VUCA-мир и бизнес

Современный мир очень непостоянен и изменчив, достаточно сложно что-то прогнозировать и планировать. Но даже в таких условиях можно эффективно строить и развивать бизнес, при правильном понимании и учете тенденций. Выигрывают те, кто настроен на гибкость, решительность, оперативность анализа и действий, готовность к изменениям и творческому подходу.

Определение VUCA-мира

VUCA-мир – это термин, который применяется в экономике, бизнесе и других сферах. Это понятие образовано от английских слов Volatility (изменчивость, отсутствие стабильности), Uncertainty (неопределенность), Complexity (запутанность, сложность), Ambiguity (неясность, неоднозначность).

Этим термином обозначается неопределенность и быстрая изменчивость всех явлений в настоящем мире. Понимание и принятие реальной ситуации позволяет приспособиться к ней и выработать стратегические и управленческие решения в соответствии с тенденциями.

По заключениям экспертов, VUCA-мир пришел на смену SPOD-мира, который являл более устойчивую и стабильную систему (Steady (устойчивый), Predictable (предсказуемый), Ordinary (простой), Definite (определенный)).

Происхождение термина

Концепцию VUCA первыми сформировали американские военные и начали разрабатывать стратегию и тактику в соответствии с этими определениями. 

Закономерности военного дела, которые легли в основу концепции:

  • изменчивость. Это постоянное перемещение армии, военной техники, кораблей и атомных подводных лодок. Картина военных действий фиксируется в условиях частой перемены локации, решения принимаются оперативно, с учетом последних оперативных данных;
  • неопределенность. При планировании необходимо спрогнозировать вариации действий противника. Нужно также учитывать, что ход запланированных мероприятий может измениться в любой момент из-за изменений в планах другой стороны;
  • сложность. Сложность состоит в большом количестве подразделений и единиц техники, которыми нужно управлять, одновременно учитывая их локацию, перемещение, назначение и задачи;
  • неоднозначность или двусмысленность. Под этим термином военные подразумевали возможность получения дезинформации, намеренного искажения реальных событий – для принятия неверных важных решений.

Учтивая все вышеперечисленные особенности, полковник Стефан Гаррос предложил использовать концепцию VUCA, которая помогала правильно действовать в постоянно меняющейся боевой обстановке.

Как использовать концепцию VUCA в разных сферах

Большинству людей сложно воспринимать состояние постоянной неопределенности и изменчивости. Страх пред новым и неизведанным часто заставляет человека уходить от этих ситуаций, закрываться внутри себя. Как отмечают психологи, люди, которые предпочитают определенность и стабильность, в большинстве своем обладают стереотипностью мышления, непониманием проблем других. А те, кто хорошо переносит неопределенность и воспринимает новые изменения без страха, с интересом, и обладают гибкостью мышления, креативностью, быстро анализируют ситуацию и принимают решения.

Большая часть экономических стратегий была разработана под условия SPOD-мира. Долгое время они были эффективны и неизменно применялись различными субъектами рынка. Но в связи с нарастающей изменчивостью и динамичностью развития старые стратегии стали неэффективными и компаниям потребовались новые концепции, которые бы соответствовали новой картине мира. 

Как нужно действовать в условиях VUCA-мира? 

Для адаптации может быть использована стратегия VUCA, основанная на других базовых направлениях:

  • vision. Это видение, которое включает в себя постоянную коммуникацию с другими людьми, донесение до них смысла поставленной цели, укрепление веры в свое дело, согласование действий участников процесса для решения задач. Правильное видение позволяет всем участникам сфокусироваться и сосредоточиться на достижении целей;
  • understanding. Понимание того, что изменения неизбежны и необходимы. Изучение страхов, надежд и желаний людей, поиск новых перспективных возможностей и идей, конструктивное восприятие критики новых проектов;
  • clarity. Внесение ясности, отбрасывание всего лишнего – для более точного очерчивания целей. Применение системного мышления, основанного на глобальном видении результата, понимании взаимодействия и взаимозависимости элементов системы;
  • agility. Оперативность и решительность действий, быстрая адаптация к изменяемым условиям. Уверенность в необходимости инноваций, поиска новых оригинальных путей решения всех вопросов, улучшения процессов. Нацеленность на частичную передачу полномочий исполнителям, сотрудничество, основанное на свободном творчестве и личной мотивации.

Применение концепции VUCA в бизнесе

Прибыльность и возможность развития бизнеса неразрывно связаны с быстрой адаптацией к условиям изменчивого рынка и извлечения максимальной пользы для компании из любых, даже сложных и проблемных ситуаций. Это обусловлено высокой «турбулентностью», которую можно увидеть по статистическим отчетам в разных сферах деятельности. Все чаще топ-менеджерам приходится полагаться на свою интуицию и деловое чутье, чем на опыт предыдущих действий.

Большинство бизнес-консультантов настаивают на том, что для создания антихрупкой ситуации на предприятии руководству необходимо наладить эффективную обратную связь с сотрудниками, покупателями, поставщиками и другими объектами, с которыми взаимодействует бизнес-структура. 

Отдельно акцентируется внимание на разумном распределении лидерства между руководителями разных подразделений. Но передача управленческих функций должна осуществляться только в том случае, если работник готов принять на себя инициативу и ответственность за делегируемые полномочия. Если персонал не готов принять лидерство, необходимо создать условия (мотивацию) или обучить людей брать на себя ответственность и дополнительные обязанности.

Современные коучи выделяют несколько ключевых элементов корпоративной культуры, которые помогут эффективно справляться с вызовами VUCA-мира (модель VUCA-решений, действующая на опережение):

  • values (ценности). Формирование корпоративных ценностей, которые будут мотивировать сотрудников к ответственности, продуктивности и ориентировке на результат, является одной из важнейших задач любой компании. Это поможет руководителям внедрять инновации и нестандартные решения в действующие неэффективные бизнес-процессы (как правило, сотрудники начинают сопротивляться любым изменениям, если они недостаточно замотивированы и не понимают, ради чего все это делается). Корпоративная культура строится на взаимоуважении, понимании разных точек зрения, благородных мотивах служения общему делу. Создание таких ценностей значительно повышает эффективность работы всех сотрудников, они являются нематериальной мотивацией достижения поставленных стратегических задач. Ценностный подход базируется на умении понимать ценностные ориентиры, интересы, страхи и предубеждения людей;
  • understanding. Понимание поведения людей в ситуации больших стрессов и нагрузок. Чтобы руководители более тонко разбирались в поведенческих факторах, рекомендуется использовать модель SCARF (описание социобиологических мотиваторов и рычагов поведения). Это аббревиатура слов Status; Certainty – Определенность, четкое понимание будущего и личной перспективы; Autonomy – Автономия, наличие выбора; Relatedness – Связанность, дружба и хорошие отношения; Fairness – Справедливость. Каждый из этих мотиваторов/демотиваторов управляет поведением людей. Понимание того, что движет человеком, позволяет наиболее эффективно с ним взаимодействовать и использовать его потенциал по максимуму;
  • confidence and Coaching. Уверенность в себе позволяет снижать уровень стресса, рационально оценивать ситуацию и принимать взвешенные решения в самых сложных ситуациях. Спокойствие и уверенность руководителя положительно сказываются на его подчиненных, которые начинают больше доверять ему. Источники уверенности – это высокая профессиональная компетентность, знания и навыки менеджмента, умение управлять эмоциями. Для развития этих навыков активно используется коучинг внутри компании, на рабочих местах, в незнакомой среде со специфическими условиями;
  • agility. Быстрота и гибкость выполнения процессов способствует повышению эффективности бизнеса. Слишком масштабные долгосрочные задачи уступили свое место мини-проектам и небольшим системам, в которых постановка задач, поиски продуктивных решений и оценка результативности замыкаются внутри круга. Оперативность и лаконичность позволяет сократить временные и финансовые затраты на разработку и реализацию проектов. Agile-подход построен на важности личного общения, профессиональных коммуникаций; участники процессов чувствуют поддержку друг друга, осознают свое влияние на происходящее. 

Приведенная модель VUCA-решений позволяет выстроить конструктивную обратную связь со своими сотрудниками, смотреть на проблемы и сложности с другой точки зрения. При выстраивании эффективных коммуникаций и перераспределении полномочий руководитель замечает, что его команды, которые раньше просто игнорировались, теперь лояльно воспринимаются работниками. Персонал сам начинает генерировать интересные свежие решения, нацеленные на эффективное достижение целей. А руководитель начинает уже управлять изменениями, которые возникают внутри самой компании.

В малом бизнесе индивидуальные предприниматели на начальных этапах открытия бизнеса могут работать без персонала, самостоятельно выполняя все необходимые процессы. В таком случае обратная связь должна налаживаться с поставщиками, клиентами, представителями органов власти и другими субъектами. Понимая рынок, и моментально реагируя на изменения, владелец бизнеса может быстро перестраиваться и подстраиваться под тенденции, укрепляя свою конкурентоспособность в выбранной нише.

Модель VUCA-решений также может успешно использоваться для эффективного управления некоммерческими структурами, государственными учреждениями. Здесь нематериальная мотивация персонала может стать ключевым фактором достижения стратегических целей и задач в установленные сроки.