Настройка управленческого учета — задача весьма непростая даже для небольших компаний. И самая ответственная часть этого дела — управленческие отчеты. Ведь именно из них вы в будущем и будете получать информацию для принятия решений.
Узнай, как получить 70 шаблонов для настройки отдела продаж ценность 1 500 000 руб.
Оставляйте заявку
Читайте в статье:
- Отчет о финансовых результатах (ОФР)
- Отчет о движении денежных средств (ОДДС)
- Управленческий баланс
- Отчет о финансовых результатах;
- Отчет о движении денежных средств;
- Управленческий баланс.
Давайте разберемся, что представляет из себя каждый из них в системе управленческого учета.
Управленческий учет: Отчет о финансовых результатах (ОФР)
Отражает чистую прибыль, полученную за отчетный период. Конечная структура этого отчета зависит в первую очередь от нужд вашей компании. Скажем, для торгового предприятия она может иметь следующий вид:
Рентабельность продаж = Маржинальная прибыль / Выручка от продаж
Важная особенность ОФР заключается в том, что в него заносятся только признанные в текущем периоде доходы и расходы. То есть, согласно отчету деньги считаются заработанными или потраченными только после того, как произошла передача права собственности или был подписан акт сдачи-приемки.
Управленческий учет: Отчет о движении денежных средств (ОДДС)
Иллюстрирует чистый исходящий денежный поток. Составить ОДДС можно двумя способами: прямой метод раскрывает основные виды валовых поступлений и выплат, а косвенный — разницу между чистой прибылью и показателем чистых денежных средств по операционной деятельности.
Независимо от выбранного метода, движение всех денежных средств компании в ОДДС разделяется на три направления:
- Операционная деятельность — любые поступления и расходования денежных средств компании за исключением перечисленных ниже;
- Финансовая деятельность — изменение капитала или заемных средств компании (в основном — получение и возврат кредитов);
- Инвестиционная деятельность — приобретение, создание или продажа внеоборотных активов и любых инвестиций, не включенных в определение денежных средств или эквивалентов.
Управленческий учет: Управленческий баланс
По своей структуре он ничем не отличается от обычного бухгалтерского баланса. Единственное различие заключается в том, что тут вас не ограничивают никакие стандарты и законодательные нормы. Вы вольны считать любые показатели своей деятельности тем способом, который вам кажется оптимальным — ведь вы составляете баланс для себя, а не для налоговой.
Управленческий баланс в структуре управленческих отчетов представляет собой «моментальный снимок» финансового состояния предприятия. Это означает: то, что видите в нем – таковым и является реальная ситуация на сегодняшний день.
Этот управленческий отчет крайне важен, так как может ответить на следующие 3 важных вопроса.
- Откуда пришли средства?
- На что они потрачены?
- Какими вообще средствами обладает компания в данный момент?
Напомним кратко структуру такого управленческого отчета. Он делится на 2 части: активы – как капитал использован, пассивы – каковы источники этого капитала.
Активы в свою очередь бывают оборотными и внеоборотными.
1. Оборотные
- денежные средства
- дебиторская задолженность
- товарные запасы
2. Внеоборотные
- основные средства
- нематериальные активы и т.д.
Пассивы складываются из:
- собственного капитала (уставной капитал);
- краткосрочных обязательств (счета поставщиков к оплате);
- долгосрочных обязательств (свыше 1 года);
Следует обратить самое пристальное внимание на показатель собственного капитала. Он может быть отрицательным, что не очень хорошо.
Отрицательность собственного капитала может свидетельствовать о 2 тревожных вещах. Во-первых, это значит, что компания убыточна. Во-вторых, собственник извлекает из бизнеса больше, чем предприятие приносит, и уже по этой причине деятельность его опять же убыточна. В любом случае, отрицательная величина собственного капитала говорит, что вы должны больше, чем у вас есть.
Собственный капитал следует проверять каждый месяц. С этой целью необходимо сделать инвентаризацию долгов и активов. Разница между ними и является той цифрой, которую вы ищите.
Имея в руках управленческий баланс можно рассчитать немало жизненно важных для бизнеса показателей.
С помощью баланса легко рассчитать:
1. Чистый оборотный капитал — разность между величиной оборотных активов и краткосрочных обязательств.
2. Рентабельность собственного капитала по формуле: прибыль/собственный капитал.
3. Оборачиваемость запасов, дебиторской и кредиторской задолженности.
4. Длительность периода хранения запасов в днях.
5. Длительность периода оборачиваемости дебиторской задолженности в днях.
6. Длительность периода оборачиваемости кредиторской задолженности в днях.
7. Денежный цикл, на основании расчета которого решается проблема кассовых разрывов. Он дает информацию о длительности периода между получением денежных средств за единицу товара/услуги. Чем длиннее этот период, тем больше нужно средств для его поддержания.
Ещё больше идей и примеров по этой теме вы получите на наших авторских бесплатных вебинарах. Регистрируйтесь!
Мы рассмотрели три управленческих отчета. При их составлении важно помнить о том, что сам по себе управленческий учет никак не стандартизирован — а значит приводить все данные к общему знаменателю каждая компания должна самостоятельно. В данном случае лучше всего составить методичку описывающую статьи ОФР и ОДДС, а так же способы их подсчета.
Хотите настроить управленческий учет всего за 1 месяц?
Поможем все сделать правильно