Мотивация сотрудников | dashboard, конкурсы, наказания
Вечный вопрос — как правильно стимулировать сотрудников работать лучше и продавать больше. Мотивация сотрудников может быть как материальной, так и нематериальной. В этой статье мы рассказываем, как без денежного поощрения устроить соревнования в отделе продаж.
Узнай, как получить 70 шаблонов для настройки отдела продаж ценность 1 500 000 руб.
Оставляйте заявку
Мотивация сотрудников
Читайте в статье:
Мотивация сотрудников: dashboard
Мотивация сотрудников: штрафы
Мотивация сотрудников: конкурсы
Мотивация сотрудников: составные части
Мотивация сотрудников: кейсы
Мотивация сотрудников: dashboard
Одной из составляющих нематериальной мотивации сотрудников являются dashboard. Это доски, на которых размещены показатели продаж, в том числе, результаты по каждому сотруднику.
Виды dashboard:
В электронном виде
Информационная доска
Такие доски размещаются в отделах продаж или даже в торговых залах магазинов. Это хорошая мотивация для сотрудников. Никто не хочет быть в числе последних, особенно, когда все показатели выставлены на общее обозрение.
Мотивация сотрудников: штрафы
В компании должна быть четко прописана система демотивации — штрафы. По законодательству материальных штрафов быть не может. Речь идет о любом другом виде наказания. Для хорошей мотивации штрафы не должны носить материальный характер в виде лишения части оклада.
Составьте такой внутренний документ, где четко опишите, что считается нарушением и что грозит сотруднику, например, за опоздание, срыв сроков по проекту, если он не провел работу над ошибками по звонкам и т.д. Сотрудники должны четко понимать, в каких случаях применяется наказание.
Примеры штрафов:
Покупка пиццы на всех сотрудников
Положить в общую копилку 100 рублей
Лишение возможности работать с определенным клиентом
Ограничение в работе с теплыми лидами и т.д.
Мы не сторонники штрафов в контексте системы мотивации. Лишения должны применяться за административные нарушения, а не за показатели. Если сотрудник не достиг показателей, то он просто не получает бонус.
Мотивация сотрудников: конкурсы
Система конкурсов – это одна из составляющих внутренней культуры компании, элемент нематериальной мотивации сотрудников. Приз за победу является материальной ценностью. Но все же конкурс больше стимулирует азарт, интерес к соревновательности и победе, а не сам приз.
Если вы хорошо понимаете мотивацию своих менеджеров, знаете, у кого какая «кнопка», такие соревнования станут для вас отличным решением. Например, вы можете использовать звания/номинации «Лучший продавец месяца», «Лучший продавец семинаров» и т.д.
Примеры призов для мотивации менеджеров:
Медаль, фото на доске почета,
Поход в модный ресторан на двоих,
Полет на воздушном шаре,
Сертификат на покупку чего-то.
Фантазия призов безгранична. Это создает мотивацию продавать лучше, чтобы победить. Такая мотивация работает даже лучше, чем материальное поощрение.
Ежедневная рутина вносит свои коррективы в рабочий процесс. Такие соревнования оживляют интерес в работе.
Принцип создания конкурсов
Они не должны повторяться,
Они должны быть нацелены на улучшение конкретного показателя,
Должна проводиться оценка эффекта от соревнования.
Виды конкурсов
краткосрочные,
среднесрочные,
долгосрочные.
Среднесрочные и долгосрочные обычно направлены на улучшение общей системы продаж, общих показателей. Краткосрочные — на улучшение каких-то конкретных показателей.
Примеры конкурсов
В зависимости от целей мотивации сотрудников конкурсы направлены на получение разных результатов.
► 1. Для подтягивания результатов в конце месяца (конкурс краткосрочная неделя)
Суть: кто за последнюю неделю выполнит план, тот получает определенный материальный приз, либо нематериальный (поход в боулинг, например). Лучше делать его коллективным для всего отдела.
► 2. Для баланса результатов в начале месяца (50% плана и суперприз). Его можно проводить постоянно.
Суть: 80% отделам продаж присуща ситуация, когда полмесяца отдел раскачивается, потом начинает решать вопросы, чтобы выполнить план. Нужно создать конкурсную мотивацию сотрудников в начале месяца: тем, кто выполнит 50% плана в начале месяца, назначить приз.
► 3. Для дополнительной фокусировки на промежуточных показателях, работе с зигзагами (конверсия/встречи).
Суть: используется, чтобы поднять какой-то показатель. Например, нужно сделать акцент на конверсии во встречу. Вы говорите, что тот, кто сделает показатель конверсии ХХ%, тот получит определенный приз.
► 4. Для коллективной ответственности (командная игра на неделю), он направлен на сплочение команды.
Суть: мотивировать сотрудников помогать друг другу в обслуживании клиентов. Пресекать воровство клиентов. Приз назначить, если менеджер продал что-то клиенту сменщика, подменив его.
► 5. Для менеджеров-хантеров
Суть: приз предоставляется менеджеру по продажам, который посетил больше всего потенциальных клиентов за определенный период (месяц, квартал).
Варианты призов:
Планшет в личное пользование,
Поездка на выставку по профилю за счет компании с оплатой командировочных,
Поездка к поставщику (за продвижение нового товара – кто первый продаст новый товар),
Оплачиваемый дополнительно выходной день.
► 6. Пролонгированный конкурс
Суть: вы дарите сотруднику приз, который можно постоянно улучшать за счет дополнительных деталей. Например, за первый месяц перевыполненного плана вы дарите сотруднику смартфон. Следующий месяц – гарнитуру к нему, дальше – еще что-то. Т.е. вы создаете у сотрудника мотивацию работать еще лучше, при этом, привязка так же идет на приз, которым он уже доволен.
► 7. Для менеджеров-фермеров, которые работают с постоянными клиентами.
Суть: он создает мотивацию сначала узнать, а потом увеличить долю в клиенте. Например, кто больше продаст нового товара старым клиентам. Приз может быть любым. Вплоть до похода в ресторан и прочее.
Наш опыт подтверждает, что дело совсем не в призах! Даже такие простые вещи как медали, грамоты, фото на доске создают хорошую мотивацию для сотрудников добиваться поставленных целей лучше и быстрее. Внедрите конкурсы в свой бизнес, и вы удивитесь, как это отразится на увеличении вашей выручки.
Мотивация сотрудников: составные части
Система мотивации сотрудников должна строиться по принципу составных частей. Постоянным должен быть только твердый оклад — не очень большая сумма, которой должно хватить на аренду жилой комнаты в квартире с соседом или хозяйкой и самую простую еду. Все остальное менеджер должен заработать, выполнил план.
Мягкий оклад напрямую зависит от выполнения показателей эффективности, например, количество и качество проведенных звонков, встреч, ведение CRM и т. д.
Бонусы выплачиваются за выполнение плана продаж. Причем здесь важно соблюдать принцип больших порогов. То есть у недовыполнивших, выполнивших и перевыполнивших план должна быть существенная разница в расчете бонусов. Например, менее 80% плана — остался без бонусов, 80-100% — ½ оклада, более 100% — полный оклад.
В числе основных принципов мотивации также надо обозначить прозрачность, принцип Дарвина и принцип в 3 раза больше.
Кейсы
Екатерина Уколова Управляющий партнер «Oy-li»
Одни из наших клиентов проводят конкурс в стиле кинопремии Оскара. Призы получают все, начиная с менеджеров и заканчивая главным бухгалтером.
Для выявления лучших в компании в течение года по особой системе оценивается каждый сотрудник. Все стараются, т.к. хотят получить ценный приз:
Техника – бюджет 10 000 рублей
Автомобиль – годовой бонус
Поездка за границу – бюджет 15 000 рублей
Возможность ездить на авто
Деньги в шариках
Боулинг
Пейнтбол
Еда в офис
Поход в ресторан
Кресло для суперменеджера или «переходящий стул»
Дополнительные выходные (отгулы)
Компания клиента устроила конкурс по количеству звонков лицам, принимающим решение (ЛПР). Приз – купленная в магазине медаль.
До конкурса ни один менеджер не могу сделать и 25 звонков в день. После объявления конкурса уже на следующий день были такие результаты: один менеджер сделал 25 звонков, второй – 24, третий – 22.
Хотите мотивировать менеджеров, чтобы они выполнили план продаж?
Приходите на программу «Отдел продаж под ключ»
Получите разбор вашего бизнеса лично от Екатерины по 8 точкам масштабирования