регистрируйся на вебинар Екатерины Уколовой
получитебесплатно
ТОП-5 ошибок
при планировании
в отделе продаж
при планировании
в отделе продаж
Чтобы составить план развития отдела продаж, сначала поймите, какие 20% усилий приносят 80% результата. Для этого придется разложить в цифрах все действия сотрудников отдела и потом, используя принцип Парето, построить план. Рассказываем, что нужно учесть и как перевести все в цифры.
Еще больше идей для роста выручки можно получить на наших авторских бесплатных вебинарах от компании Ой-Ли. Регистрируйтесь прямо сейчас.
Оставляйте заявку
Читайте в статье:
Чтобы составить план развития отдела продаж и внедрять изменения, необходимо понять, что именно нужно менять для получения максимального эффекта. Для этого надо использовать принцип Парето.
Всемирно известный принцип Парето гласит о важности концентрации своего внимания на действиях, которые дают максимальных эффект. Эти действия составляют лишь 20% от ваших усилий и дают 80% результата.
Принцип Парето очень важен для составления плана развития отдела. Как его использовать, прежде чем внедрять что-то новое?
► 1. Проведите анализ результатов всех действий, которые делают ваши менеджеры уже сейчас. Что из этого дает максимальный эффект, а что вообще никак не влияет на показатели эффективности отдела.
► 2. Проанализируйте, на выполнение каких задач ваши менеджеры тратят свое основное время, и какой результат вы получаете в итоге.
► 3. Определите слабые действия, которые не дают эффекта, и выявите сильные, которые приносят отличный результат.
► 4. Теперь отбросьте все слабое и сконцентрируйтесь только на тех действиях, которые принесли 80% результата.
Рассмотрим, как этот принцип работает на практике.
Оцените рентабельность ваших продаж. Вы на собственном примере увидите, какие 20% товаров приносят 80% прибыли. Не распыляйте свои усилия. Сосредоточьтесь на реализации самых выгодных товаров. В плане развития отдела сделайте акцент на показателе прибыли, а не только на объеме выручки.
Оцените KPI ваших сотрудников. В каждом отделе есть костяк, на работе которого держатся основные достижения. Поставьте в план развития отдела кадровые изменения. Создайте план продаж и предоставьте рабочие места только тем менеджерам, которые достигают определенной планки. Оставьте только самых ценных сотрудников.
С каждым днем стоимость рекламы растет несмотря на кризис. И привлечение покупателя обходится очень дорого. Стоит ли говорить о цене, если мы сосредоточили свои усилия на привлечении неправильной целевой аудитории?
Проведите ABCXYZ-анализ своей клиентской базы и определите, какие покупатели приносят вам основной доход.
А также проанализируйте самые эффективные каналы трафика, которые приводят вам таких покупателей.
Поставьте в план развития отдела показатель конверсии трафика и работайте над его улучшением.
Как только вы поняли, какие сотрудники, каналы, клиенты приносят вам 80% результата, нужно поставить задачи в цифрах.
Какие показатели могут быть включены в план развития отдела продаж:
Эти показатели нужно сформировать, учитывая ваши слабые места. Если вы плохо работаете с текущими клиентами – нужно поставить план развития по увеличению доли в текущих клиентах. Если плохо конвертируете в продажу новых клиентов – поставьте в план развития показатели работы со входящим потоком или холодным трафиком.
План развития отдела продаж должен быть максимально детализирован. Нужно планировать, контролировать и корректировать ежедневную активность продавцов, для того, что достигать больших целей. Логика простая – выполнение простых каждодневных действий, таких как звонки, отправка коммерческих предложений, встречи, презентации в определенном количестве и по отработанной технологии ведет к необходимому результату.
Запланируйте свои «счетчики». «Счетчиками» как раз и называются показатели ежедневной активности для одного менеджера. Ими могут быть (в зависимости от бизнес-процесса): ежедневное количество звонков, оплат, презентаций. Счетчики просчитываются, исходя из показателя лидогенерации и промежуточной конверсии между этапами в воронке продаж.
После этого внесите «счетчики» в KPI продавцов и выплачивайте «мягкий» оклад только в случае выполнения ежедневных показателей.
Как рассчитать «счетчики» для плана развития отдела продаж?
«Счетчики» рассчитываются, исходя из прогнозируемой прибыли. Поэтому очень важно определить ее величину с учетом всех внешних и внутренних факторов, которые потенциально могут повлиять на прибыль. Среди таких факторов: планируемые рекламные акции, выведение лид-магнитов, изменения в законодательстве, сезонность.
На этом этапе вам предстоит понять, какая у вас должна быть выручка, сколько понадобится для этого заключить сделок и какой трафик необходимо создать, чтобы обеспечить прогнозный уровень продаж. Для этого с помощью показателя доли прибыли в обороте найдите выручку. Затем разделите полученное число на средний чек, чтобы понять, сколько сделок нужно закрыть. После этого по общей конверсии определите необходимое количество лидов.
Используя показатели промежуточной конверсии из этапа в этап, рассчитайте общее количество действий на каждом из них для всего отдела за весь планируемый период. Цифры этапов разделите на количество рабочих дней – так вы получите ежедневные «счетчики» на весь отдел. После этого поделите активность между сотрудниками. Таким образом, вы доберетесь до тех самых «счетчиков», которые необходимо внести в KPI продавцов.
План развития отела продаж должен включать в себя мероприятия по анализу его текущей структуры и мотивации, а также их коррекции в случае необходимости.
Принципы, которые следует использовать, исправляя ошибки в коммерческом подразделении, довольно просты и в то же самое время очень эффективны.
► 1. Если у вас нет компетентного руководителя отдела с релевантным опытом продаж (РОП) в нужной сфере, то можете быть уверены, что вы как собственник теряете деньги и упускаете время. Теряете деньги, так как просто не в состоянии уследить за всем, что происходит в коммерческой структуре. Теряете время, так как должны заниматься стратегическим развитием бизнеса, а не оперативкой. Пока вы тоните в рутине повседневных забот, вас обходят конкуренты.
► 2. Всегда помните о норме управляемости. Один человек просто не в состоянии управлять более, чем 7 подчиненными. Это непреложный закон эффективного менеджмента.
► 3. Если в компании практикуют подход – «все занимаются всем», то, скорее всего, в отделе царит хаос, а собственник вообще не понимает, как его продавцы делают результат.
У коммерческой структуры компании 3 основные функции:
Желательно, чтобы перечисленный функционал распределялся между разными лицами. Не допускайте ситуации, в которой продавец сам находит покупателя, потом продает, а после берет на текущее обслуживание.
► 4. Помимо функционального деления и при должном уровне развития бизнеса следует начать выделять сотрудников под отдельные спецзадачи и проекты. Оснований для этого может быть, как минимум, 3.
► 5. Используйте принцип «разделяй и властвуй». Так, если в отделе продаж уже более 6 сотрудников, то их необходимо разделить на 2 группы. Второй группе также потребуется РОП. Такой шаг самым благоприятным образом скажется на выручке. Во-первых, у вас появится полноценная альтернативная структура, а это страховка от невыполнения плана. Во-вторых, люди станут конкурировать друг с другом, то есть заниматься делом.
Когда понятна целевая аудитория, необходимо определить и схему лидогенерации. Какая подходит для вашей сферы? Прямая — когда потребитель предъявляет прямой спрос на продукт (понятные продукты и известные рынки). Косвенная — когда спрос формируется продавцом. Здесь покупатель просто не знает, что ему нужен какой-то продукт, и спрос стимулируется при помощи бесплатного действия, пробников, тестов, периодов свободного пользования, демо-версий (сфера услуг, рекламы, высокотехнологичных решений).
Наиболее перспективными источниками для лидогенерации являются:
Интернет-маркетинг сегодня очень перспективное направление, так что включайте его инструменты в свой бизнес.
Мы показали, с чего начать составление плана развития отдела. Используйте советы. Возможно, вам придется сократить организационную структуру отдела, провести ротацию кадров или перераспределить покупателей между менеджерами. Главное, чтобы все изменения позволяли при минимальных усилиях получать отличные результаты.
Екатерина Уколова
Управляющий партнер «Oy-li»
Когда-то в нашей компании «Oy-li» мы придерживались стратегии проведения как можно большего количества переговоров. Каждый месяц мы проводили около 50 встреч. Но, проанализировав результаты, пришли к выводу, что покупатели, с которыми мы проводили встречи вне нашего офиса никогда не покупали наши продукты.
Мы сократили количество встреч в 10 раз и начали проводить переговоры лишь с теми, кто приезжал к нам офис. Мы смогли отсечь незаинтересованных и сосредоточили свои силы лишь на тех, кому наши продукты были действительно интересны. Выручка компании выросла в несколько раз.
У одного из наших клиентов работало 70 менеджеров. Когда мы провели анализ деятельности компании, оказалось, что эти сотрудники ведут лишь 150 клиентов. Т.е. на каждого продавца приходилось лишь 2 контрагента. После проведенных нами работ, компания сократила штат отдела и сэкономила около 10 млн руб.