта звонков. Обратите самое пристальное внимание на момент открытия сделки. Если этот этап сформирован в сценарии разговора некорректно, все остальное не имеет смысла.