Бизнес-тренер по продажам | чек-лист для его оценки
Хороший бизнес-тренер по продажам способен за 2 месяца увеличить выручку, минимум, на 30%. Даем 5-шаговую инструкцию, как выбрать того, кто сможет это сделать.
Еще больше идей для роста выручки можно получить на наших авторских бесплатных вебинарах от компании Ой-Ли. Регистрируйтесь прямо сейчас.
Вы ищете бизнес-тренера, чтобы увеличить выручку?
Приходите на программу Oy-li
Читайте в статье:
- Бизнес-тренер по продажам: шаг 1 – соберите информацию
- Бизнес-тренер по продажам: шаг 2 – проанализируйте резюме
- Бизнес-тренер по продажам: шаг 3 – задайте на собеседовании правильные вопросы
- Бизнес-тренер по продажам: шаг 4 – пройдите демо-версию обучения
- Бизнес-тренер по продажам: шаг 5 – оцените эффективность
- Бизнес-тренер по продажам: шаг 6 – подготовьте внутреннего тренера
Бизнес-тренер по продажам: шаг 1 – соберите информацию
С одной стороны, обучение продажам персонала, тренинги для продавцов, тренинг отдела продаж – насущная необходимость сегодняшних реалий. И бизнес-тренера найти очень легко. С другой стороны, будет ли он достаточно квалифицирован и полезен именно для вас.
Чтобы понять это, начинайте тщательно готовиться к отбору кандидатов. Чтобы это сделать, воспользуйтесь чек-листом.
- Понять, какие именно результаты вы ожидаете получить от обучения. Критерием оценки этих результатов может послужить увеличение выручки в компании.
- Прописать подробно все требования к кандидату и проверить эти требования на адекватность, изучив предложения рынка.
- Получить в ответ на запрос/объявление резюме кандидатов.
- Составить список вопросов для интервью с кандидатом.
- Собрать и проанализировать отзывы о кандидате.
Бизнес-тренер по продажам: шаг 2 – проанализируйте резюме
При отборе кандидатов у вас в руках должны оказаться пару десятков резюме, послужных списков, предложений. Предварительно обратите внимание на несколько важных моментов при их анализе.
► У соискателя должно быть высшее образование. Последнее учит людей быть гибким, проактивным, расширяет диапазон общих знаний, закладывает базис стремления к постоянному развитию, что очень важно.
► Нежелательно, чтобы у кандидата было чисто гуманитарное или только психологическое образование. Существует риск, что обучение пройдет без конкретных кейсов с отработкой скрипта, возражений, ситуаций с невыполнением планов. Но это только предполагаемый риск, а не стоп-фактор. Дополнительно изучите послужной список такого кандидата и отзывы о нем.
► Желательно, чтобы у кандидата было техническое образование или хотя бы экономическое. Такие люди обладают более «дисциплинированным» умом, оперируют фактами, цифрами, планами, показателями и индикаторами.
► Важно, чтобы соискатель имел свидетельство о прохождении специализированных тренерских курсов. На них учат лидерским навыкам, умению увлечь аудиторию и донести до нее необходимые знания.
► Лучше всего, когда за плечами у бизнес-тренера есть опыт реальных продаж. Так он выглядит гораздо убедительнее и авторитетнее в глазах обучаемых им продавцов.
► Поинтересуйтесь, готов ли кандидат провести демо-тренинг. Подробнее об этом дальше.
Бизнес-тренер по продажам: шаг 3 – задайте на собеседовании правильные вопросы
Ориентируйтесь на этот список вопросов. Они достаточно «каверзные», несмотря на всю свою кажущуюся простоту.
Какой у вас опыт проведения обучения для продавцов?
Если кандидат на бизнес-тренеры в продажах скажет, что он в этой сфере уже лет сто пятьдесят, уточните сколько тренингов он проводит в год.
Есть ли у вас опыт в переговорах и закрытии сделок?
Вам не нужен теоретик. От него будет мало толку. Да, он сможет разжечь в продавцах нестерпимое стремление «безжалостно» закрывать всех и каждого. Дня на два и не больше. По той простой причине, что у него нет реальных инструментов, которые бы срабатывали при правильном применении: скриптов, техник, алгоритмов, ключевых фраз и т.д.
Почему ваша программа подходит для нашей компании?
Если человек вам ответит, что программа является универсальной, подходит для всех и т.п., можно вежливо начинать закругляться с интервью. Не бывает никаких универсальных программ. Для того, чтобы определиться с программой и адаптировать ее, нужен хотя бы какой-то минимальный аудит компании. Вот это и должен вам предложить ваш кандидат.
Кем создавалась «рыба» и база знаний для тренинга?
Настоящий профессионал имеет свои наработки из опыта взаимодействия с компаниями из разных сегментов и отраслей. Только заимствованные идеи в тренинге не дадут вам конкурентного преимущества. Пусть бизнес-тренер в продажах перечислит сферы бизнеса, с которыми он соприкасался.
Чему в основном посвящен тренинг?
Если перед вами, действительно, бизнес-тренер по продажам, то 90% его тренинга отведено отработке заявленных навыков. Теория никому не нужна.
Как вы будете выстраивать работу с компанией до, во время и после тренинга?
Это вопрос-ловушка. Ответ бизнес-тренера по продажам должен содержать ключевые моменты ответа по «до» и «после». Если кандидат недоумевает и не понимает, о чем идет речь, прощайтесь с ним. Нормальный бизнес-тренер перед занятиями должен провести аудит, чтобы персонализировать свою программу. А после обучения оставаться какое-то время в доступе для работы над ошибками.
Кого вы уже обучили?
С послужным списком у эффективного бизнес-тренера по продажам проблем не возникнет. Он назовет вам ряд компаний и их достижений после обучения, покажет благодарственные письма и отзывы.
Как часто и где вы повышаете свою квалификацию?
Бизнес-тренер должен постоянно развиваться. Поэтому, как минимум, он должен посещать тренинги для тренеров, анализировать работу коллег, посещая их мероприятия и в идеале регулярно проходить обучение у западных мастеров.
Бизнес-тренер по продажам: шаг 4 – пройдите демо-версию обучения
Демо-тренинг по формату представляет собой 30-минутное занятие, чтобы составить представление о преподавателе:
- доносит ли он свои мысли на понятном для персонала языке
- умеет ли мотивировать продавцов
- выдает ли четкие пошаговые алгоритмы действий
- логична ли программа
- вовлечены ли все сотрудник в активность
- правильно ли работает с «трудными» слушателями
- использует ли приемы ораторского мастерства (техники речи, контакт глаз, жесты, интонация, движения, база рук, дикция, темп и слова-паразиты).
Если бизнес-тренер «пройдет» этот чек-лист, то скорее всего он достигнет главной цели обучения – сформировать необходимые навыки и продавцов для эффективного закрытия сделок.
Бизнес-тренер по продажам: шаг 5 – оцените эффективность
Эффективность работы бизнес-тренера по продажам оценивается по следующим критериям.
1. Запомнил/не запомнил
В результате тренинга преподаватель передает слушателям определенную базу знаний. Одним из способов проверить усвоена ли она – развернутый письменный тест. Обычно список вопросов для него должен быть сформирован бизнес-тренером и адаптирован им под специфику компании и программы. Еще лучше провести устный экзамен. Это более надежный метод.
2. Усвоил/не усвоил
Мы знаем, что нормальный продавец – это не просто попугай, читающий со скрипта. Он все же должен понимать почему и с какой целью произносится та или иная фраза, осуществляется действие. Поэтому степень понимания материала можно выяснить 2 способами.
- Первый способ – проведите собеседование с участниками тренинга, где вы будете задавать вопросы по каждому пункту (зачем? почему? с какой-целью? что это дает?
- Второй способ – пусть бывший слушатель объяснит часть того, что он усвоил на занятиях своему коллеге, который на них не был.
3. Сможет применить/не сможет применить
Перед лицом, прошедшим обучение, должна быть поставлена конкретная практическая задача. Приведем примеры:
- сделать холодный звонок по всем правилам;
- оставить план промежуточной активности менеджеров на месяц;
- описать порядок и тайминг этапа бизнес-процесса.
4. Использует/ не использует
Обычно навыки, полученные на тренинге, замеряются по этому критерию примерно недели через три после обучения. Если продавец их не использует, то они очень быстро «покинут» его голову.
Бизнес-тренер по продажам: шаг 6 – подготовьте внутреннего тренера
Хороший внешний бизнес-тренер по продажам изначально настраивает бизнес-процессы в компании. Но параллельно с внешним обучением вы должны выстроить свою внутреннюю систему повышения квалификации сотрудников.
Когда компания находится в начальной фазе своего развития, роль внутреннего бизнес-тренера по продажам может выполнять руководитель отдела. Но помните, что в его функции входит не только обучение, но и контроль, планирование, организация и мотивация. Поэтому со временем подберите специального человека, который будет заниматься только обучением.
Не стоит его мотивацию привязывать к плану продаж. Для внутреннего тренера необходимо ввести систему ключевых показателей эффективности (KPI), за выполнение которых он и будет получать свое вознаграждение.
К таким KPI: количество разработанных тренингов, тренинг-дни, количество протестированных сотрудников.
Мы предоставили вам 5-шаговую инструкцию, как подобрать действительно эффективного бизнес-тренера. Если вы будете следовать ей, то получите специалиста, который увеличит вам выручку.
Вам нужен бизнес-тренер по продажам?
Узнайте о наших условиях сотрудничества