Чтобы понимать, в какой точке вы находитесь, к чему стремитесь и как этого достичь, нужна стратегия развития продаж. Если ее нет, считайте, что вы идете туда, не зная куда. А значит ваши мечты про много миллионные обороты скорее всего останутся только мечтами. В этой статье разбираемся, как ставить цели и какие показатели надо планировать.

Еще больше идей для роста выручки можно получить на наших авторских бесплатных вебинарах от компании Ой-Ли. Регистрируйтесь прямо сейчас.

стратегия продаж

Узнай, как получить 70 шаблонов для настройки отдела продаж ценность 1 500 000 руб.

Оставляйте заявку



Стратегия продаж

Читайте в статье:

  • Стратегия продаж по SMART
  • Определяем направление стратегии: вы мясник или молочник?
  • Планируем стратегические показатели
  • 5 фактов, которые нужно помнить при разработке стратегии
  • Кейсы по стратегии продаж
  • Ключевые моменты

Чтобы оценить важность стратегии для бинеса, давайте сначала определим, без чего эффективный процесс продаж будет невозможен:

  • Ниша (рынок, на котором вы работаете);
  • Целевая аудитория (кому вы продаете на основании ABC анализа);
  • Каналы продаж и коммуникаций (как вы рассказываете ЦА о совем продукте);
  • Организационная структура отдела продаж (процесс взаимодействия с клиентов, его обслуживание);
  • Бизнес-процессы (как организован процесс внутри компании);
  • Декомпозиционные планы (стратегия).

Последний пункт очень важен для стратегии развития компании. Наш опыт показывает, что далеко не у каждой организации есть четко сформулированная стратегия на 1-3 года. Важно понимать, что ее отсутствие серьезно увеличивает риски провала бизнеса в будущем.

Рассмотрим, как создать стратегию развития и что она должна включать.

Стратегия продаж по SMART

Перед тем как в рамках стратегии поставить цели, убедитесь, что они будут сформулированы по технологии SMART. Расшифровывается эта аббревиатура следующим образом:

  • Specific (конкретная),
  • Measurable (измеряемая, чтобы понять, когда она будет достигнута),
  • Achievable (выполнимая и реальная),
  • Relevant (обеспеченная ресурсами),
  • Time bound (срочная, ее достижение должно быть ограничено по срокам).

Две распространенные ошибки:

— Жить прошлыми целями. Важно помнить, что рынок, условия, конкуренты все время меняются. Соответственно, и ваши цели должны быть скорректированы.

— Жить будущими целями. Ваши цели должны соответствовать настоящим ресурсам и возможностям.

Определяем направление стратегии: вы мясник или молочник?

Существует два пути развития:

— Мясник. Когда собственник постепенно и регулярно вкладывает ресурсы в свой бизнес и только спустя определенное время, когда бизнес (бык) вырастет, получает существенную прибыль (продаст мясо быка на стейки).

— Молочник. Когда собственник вкладывает свои ресурсы по чуть-чуть (сено) и получает небольшую прибыль (молоко), но ежедневно.

Однако, чтобы всегда быть в плюсе, лучше всего менять стратегии в зависимости от ситуации на рынке. Идеальный вариант, когда при получении прибыли 30% вы забираете себе, 30% – реинвестируете, 30% – отправляете на формирование резервного фонда.

Планируем стратегические показатели

В первую очередь определите, чего вы хотите достичь по следующим ключевым показателям в течение 1-3 лет:

  • Доля рынка;
  • Размер выручки;
  • Норма прибыли;
  • Региональная представленность;
  • Региональная доля рынка.

Теперь определитесь с более точечными целями:

  • Выручка по новым клиентам;
  • Выручка по новым продуктам;
  • Цель по увеличению доли в текущих клиентах;
  • Цель по количеству лидов из различных каналов коммуникации с учетом конверсии в воронке новых клиентов;
  • Цель по оттоку клиентов;
  • Цель по невозвратной дебиторской задолженности.

5 фактов, которые нужно помнить при разработке стратегии 

→  Планы можно бесконечно делить от больших к маленьким: по регионам, по отделам, по сотрудникам, по месяцам и даже дням, по промежуточным показателям эффективности (это касается текущих и новых клиентов).

→  За каждую цифру должен нести ответственность отдельный сотрудник.

→  Кроме плана по продажам нужно составлять такие же подробные финансовый и маркетинговый план. Все они должны быть взаимосвязаны.

→  Помните, что 20% усилий приносят 80% результата. Можно совершить 1000 действий и не получить результата, а можно сделать что-то одно, и получить хорошую прибыль. Ищите эти зависимости и с их учетом ставьте цели.

→ Отдел продаж никогда не бывает идеальным, поэтому составлять и пересматривать планы нужно постоянно. Только тогда можно расти и развиваться в текущих условиях.

Стратегия продаж: ключевые моменты

Пройдемся по ключевым моментам статьи еще раз. Стратегия продаж пример написания составляется на перспективу 3-5 лет. Начать нужно с оценки того, что есть сегодня, выявить сильные и слабые стороны. Это включает определение и анализ:

  • УТП продукта, сравнение с тем, что представляют конкуренты
  • Портрета целевой аудитории
  • Каналов продаж
  • Эффективности персонала
  • Бизнес-процессов, унифицированных стандартов
  • Ценовой политики и т.д.

Далее составьте сценарий ситуации, которая должна сложиться через 3-5 лет. Картинка может в двух вариантах – идеальной и реалистичной. В сценарии нужно отразить все ключевые показатели, а также шаги, действия, которые помогут их достичь. Стратегическими будут такие метрики:

  • Прибыль
  • Выручка
  • Средний чек
  • Рентабельность
  • Трафик
  • Число стратегических клиентов
  • Конверсия

Также важно понимать, что стратегию нельзя положить на полку и ничего в ней не менять. Экономика – живой механизм, есть факторы, которые могут существенно изменить положение, поэтому слепо следовать стратегии нельзя, при необходимости ее нужно анализировать, оценивать, корректировать.


Ещё больше идей и примеров по этой теме вы получите на наших авторских бесплатных вебинарах. Регистрируйтесь!


Мы рассмотрели четыре важных момента, которые вам пригодятся при разработке стратегии. Читайте реальные истории о влиянии стратегии продаж на результаты и получите консультацию, как составить ее именно в вашем бизнесе.

Кейсы по стратегии продаж

Екатерина Уколова

Екатерина Уколова
Управляющий партнер «Oy-li»

20% усилий приносят 80% результата

Консалтинговая компания проводила 50 встреч в месяц. Конверсия в продажу составляла 5% (2-3 клиента). Она пересмотрела стратегию и более четко определила свою целевую аудиторию, стала по-другому квалифицировать входящий трафик клиентов. В результате число встреч сократилось до 4, но при этом по-прежнему 2-3 компании становились ее клиентами.

Зачем нужен резервный фонд

Собственник мебельной компании каждый месяц откладывал 5 млн руб. в резервный фонд. Другие 5 млн руб. забирал себе, ещё 5 — реинвестировал. Конкуренты попытались осуществить рейдерский захват, пришлось приостановить производство и продажи. Позже, когда удалось решить проблемы, компания смогла восстановить все прцессы благодаря средствам из резервного фонда.

Руководитель отдела продаж

Поможем разработать стратегию развития продаж!

Чтобы планы по продажам всегда выполнялись