План отдела продаж формируется с помощью 5 последовательных этапов, а его наличие и соблюдение способно увеличить выручку в 2 раза. Расскажем, как его создать и на что обратить внимание.
План отдела продаж: этап 1 – анализируем бизнес по принципу Парето
Прежде чем формировать общий прогноз и трансформировать его в конвертационную модель с количественными показателями, необходимо определиться с качественными характеристиками бизнеса. Для этого используйте принцип Парето.
Принцип гласит: 20% усилий дают 80% результата. Остальные 20% результата достигаются за счет 80% усилий.
Это означает:
20% сделок дают 80% оборота
20% клиентов покупают 80% объема продаваемой продукции
20% ассортимента составляют 80% товарооборота
Следует проанализировать бизнес на парето-эффективное состояние по 3 категориям.
1. Сотрудники
Следует оставлять только самых эффективных из них. Выявить их помогут известные принципы материальной мотивации: «Принцип сложного оклада», «Принцип больших порогов», «Принцип Дарвина». Выжить в таких условиях смогут только сильнейшие. Но и заработать для компании и себя они смогут действительно много. Затем проанализируйте их промежуточные показатели и предварительно выведете ориентировочную систему KPI.
2. Клиенты
Чтобы понять, какие именно 20% покупателей делают вам 80% оборота, проведите ABCXYZ – анализ. Анализ портрета клиентов, попавших в группы AX, AY и BX, даст представление о целевой аудитории. И входящие лиды можно будет квалифицировать и прогнозировать доход уже по понятным принципам.
3. Продукты
Тут необходимо заняться оценкой рентабельности. Анализ поможет понять какие 20% продуктов приносят 80% прибыли. Усилия менеджеров следует направлять именно на их реализацию. Такое решение предотвратит распыление ресурсов компании.
План отдела продаж: этап 2 – прогнозируем прибыль
Прогнозируемый показатель прибыли для составления плана является моментом истины. Его нельзя взять с потолка. Размер планируемой прибыли должен быть адекватным и рассчитываться, исходя из анализа бизнеса по принципу Парето и влияния внешних факторов. Вы допустите, как минимум 4 ошибки, пытаясь определиться с цифрой прибыли, если не учтете:
1. Разовый характер отдельных крупных сделок
Если при прогнозировании вы опираетесь на прошлые результаты, не забудьте исключить из них крупные «удачи», которые могут не повториться в будущем: выигранные тендеры, разовые заказы и т.д.
2. Сезонность
Сколько угодно можно говорить о том, что все проблемы в головах, а не во внешней среде. Тем не менее, хорошенько проанализируйте выручку по месяцам за несколько лет. Возможно это наведет вас на мысли о том, когда же у компании случается «несезон».
3. Возможность экономического кризиса
Конечно, невозможно предсказать резкий обвал экономики, инфляцию и смену курсов валют. Просто допускайте эту возможность и пересчитывайте, сколько нужно продать единиц продукции, чтобы получить желаемую прибыль. Вас же интересует реальный доход, а не номинальный.
4. Маркетинг
Все эффекты от маркетинговых усилий должны легко просчитываться. В этом плане инструменты интернет-маркетинга являются наиболее точными. Скорректируйте план в сторону увеличения с учетом предстоящих акций. Не можете это сделать? Меняйте маркетинговую стратегию и каналы.
План отдела продаж: этап 3 – делаем прогноз оборота и устанавливаем показатели лидогенерации
Следующие показатели, которые рассчитывается для плана отдела продаж после того, как желаемая прибыль установлена, выручка и количество необходимых лидов для ее достижения. Получить эти цифры – дело нехитрых математический операций.
Для этого нам понадобятся следующие цифры:
маржинальность продуктов;
средний чек;
общая конверсия в воронке.
Считаем в следующем порядке
Зная маржинальность наиболее рентабельных продуктов (а какие продукты наиболее рентабельны мы выяснили еще на первом этапе, когда проводили анализ ассортимента по принципу Парето) можно выяснить долю прибыли в общей выручке. Затем считаем прогнозную выручку по формуле:
Выручка = прибыль х 100 / процент прибыли в выручке
Например, желаемая прибыль составляет 800 000 руб., а процент прибыли в выручке — 20%. Считаем: 800 000×100 / 20 = 4 000 000 руб.
Возьмем показатель среднего чека и рассчитаем количество результативно закрытых сделок по формуле:
Количество успешных сделок = выручка / средний чек
Вооружившись цифрой конверсии в воронке получим показатель трафика по формуле:
Количество лидов = количество успешных сделок х 100 / конверсия
Например, 1000 сделок х 100 / 25 (конверсия) = 4000 лидов.
Эти подсчеты проводятся в отдельности для каждого прогнозного месяца с учетом меняющихся внешних факторов и планируемых маркетинговых мероприятий.
Цифры выручки и количества необходимых лидов вносятся в план отдела и представляют основу конвертационной прогнозной модели.
План отдела продаж: этап 4 – определяем общие промежуточные показатели активности
Для того, чтобы определить и вписать в план отдела общие промежуточные показатели, необходимо знать «проходимость» воронки, то есть конверсию каждого ее этапа. Ее можно получить, построив воронки для 2-3 месяцев, предшествующих планируемому периоду.
Дальше определяются общие цифры для промежуточных этапов для каждого месяца в будущем:
количество сделанных первичных звонков
количество выставленных коммерческих предложений;
количество повторных звонков;
количество встреч / презентаций / приглашений;
количество выставленных счетов;
количество оплат.
Все эти показатели переносятся в план отдела продаж для 10-12 месяцев. В итоге получаем конвертационную прогнозную модель.
План отдела продаж: этап 5 – преобразуем общие показатели в персональные
Общий план отдела необходимо в дальнейшем декомпозировать до персональных задач каждого менеджера.
Чтобы это сделать необходимо пройти 4 шага.
Построить воронку для каждого «парето-эффективного» сотрудника
Перевернуть воронку, чтобы получилось количество:
оплат;
выставленных счетов;
встреч / презентаций / приглашений;
повторных звонков;
коммерческих предложений;
сделанных первичных звонков.
Двигаясь вверх по перевернутой воронке, рассчитайте показатели для каждого этапа.
Скорректировать персональные прогнозы с учетом общего плана продаж отдела.
План отдела продаж: этап 6 – составляем отчеты
Выполнение плана отдела продаж контролируется с помощью систему отчетности. Есть несколько ключевых отчетов, которые мы рекомендуем внедрить в свою практику.
1. План оплат на неделю. Создайте соответствующую таблицу, где обязательно будет пункт «когда оплатит». Его заполнение стимулирует продавцов быть ответственными и делать все для того, чтобы успеть в срок.
2. Факт оплат за день. Этот отчет выполняет информационную функцию. Главная особенность данного отчета — заполнение несколько раз в день. Руководитель назначает реперные точки для внутридневного контроля исполнения плана. Отслеживать оплаты на основе заполнения «факта оплат на сегодня» вы можете 2-3 раза в день. Например, в 12:00, 16:00 и 18:00.
3. План оплат на завтра. Отчет детализирует прогноз на неделю.
4. Сводный отчет по типу «доска». Здесь динамически изменяются и отображаются показатели выполнения плана по каждому сотруднику отдела.
Мы рассказали какие 5 этапов нужно пройти, чтобы сформировать реалистичный и план продаж отдела – общий и для каждого сотрудника в отдельности. Главный принцип – «принцип Шерлока Холмса» — движение от общего к частному, декомпозиция адекватно рассчитанных общих цифр по прибыли и выручки до количества конкретных действий отдельного продавца.
Хотите поставить план отделу продаж, чтобы его выполнили?