регистрируйся на вебинар Екатерины Уколовой
получитебесплатно

Пошаговый план
проведения
SWOT анализа
проведения
SWOT анализа
SWOT-анализ – это необходимая часть любого исследования, предшествующего составлению стратегии. Анализ позволяет получить максимум данных о сильных и слабых сторонах компании. Владея этими данными, гораздо проще ставить цели и задачи.
Аббревиатура обозначает:
Таким образом, SWOT-анализ – анализ сильных и слабых сторон фирмы, а также внешних факторов, которые влияют на ее деятельность. Дополнительное преимущество анализа – возможность выявить связь сильных и слабых сторон с внешними факторами. То есть станет понятно, как сильные стороны помогут справиться с угрозами.
У метода есть достоинства и недостатки. Положительные стороны:
Однако SWOT-анализ не дает никаких количественных оценок. В отличие от других методов, в которых присутствует математическая составляющая, этот анализ не имеет высокой объективности. Всегда остается вероятность субъективной оценки деятельности компании.
Есть некоторые правила относительно кандидатуры на проведение анализа. Не стоит его доверять руководителю бизнеса и совету директоров. Они имеют свое представление о том, какой должна быть фирма. Значит, не могут объективно взглянуть на происходящие внутри нее процессы. Поэтому проведение анализа часто доверяется либо маркетологу, либо стороннему специалисту. Главное, чтобы он умел критически мыслить.
Специалист может провести три вида анализа. Экспресс-анализ наиболее прост в использовании, ведь он подразумевает изучение факторов и распределение их по блокам матрицы. Сводный анализ подразумевает использование количественных данных, поэтому может быть проведен только коллегиально, с участием маркетолога, РОПа, финансиста и других специалистов.
Пять правил проведения анализа:
Рекомендуется конкретизировать область исследования. То есть не использовать метод для полного изучения всей компании. Гораздо эффективнее применять методику для улучшения отдельных сфер бизнеса. Например, для повышения продаж отдельного товара или группы продуктов. Этим правилом можно пренебречь только в том случае, если компания занимается реализацией какого-то одного продукта.
В процессе анализа рассматриваются основные параметры, которые можно разделить на две группы: параметры для внешнего аудита и параметры для внутреннего.
При работе с внешними параметрами оценивается привлекательность рынка. Нужно сосредоточить внимание на:
Все эти факторы меняются, но не зависят от желаний фирмы. Однако фирма может повлиять на те факторы, которые оцениваются при внутреннем аудите:
Чтобы не запутаться в факторах и порядке их изучения, можно использовать готовую схему проведения анализа. Она состоит из пяти шагов. Рассмотрим каждый из них по отдельности.
Перед началом анализа необходимо подготовить матрицу, в которую будут заноситься все данные. В первом столбце обозначаются параметры, по которым характеризуется компания. Во втором и третьем столбиках будут прописаны сильные и слабые стороны.
Далее подготавливается вторая таблица. По аналогичному принципу в ней создаются три столбца, но во втором и третьем будут обозначены возможности и угрозы.
Третья таблица – итоговая матрица. В верхний левый квадрат необходимо записывать сильные стороны, в нижний левый – слабые. На правой стороне сверху будут указаны возможности, а снизу – угрозы. Дополнительно в каждом блоке можно ранжировать факторы по силе их влияния на фирму.
На этом этапе выявить факторы, которые влияют на бизнес. Пока можно не разделять факторы на внутренние и внешние. Достаточно просто ответить на подобные вопросы:
Все эти факторы – внешние. Следовательно, нужно определить, влияет ли фактор, и если да, то каким образом. Результаты занести в соответствующую таблицу. Важно понимать, что не бывает однозначно плохих или хороших факторов. То есть любой фактор как открывает возможности, так и представляет угрозу.
Угрозы и возможности у каждой компании получаются свои, в зависимости от специфики ее деятельности. Но есть наиболее распространенные варианты:
Возможности | Угрозы |
Высокий спрос на продукцию | Увеличение затрат на производство |
Расширение ассортимента | Рост продаж товаров/заменителей / Спад продаж отдельных товаров-локомотивов |
Обслуживание дополнительных групп потребителей | Низкая платежеспособность покупателей |
Выход на новые рынки без барьеров | Рост затрат на рекламу и продвижение |
Возможность привлечения инвесторов | Высокий уровень налогообложения |
После изучения внешних факторов можно аналогичным образом проанализировать внутренние. Вот на какие вопросы рекомендуется ответить:
В результате может получиться примерно такой результат:
Сильные стороны | Слабые стороны |
Лидерство в продажах того или иного товара | Нехватка товаров в ассортименте |
Эффективная реклама | Высокие затраты на рекламу |
Опыт инновационной деятельности в прошлом | Устаревшее оборудование |
Финансовая устойчивость | Высокая стоимость товаров |
Большой штат менеджеров по продажам | Низкая квалификация работников |
Когда аналитик сформировал SWOT-матрицу, он может на ее основании составить стратегию дальнейшего развития бизнеса. Можно выбрать одну из четырех стратегий, которые получаются благодаря пересечению двух элементов.
Стратегия S-O основана на сочетании сильных сторон и возможностей. Компании необходимо по максимуму использовать свои достоинства, чтобы воспользоваться открывшимися возможностями и увеличить продажи, прибыль.
Стратегия W-O основана на устранении своих слабостей с помощью тех возможностей, которые открыты перед фирмой. Эту стратегию можно выбирать для внутренних преобразований.
Стратегия потенциальных преимуществ S-T предполагает использование сильных сторон, чтобы предотвратить или выдержать внешние угрозы.
Стратегия по ограничению развития W-T появилась на пересечении слабых сторон и угроз. Она подразумевает устранение угроз, капитальную работу по устранению слабых сторон.
Чтобы лучше изучить внешние факторы, компания может провести дополнительный анализ – PEST. Аббревиатура обозначает:
Этот дополнительный анализ станет дополнением к изучению возможностей и угроз. Получив такую детальную информацию про рынок, компании будет легче сформировать стратегию и поставить перед компанией цели.