Бюджет компании, его составление и использование примерно на 30% повышает прибыльность любой компании. Однако многие недооценивают возможности финансового планирования на определенный календарный период. От каких ложных представлений необходимо отказаться, чтобы превратить бюджет из кажущегося скучного набора цифр в инструмент принятия эффективных управленческих решений.
Узнай, как получить 70 шаблонов для настройки отдела продаж ценность 1 500 000 руб.
Оставляйте заявку
Бюджет компании
Читайте в статье:
Заблуждение 1: Бюджет компании – это дубинка
Заблуждение 2: Бюджет компании – упражнение в арифметике
Заблуждение 3: Бюджет компании составлен неправильно
Бюджет компании: виды и структура
Фактически, отказ всего лишь от этих трех установок может вывести бизнес на новый уровень, улучшить качество стратегического и оперативного планирования. Стоит отметить главное достоинство бюджета – в отличие от долгосрочного финансового прогнозирования он предельно конкретен. Поэтому он может сослужить любой компании неоценимую службу. Ведь бюджет детализирует ваши действия, которые в перспективе приведут к намеченным результатам.
Теперь рассмотрим каждое из заблуждений более подробно.
Заблуждение 1: Бюджет компании – это дубинка
Это не так – фактически бюджет помогает принимать решения. «Дубинкой» бюджет считают преимущественно те, кто не принимает управленческие решения. Поэтому уверенно можно сказать, что если в ответ на коммерческое предложение вы слышите, что «покупка не запланирована в бюджете», вы разговариваете с человеком, который ничего по большому счету не решает.
Для любого грамотного менеджера бюджет – это рычаг управления, который позволяет избежать неоправданных трат. При этом если расходы на какие-то действительно нужные товары и услуги не заложены в бюджет – это не повод от них отказываться. Однако это повод задуматься о том, почему они не были предусмотрены и скорректировать свой подход на будущее.
Заблуждение 2: Бюджет компании — упражнение в арифметике
Это не так: фактически бюджет – четкий план действий. Подход к составлению бюджета «отталкиваясь от цифр» – в корне неверный. Логика должна быть следующей: сначала план мероприятий, который вы намерены осуществить для достижения заявленных целей и показателей, и уже потом сбор заявок на расходы. Нет плана действий – нет четкого понимания реальных возможностей и лиц, ответственных за определенные участки работы.
План обязательно должен включать: мероприятие, обозначение ответственного за него, сроки начала и конца реализации. При этом конечный результат может быть декомпозирован на несколько месяцев. Тогда удобно промежуточно оценивать результаты. Также желательно определить первичный документ, который подтвердит выполнение мероприятия.
При составлении плана можно пользоваться, например, такой таблицей:
Если план мероприятий на год составлен таким образом по каждому подразделению и ответственному лицу, вы достигните поставленных целей. Если же прописаны мероприятия и ответственные, но не обозначены сроки и конкретные результаты, это создает неопределенность.
Заблуждение 3: Бюджет компании составлен неправильно
Это не так: фактически бюджет позволяет правильно реагировать на меняющиеся обстоятельства.
Ни один бюджет никогда не будет выполнен на 100%, иначе он не был бы нужен. Бюджет необходим для того, чтобы понять, в какой части он не выполняется, и вовремя скорректировать планы и действия компании.
Бюджет компании: виды и структура
В широком смысле бюджет компании – это ее доходы и расходы. Но внутри бюджета есть деление на различные статьи, разделы и подразделы. Существует два вида бюджета:
Операционный
Финансовый
Операционный бюджет может включать следующие разделы:
Доход от производства
Доход от реализации товаров или услуг
Расходы на сырье
Расходы на ведение хозяйственной деятельности
Расходы на обеспечение производственного процесса
Расходы на коммунальные платежи
Расходы на зарплату
Амортизация
Расходы на налоги
Финансовый бюджет по структуре сложнее, он строится на основе:
Финансового отчета компании
Отчета о движении денежных средств
Бухгалтерского баланса
Потока собственных денег
Построение бюджета компании может вестись в трех форматах:
Снизу вверх – сбор информации идет от подразделений до руководства
Сверху вниз – руководство самостоятельно делает прогнозы и спускает для выполнения подразделениям
Объединенный – информация идет от руководства, но сотрудники могут высказывать свое мнение.