Организация работы менеджера | создаем фундамент для роста продаж
Для достижения наилучшего результата в продажах весь бизнес-процесс, касающийся организации работы менеджеров, строго регламентируется. Это означает, что персонал должен обладать определенными навыками, соблюдать этапы продаж в воронке, поступательно продвигая по ним сделку к закрытию, и отвечать за результат. Расскажем, что нужно делать, чтобы организовать сотрудников наиболее эффективным образом.
В связи с этим следует сосредоточиться на следующих действиях:
► Описание бизнес-процесса со всеми промежуточными этапами и контрольными точками. Полученная модель должна быть затем внедрена и настроена в CRM.
► Проведение встреч с сотрудниками по технологии SMART и приведение персональных целей сотрудников в соответствии с общими целями компании.
► Контроль сотрудников с помощью промежуточной системы отчетности.
► Обучение сотрудников переговорным техникам и подготовка тренингов по бизнес-процессу продаж.
Организация работы менеджеров: этапы процесса продаж
Если процесс продаж в вашей компании не формализован, то необходимо провести предварительную работу. Это первый и самый главный шаг в вопросе организации работы менеджеров. Поэтому нужно:
Выявить свои этапы продаж в соответствии со спецификой бизнес-сегмента и отрасли;
Обсудить полученную модель с РОПами и менеджерами по продажам с целью первичной коррекции;
Внедрить бизнес-процесс в CRM;
Провести тестирование бизнес-процесса в реальных условиях;
Скорректировать модель бизнес-процесса по результатам тестирования «в поле»;
Утвердить окончательную модель бизнес-процесса;
Ввести промежуточную отчетность для контроля движения сделок по этапам в разрезе каждого менеджера по продажам;
Контролировать конверсию переходов сделок из этапа в этап и работать с проблемными зонами.
Приведем пример воронки продаж, которая отражает этапы бизнес-процесса в сегменте B2B.
Каждый этап отражает определенное действие, которое характеризуется некоторой конверсией из этапа в этап:
Лид поступил
Лид квалифицирован
Клиенту отправлено коммерческое предложение
Клиент заинтересован
Клиент оплатит
Выписан счет
Деньги поступили на счет предприятия
В воронке не должно быть этапов с неопределенными статусами: «думает», «в процессе», «в работе». Это скажется не лучшим образом на эффективной организации работы менеджеров.
Организация работы менеджеров: постановка целей
Чтобы получить такой объем выручки, какой вам хочется, важно уметь правильно поставить цель и потом декомпозировать ее в разрезе организации работы каждого менеджера. То есть разложить на более мелкие цели, достижение которых как раз и приведет к выполнению главной.
При этом важно понимать, что цели следует ставить по технологии SMART.
SMART — это аббревиатура:
S — specific. Цель должна быть максимально конкретной;
M — measurable. Нужно установить четкие критерии, по которым можно понять, что цель достигнута;
A — achievable, ambitious, agresive, аttractive. Конечный результат должен быть амбициозным и стимулировать подчиненного достичь его;
R — relevant, resource. У вас должны быть ресурсы для достижения цели;
T — time bound. Цель должна иметь сроки выполнения.
Для того чтобы правильно организовать работу менеджеров в достижении поставленных персональных целей, необходимо:
Узнать свою долю в клиенте (посчитать пенетрацию) — сколько он покупает у вас и сколько у конкурентов,
Определить потенциал клиента,
Установить индивидуальный план продаж по клиенту того же продукта и смежного продукта,
Учесть пожелания клиента и составить новое коммерческое предложение,
Проработать маркетинговую стратегию, которая будет побуждать клиента покупать больше у вас,
Запланировать регулярное измерение доли в клиенте.
На этапе получения информации о клиенте руководитель отдела продаж должен проконтролировать, что каждый менеджер заполнил все необходимые таблицы и формы с полями, приведенными выше.
Организация работы менеджеров: контроль и промежуточные итоги
Система промежуточного регулярного контроля каждого сотрудника представляет собой неотъемлемую часть процесса организации работы менеджера.
Существует несколько форм ежедневной отчетности, которые помогают одновременно организовать, контролировать и стимулировать персонал. К ним относятся:
Ежедневный отчет «план оплат на сегодня»
На основании этого вида отчета принимаются решения, которые позволят достичь установленной планки по выручке. План на неделю составляется в конце предыдущей недели. Затем ежедневно он актуализируется и высылается руководителю отдела;
Ежедневный отчет «факт оплат за сегодня»
В течение дня важно контролировать 2 реперные точки на предмет продаж на текущий день и указанный час: 12−00 и 16−00. Такой частый контроль стимулирует менеджеров работать более эффективно;
Ежедневный отчет «план оплат на неделю»
В этот отчет вносятся названия юридических лиц и суммы, которые они оплатят завтра. Удобнее всего его запрашивать, составлять и получать в конце дня, который предшествует плановому. Вечером можно успеть существенно скорректировать работу менеджеров.
Ежедневный сводный отчет
В нем отражаются ежедневные изменения в работе каждого менеджера. Контролируются такие точки: факт по сделкам, выполненный процент от плана, план до конца текущей недели, план до конца месяца и т.д.
Существует еще немало форм отчетов, которые позволят наладить организацию работы менеджеров на должном уровне. Главное, что ежедневное заполнение позволит вам легко контролировать и управлять продажами в разрезах: месяца, недели, дня, часа.
Организация работы менеджеров: проведение тренингов по переговорным навыкам
Менеджеры должны соответствовать определенной навыковой модели, чтобы продавать эффективно. Если они не умеют торговаться, легко уступают в цене, боятся продать клиенту в большем объеме и на крупную сумму, то вы вряд ли добьетесь успеха.
Поэтому еще одной обязательной частью организации работы менеджеров по продажам является проведение для них тренингов по переговорам. Обратите внимание на то, чтобы в этом тренинге присутствовала отработка минимального обязательного набора переговорных навыков:
1. Подготовка к переговорам
Этот навык включает в себя выбор стратегии и работу с полями интересов. Кроме того, ваши менеджеры должны познакомиться с понятием переменных торга и использовать их при подготовке к переговорам. К переменным торга относятся: стоимость, сроки, доставка, дополнительный функционал и т.д.
2. Переговоры в действии
Развивайте навыки по техникам сторителлинга и small talk, навыки презентации, способность выявлять потребности и оперативно работать с возражениями клиента.
3. Анализ позиции и реальных интересов клиента
Для этого сначала нужно оценить позицию оппонента: с какими условиями соглашения он пришел. И далее выяснить его интересы – что он защищает, отстаивает, к чему стремится. Задача переговорщика, используя свои навыки и опыт, найти общие поля интересов и исходить из них.
К истинным полям интересов относятся:
цена
качество продукта
доставка
рассрочка
связи
бартер
хобби
4. Умение разгадать эго-состояние клиента
Согласно теории Эрика Берна любой индивид в социуме в каждый момент времени может находиться в одном из трёх состояний:
«ребёнок» — эмоции;
«взрослый» — логика и холодный расчет;
«родитель» — оценка и критика.
Все состояния являются пограничными. Переход в них зависит от каждой конкретной ситуации.
Как это можно применить к переговорам. Например, клиент находится в эго-состоянии «родитель». Это значит, что он считает возможным и необходимы в данный момент времени поучать вас и назидательно объяснять, как правильно и неправильно.
Если опытный переговорщик наблюдает подобную ситуацию, то он сначала присоединиться к клиенту в его состоянии «родитель», соглашаясь с его чаяниями и возражениями. Как только, клиент привыкнет к собеседнику у переговорщика возникнет возможность плавно перевести разговор в позицию «взрослого» — область реальных выгод и интересов.
Организация работы менеджера: собрания
Для организации эффективной работы персонала необходимо внедрить систему собраний и совещаний. Это позволит не только контролировать ситуацию, но и вовремя скорректировать какие-то моменты.
Совещания бывают:
1. Еженедельное — проходит в начале рабочей недели утром. Здесь обсуждаются и анализируются результаты прошлой недели, ставятся планы на текущую, кратко разбираются проблемные этапы бизнес-процесса, озвучиваются результаты конкурсов.
2. Ежедневное — проходит каждый день утром. На собрании фиксируется факт выполнения планов за вчера, план на предстоящий день, выполнение плана по ключевым показателям эффективности.
3. Летучки — проходят 2−3 раза в день с группами сотрудников и иногда индивидуально. Также обсуждаются факт оплаты, причины неоплаты, принимаются меры по корректировке ситуации.
Важно! У руководителя, который проводит совещание, должна быть четкая повестка, чтобы не тратить время на пустые разговоры.
Мы рассмотрели неотъемлемые составляющие для эффективной организации работы менеджеров. Очевидно, что сотрудники в отделе продаж всегда должны оставаться в рамках отлаженного бизнес-процесса, работать на результат, который измерим и контролируем, и постоянно обучаться переговорным навыкам в рамках корпоративных тренингов.
Хотите, чтобы ваши менеджеры всегда выполняли план продаж?
Получите разбор вашего бизнеса лично от Екатерины по 8 точкам масштабирования