Бюджет компании: развеиваем 3 мифа

Уколова Круглов

Хотите научиться составлять план продаж, который позволит постоянно увеличивать вашу выручку?

Заполняйте форму



Составление бюджета и его использование примерно на 30% повышает прибыльность любой компании. Однако многие недооценивают возможности финансового планирования на определенный календарный период. От каких ложных представлений необходимо отказаться, чтобы превратить бюджет из кажущегося скучного набора цифр в инструмент принятия эффективных управленческих решений.

Фактически, отказ всего лишь от этих трех установок может вывести бизнес на новый уровень, улучшить качество стратегического и оперативного планирования. Стоит отметить главное достоинство бюджета — в отличие от долгосрочного финансового прогнозирования он предельно конкретен. Поэтому он может сослужить любой компании неоценимую службу. Ведь бюджет детализирует ваши действия, которые в перспективе приведут к намеченным результатам.

Теперь рассмотрим каждое из заблуждений более подробно.

Заблуждение 1: Бюджет — это дубинка

Это не так — фактически бюджет помогает принимать решения. «Дубинкой» бюджет считают преимущественно те, кто не принимает управленческие решения. Поэтому уверенно можно сказать, что если в ответ на коммерческое предложение вы слышите, что «покупка не запланирована в бюджете», вы разговариваете с человеком, который ничего по большому счету не решает.

Для любого грамотного менеджера бюджет — это рычаг управления, который позволяет избежать неоправданных трат. При этом если расходы на какие-то действительно нужные товары и услуги не заложены в бюджет — это не повод от них отказываться. Однако это повод задуматься о том, почему они не были предусмотрены и скорректировать свой подход на будущее.

Заблуждение 2: Бюджет — упражнение в арифметике

Это не так: фактически бюджет — четкий план действий. Подход к составлению бюджета «отталкиваясь от цифр» — в корне неверный. Логика должна быть следующей: сначала план мероприятий, который вы намерены осуществить для достижения заявленных целей и показателей, и уже потом сбор заявок на расходы. Нет плана действий — нет четкого понимания реальных возможностей и лиц, ответственных за определенные участки работы.

План обязательно должен включать: мероприятие, обозначение ответственного за него, сроки начала и конца реализации. При этом конечный результат может быть декомпозирован на несколько месяцев. Тогда удобно промежуточно оценивать результаты. Также желательно определить первичный документ, который подтвердит выполнение мероприятия.

При составлении плана можно пользоваться, например, такой таблицей:

byudzhet-
Если план мероприятий на год составлен таким образом по каждому подразделению и ответственному лицу, вы достигните поставленных целей. Если же прописаны мероприятия и ответственные, но не обозначены сроки и конкретные результаты, это создает неопределенность.

Заблуждение 3: Бюджет составлен неправильно

Это не так: фактически бюджет позволяет правильно реагировать на меняющиеся обстоятельства.
Ни один бюджет никогда не будет выполнен на 100%, иначе он не был бы нужен. Бюджет необходим для того, чтобы понять, в какой части он не выполняется, и вовремя скорректировать планы и действия компании.

Мы рассмотрели 3 заблуждения о бюджете и определили правильные подходы к его составлению.

Уколова Круглов

Хотите настроить работу отдела продаж под ключ?



Поделиться
alisa