регистрируйся на вебинар Екатерины Уколовой
получитебесплатно

ТОП-5 ошибок
при планировании
в отделе продаж
при планировании
в отделе продаж
Руководитель отдела продаж – это работник с очень широким функционалом. Его глобальная задача заключается в том, чтобы приносить компании регулярную прибыль за счет стабильного потока сделок. Однако есть и второе направление его работы – организация процесса деятельности всех менеджеров по продажам.
На рынке во всех сферах есть компании, которые работают и без РОПа. Как правило, это фирмы с небольшим штатом сотрудников, где за продажи отвечает только один человек. В этом случае РОП не требуется: единственный менеджер по продажам может сам организовать свою работу, а затем отчитаться собственнику бизнеса.
Как только компания расширяется и в отделе продаж появляется как минимум 2–3 менеджера, возникает необходимость в руководителе, который смог бы контролировать продавцов. При дистанционных продажах необходимость ощущается более остро, ведь менеджеры работают удаленно и могут находится в любом регионе страны.
Все функции РОПа можно разделить по нескольким направлениям. Главное из них – продажи. Сейчас, в кризис руководитель отдела продаж может выполнять еще и такие функции:
Важная часть организации продаж – регулярный контроль за текущими успехами. Так как РОП ставит перед целым отделом планы, он же может контролировать работников. В зависимости от глобальных целей компании руководитель отдела выбирает ключевые показатели, по которым можно проверить эффективность работы.
Он контролирует результаты продаж с помощью отчетности. Пока менеджеры работают дистанционно, их сложнее контролировать, ведь они предоставлены сами себе. Руководитель отдела берет на себя эту работу, требует от подчиненных отчетность и сверяет их прогресс с поставленным планом.
Затем на основании сводных отчетов и дашбордов осуществляется поощрение и наказание менеджеров. Если в компании используется оплата труда по KPI, руководитель будет рассчитывать гонорар каждого продавца и начислять ему премии за выполнение планов;
Но главное преимущество, которое получает компания с РОПом в период удаленки – постоянный контроль за менеджерами. Доказано, что при дистанционной работе сотрудники быстрее теряют мотивацию и командный дух. Важная задача РОПа – обеспечивать постоянное взаимодействие работников с руководством. На удаленной работе РОП:
Руководитель отдела продаж необходим, если у генерального директора уже не хватает времени на самостоятельный контроль бизнес-процессов. На удаленной работе РОП берет на себя контроль не только за числом клиентов и чеков, но и за качеством обслуживания покупателей:
Особенность удаленной работы заключается в том, что никто кроме самого менеджера не знает, как протекает общение с клиентом. Продавцы используют телефон или мессенджеры для бесед с покупателями. Чтобы проверить, действительно ли менеджеры применяют техники продаж, руководство компании может организовать удаленный отдел по контролю качества или использовать руководителя отдела продаж.
РОП может использовать IP-телефонию для прослушки звонков и проверки переписок. Проверять, как общается менеджер и сверять его диалоги с листом развития. Благодаря этой работе РОПа генеральный директор компании сможет быть уверен, что менеджеры соблюдают регламент общения и делают все необходимое для продажи.
Часть административных функций собственник бизнеса может взять на себя или делегировать простым менеджерам. Но есть функция, с которой справится только специально выделенный для этого человек – РОП. У квалифицированного руководителя отдела есть навык обучения персонала. Даже успешный продавец не всегда может объяснить другим работникам, как правильно применять техники продаж и работать с возражениями.
Руководитель отдела на основании листов развития определяет слабые места большинства менеджеров. Затем занимается организацией дистанционного обучения – формирует программу и подбирает площадку для вебинара. Грамотно составленное обучение подразумевает не только теорию, но и практическую отработку навыков: РОП предлагает новые скрипты продаж, вместе с подчиненными отрабатывает сложные возражения.
Обязанность РОПа – обучение не только действующих, но и новых работников. Во время кризиса не стоит удерживать слабых продавцов, вместо них можно нанимать более толковых и перспективных. Искать их на рынке труда будет руководитель отдела. Сначала ему предстоит провести собеседования и на конкурсной основе выявить нескольких подходящих кандидатов на должность. Затем организовать стажировку. Руководитель отдела должен владеть навыком проведения мини-тренингов, конкурсов, чтобы понять, справится ли стажер с работой в компании.
Если компания расширяется или переводит менеджеров на удаленку, но РОПа до сих пор нет, сейчас необходимо его нанять. Чтобы сотрудник оправдал возложенные на него ожидания, у него должны быть:
Чтобы найти подходящего РОПа в удаленный отдел продаж, можно использовать несколько методов. Самый бюджетный, но наиболее затратный по времени – вырастить толкового специалиста из менеджера по продажам. Однако при этом подходе есть нюанс: не всегда лучший продавец с высокими показателями может стать организатором процесса и тренером. Необходимо подбирать такого сотрудника, в котором сочетается целеустремленность и умение брать ответственность за других.
Второй способ найти РОПа – переманить у конкурентов. Для этого необходимо выбрать подходящего сотрудника из другой компании и предложить ему более выгодные условия работы. Важно учесть такие нюансы:
Если компания будет искать РОПа через кадровые агентства, сайты по поиску работы, то необходимо провести собеседование. Чтобы понять, подходит ли кандидат, еще на стадии собеседования нужно выяснить:
Только если ответы кандидата устроят, можно брать его на стажировку и оформлять в компании. Несмотря на то что процесс подбора руководителя отдела продаж сложен и долог, не стоит пренебрегать этой должностью. Наличие руководителя в отделе значительно ускоряет достижение глобальных целей компании.