Квалификация менеджеров | чек-лист для оценки продавцов
Чтобы ваш бизнес не стоял на месте, важно правильно организовать процесс адаптации и развития менеджеров. Внедрение такой системы позволит вам даже при появлении новых сотрудников всегда выполнять план и постоянно улучшать конверсию каждого этапа воронки продаж. Рассказываем, как квалификация менеджеров напрямую влияет на рост выручки.
Узнай, как получить 70 шаблонов для настройки отдела продаж ценность 1 500 000 руб.
Оставляйте заявку
Квалификация менеджеров
Читайте в статье:
Квалификация менеджеров: зачем нужна система обучения и развития
Квалификация менеджеров: адаптационный тренинг
Квалификация менеджеров: тестирование по продукту
Квалификация менеджеров: модульная система обучения
Квалификация менеджеров: автоматизация скриптов
Квалификация менеджеров: регулярный набор нового персонала
Квалификация менеджеров: как организовать процесс подбора кадров
Квалификация менеджеров: умение говорить на ХПВ-языке
Квалификация менеджеров: зачем нужна система обучения и развития
Чтобы держать менеджеров в тонусе и постоянно повышать их квалификацию, важно создать систему обучения, тестирования и оценки их работы. Это важно сделать:
Для сокращения периода адаптации
К сожалению, он может занимать до 3 месяцев. Но если включить вашего менеджера сразу в систему обучения и заняться его квалификацией, то этот период можно сократить до 1 месяца. Автоматизировать эти процессы вам помогут специальные платформы, например, GetCourse.
Для сокращения затрат на окладную часть
С отработанной системой квалификации продавцов вам совсем необязательно нанимать «дорогих» профессионалов. Можно сэкономить на заработной плате менеджеров. Возможно такой специалист привык к другим бизнес-процессам, логике и регламенту взаимоотношений с клиентом. При наличии собственной стройной системы повышения квалификации вы сможете самостоятельно подготовить сотрудников с наименьшими затратами.
Для ускорения выхода на плановые показатели
Даже если новичок – совсем не новичок в продажах, это вовсе не означает, что он незамедлительно достигнет хороших результатов. В вашей компании может быть своя специфика, и важно понимать, какие навыки менеджеров пригодятся именно здесь. Это следует объяснить новому сотруднику, как можно быстрее.
Например, на предшествующей работе ему давали не так много новых лидов. И продавец привык до конца работать с каждым поступившим лидом, как будто тот у него последний. А предположим, что в вашей компании процесс лидогенерации налажен гораздо лучше. Сотрудники закрывают клиента через 2-3 звонка. А если результат отрицательный, то отпускают его и переходят к другим. Новый сотрудник должен поскорее осознать эту разницу и не тратить время впустую.
Для увеличения конверсии воронки
Знание продукта повышает степень экспертности продавца и уровень квалификации. Он знает, чем отличается продукт от аналогов, может обосновать его стоимость. И вообще ведет себя, скорее как специалист в своей области, нежели продавец. Все это позволит существенно повысить процент заинтересованных в вашем продукте, что в итоге скажется на выручке.
Для роста оборота при том же объеме лидов и количестве сотрудников
Это произойдет автоматически, если вы все время будут работать над уровнем квалификации ваших продавцов и мотивацией клиентов.
Квалификация менеджеров: адаптационный тренинг
Он необходим, чтобы новый менеджер понимал, в какую компанию он пришел работать, какие у нее результаты, достижения. Увидел все преимущества, понял перспективы и планы компании, осознал свою роль, уровень квалификации.
Квалификация менеджеров: учебник по продукту
Для повышения квалификации включите в учебник по продукту следующие блоки:
► Историю компании: когда и кем она была основана, ее миссия, ценности, как долго компания специализируется на выпуске продукта, каких удалось достичь успехов.
► Ключевые клиенты: описание портрета целевого клиента, его потребностей, проблем. Эти знания помогут продавцу изначально выявлять «своего» клиента и не тратить время на остальных.
► Ключевые продукты: если у вас очень много видов продукции, распределите их по категориям. Опишите самые приоритетные, самые высокомаржинальные, флагманские и т.д.
► Отзывы: описание кейсов и реальных историй клиентов. Какие у них были проблемы, как вы их решили, как ваш продукт помог им.
► Почему вы лучше других: аргументация по этому моменту складывается из всех вышеперечисленных пунктов. Сотрудники должны без запинки формулировать, что компания делает лучше остальных.
Квалификация менеджеров: тестирование по продукту
Для повышение квалификации регулярно проводите тестирование по продукту. Для подготовки к нему составьте не менее 300-600 вопросов, охватывающих максимальное количество деталей и аспектов. Чтобы проверить знания, в сам тест включите не менее 100-200 вопросов по каждому продукту.
Допускайте к работе только тех, кто ответил на более 80% вопросов. За хорошие результаты теста на знание продукта подчиненных стоит поощрять в рамках системы мотивации менеджеров.
Квалификация менеджеров: модульная система обучения
Чтобы понять, в каком направлении надо повысить квалификацию продавцов, обучение на какую тему провести, используйте листы развития. Они представляет собой таблицу с навыками, которые нужно применять на каждом этапе работы с клиентами. Через прослушку звонков нужно определить, какие из них менеджер применяет, а какие нет. И уже на основании этих данных сформировать программу повышения квалификации и обучения.
Что может включать лист развития
Этап установление контакта
озвучивает цель звонка;
говорит на позитивном языке;
узнает, откуда клиент узнал о компании и т.д.
Этап выявление потребностей
осуществляет вход в воронку;
задает вопросы по анкете;
использует открытые, альтернативные, закрытые вопросы;
внимательно слушает и слышит клиента;
использует технику СПИН и т.д.
Этап презентации
применяет технику «цель-выгода»;
выстраивает презентации согласно маркерам о мотивах покупки.
Этап работы с возражениями
работает с возражениями по алгоритму и т.д.
Этап завершения сделки
подтверждает достигнутые договоренности;
узнает контактный телефон клиент;
информирует клиента о последующих действиях и т.д.
Квалификация менеджеров: автоматизация скриптов
Чтобы ваши сотрудники хорошо продавали, у них должны быть в наличии скрипты продаж. Скрипты представляют собой схему разговора, которая включает последовательность вопросов/предложений и возможные варианты ответа клиентов.
Само по себе использование скриптов не только повышает уровень выручки, но и способствует ускорению процесса квалификации новых менеджеров. Конечно, вы должны постоянно контролировать, используют ли они скрипты. Для автоматизации работы со скриптами вы можете использовать, например, HyperScript.
Квалификация менеджеров: регулярный набор нового персонала
Организуйте постоянный процесс подбора продавцов. Ищите лучших и показывайте остальным, что на их место всегда есть много желающих. Это тоже стимулирует ваших сотрудников повышать свою квалификацию.
Квалификация менеджеров: как организовать процесс подбора кадров
Квалификация менеджеров будет только расти, если грамотно выстроите процесс его подбора. Можно воспользоваться следующим планом.
Проработайте навыковую модель и поймите, какие специалисты вам нужны
Разработайте систему мотивации
Сформируйте карьерную модель с понятными критериями роста
Составьте портрет кандидата под каждую должность
Определите цели и план набора
Выберите каналы поиска кандидатов
Настройте воронку подбора
Проводите собеседования регулярно
Помните, что это процесс подбора кадров в отдел продаж не должен останавливаться. Это важно, как минимум, по 2 причинам:
продавцы склонны к текучести и постоянному поиску мест получше;
те, кто остается никогда не будут ощущать себя незаменимыми.
Квалификация менеджеров: умение говорить на ХПВ-языке
Квалификация менеджера существенно повысится, если он освоит ХПВ-язык, то есть сможет продавать, описывая продукт через характеристику — преимущества — выгоды.
К характеристикам стоит отнести размер, цвет, мощность, объем и другие свойства продукта. Преимущества — это то, что отличает ваш продукт от аналога конкурентов (цена, доставка, оперативность и т. д.). Выгоды — это то, что клиент получит в результате покупки.
Также покупателям интересны детали, и отлично, если менеджер об этом может толково рассказать. Например, кто производитель и какие материалы используются, есть ли гарантия, можно ли вернуть или купить в рассрочку.
Кроме того, квалифицированные менеджеры внедряют в работу принцип 4U. То есть может быстро донести до клиента:
в чем полезность (Usefulness)
в чем ультраспецифичность (Ultra specificity)
почему срочность (Urgency)
в чем уникальность (Uniqueness).
Мы рассмотрели, как построить систему обучения и развития менеджеров, чтобы они регулярно выполняли план. Практически все инструменты вы можете внедрить без затрат.
Хотите построить свою систему обучения менеджеров?