Технология SMART: как правильно ставить цели в бизнесе

В каждом бизнесе должна быть формализованная стратегия развития компании минимум на 3 года. Чтобы ваши цели в бизнесе были достигнуты, используйте технологию SMART. Она позволяет грамотно оценить возможности, барьеры и найти трамплин для роста бизнеса. О том, как пользоваться технологией SMART, читайте в статье.

Как применяется технология SMART

SMART — это аббревиатура:

S — specific — конкретная;
M — measurable — измеримая;
A — achievable, ambitious, agresive, аttractive — достижимая, амбициозная, агрессивная, привлекательна;
R — relevant, resource — согласованная, ресурс;
T — time bound — ограниченная по времени.


tehnologiya-smart


S — specific — конкретная

Цель должна быть максимально конкретной и одинаково пониматься вами и окружающими. По технологии SMART она предполагает ответы на следующие вопросы:

  • Что именно должно быть сделано?
  • Когда?
  • В каких количественных показателей?

Неправильно

Стать успешнее

По SMART

К 01.01.2019 году войти в ТОП-10 компаний — экспортеров России по рейтингу Forbes

К 01.01.2019 году увеличить прибыль компании до 10 млн руб./мес.

M — measurable — измеримая

Вы и те, кому вы поручили достижение цели, должны понимать критерии, по которым будет понятно, что цель достигнута. Технология SMART мотивирует персонал настолько, насколько он видит свою конкретную выгоду в ожидаемых результатах.

Неправильно

Делать больше продаж

По SMART

Каждый продавец закрывает от 20 продаж в месяц со средним чеком от 100 000 рублей

A — achievable, ambitious, agresive, аttractive — достижимая, амбициозная, агрессивная, привлекательная

Achievable — достижимая

Такой критерий технологии больше подходит для наемных сотрудников, специалистов. Собственник спускает на них свои цели, но их действия ограничены рамками занимаемой ими должности.

Ambitious — амбициозная

Эта трактовка технологии SMART для ТОП-менеджеров компаний. Они по-прежнему ограничены волей собственника, но уже мыслят в рамках проекта. Поэтому их цели сложные, с огромным вызовом, но все же достижимые в рамках технологии.

Aggressive — агрессивная.

Критерий оценки достижимости цели по технологии SMART для предпринимателей. Когда цель, по мнению окружающих, выходит за рамки здравого смысла, но собственник делает все, чтобы достичь результата.

Attractive — привлекательна

Конечный результата должен захватывать перспективами ее достижения, причем не только собственника, но и тех, кому он делегировал выполнение поставленных целей.

SMART-технология используется также при управлении персоналом и постановке задач подчиненным. Поэтому крайне необходимо привязать итоговый результат к мотивации персонала, чтобы они лично были заинтересованы в его достижении.

R — relevant, resours — соответствующая данной ситуации, ресурс

Relevant — соответствующая данной ситуации

SMART-цель должна быть уместной в данной ситуации. Она должна вписываться в миссию вашей компании и не нарушать баланс с другими целями и приоритетами.

Все задачи должны разбиваться на этапы и подзадачи.

Большая ошибка бизнеса ставить задачи на 1 год, но при этом не составлять ежеквартальные и ежедневные планы действий. Важно четко понимать, как вы ее достигнете.

Эта категория технологии SMART также связана с управлением персоналом.

Resource — ресурс.

Технология SMART позволяет объективно оценить ресурсы, которые у вас есть сейчас: персонал, наличие средств, время.

Одна из частых ошибок бизнеса — делегировать одному человеку задачи разных направлений. Когда вместо команды различных специалистов все направления ведет только один человек.

T — time bound — ограничение по времени

Технология SMART ставит условием ограничить любую цель во времени. Вы можете поставить четкую дату выполнения цели, либо привязаться к определенному периоду. Без сроков цель будет невыполнима.

Неправильно

Стать ТОП-1 в своей нише

По SMART

Стать ТОП-1 в своей нише по итогам 2018 года

SWOT-анализ или SMART-цели

Традиционно в бизнес-школах учат сначала сделать SWOT анализ, чтобы оценить возможности бизнеса. Но мы считаем, что первоначально нужно применить технологию SMART. Цели собственника — в приоритете, ведь он не ограничен в своем бизнесе.

Видя свои цели, собственник начинает задумываться, за счет чего их можно достичь: выйти на другие рынки, развить новые проекты, привлечь дополнительные ресурсы, использовать новые технологии.

Технология SMART: кто вы мясник или молочник?

Существует 2 стратегии развития компании: мясник и молочник.

  1. Вы «выращиваете» бизнес до конкретного результата и не забираете из него деньги.
  2. Вы каждый месяц небольшими частями забираете из него деньги.

Технология SMART не позволяет ставить одновременно две цели: вырасти в 2 раза и каждый месяц вынимать из бизнеса деньги. Вы должны определиться со стратегией.

Не выбирайте стратегию мясника постоянно, нельзя все время только реинвестировать и жить на зарплату.

Действия, которые приносят деньги, по технологии SMART

Многие компании либо зависли в прошлом опыте успеха, или надеются на будущий успех. Но при этом забывают про настоящее, в котором упускают реальные возможности что-то поменять. Вы успешны настолько, насколько успешны в этом месяце.

Использование технологии SMART позволяет избавиться от иллюзий и создать план действий, который реально увеличит продажи. Вы можете делать 1000 действий, но результат может быть нулевым, если вы неправильно поставите цели.

Воспользуйтесь технологией SMART и посмотрите, выполнение каких задач вам приносят деньги, а какие просто забирают ресурсы.

Теперь, исходя из слабых сторон, составляете план действий (action-plan) на год вперед — что надо изменить, чтобы достичь цели по увеличению выручки. Поставьте задачи в разбивке по неделям и назначьте ответственных сотрудников. Показатели выполнения этого плана включите в мотивацию ваших менеджеров.

СОЗДАЕМ И РАЗВИВАЕМ ОТДЕЛЫ ПРОДАЖ

С ГАРАНТИЕЙ РЕЗУЛЬТАТА ПО ДОГОВОРУ

sub

↑ ПРОДАЖИ НА 30% ЗА 2 МЕСЯЦА



Кейсы

Екатерина Уколова

Екатерина Уколова
Управляющий партнер «Oy-li»

Строительная компания живет прошлыми достижениями и ставит задачи, ориентируясь на уже несуществующие ресурсы. Постановка целей по технологии SMART могла бы дать возможность открыть новые рынки и выбрать правильный порядок действий.

Собственники мебельной компании с оборотом 50 млн руб. в месяц зарабатывают только 700 000 руб. прибыли на троих. В системе явно присутствуют лишние действия, которые не приносят результата, а лишь съедают маржу. Технология SMART позволила бы конкретизировать проблему и устранить ее за счет выбора правильной цели

sub

Хотите разложим ваш бизнес по технологии SMART и поможем увеличить продажи?



Поделиться
alisa