Тренинг b2b продаж 06.05.2025 : мы знаем до 800 точек роста, позволяющих нарастить объемы выручки уже в течение первых трех месяцев после их внедрения. Мы расскажем о 7 основных, которые помогут быстро увеличить оборот за счет правильной организации работы отдела.
Тренинг b2b продаж: выносите результаты на dashboard
Тренинг b2b продаж: пересмотрите систему мотивации
Тренинг В2В продаж: работа с возражениями
Тренинг b2b: разделяй и властвуй
Первое, что необходимо предпринять при реорганизации коммерческого отдела, — это разделить полномочия сотрудников. Эффективность его работы возрастет, если один подчиненный будет привлекать новых клиентов, другой – «дожимать», а третий далее их сопровождать.
Но делением на хантеров, клоузеров и фермеров реформация отдела продаж в сфере b2bне ограничивается. В текущей базе могут быть собраны клиенты с существенной разницей в оборотах или представляющие разные отрасли. И поскольку для каждой из этих групп применимы свои техники общения и продаж, то можно за каждой из них закрепить отдельного продавца.
Каким образом еще возможно разделение функциональных обязанностей в b2b? Например, по продуктам или регионам. Это фокусирует внимание менеджеров на специфике продукта или территории, что позволяет влиять на увеличение продаж.
По данным показателям стройте также воронки и замеряйте конверсию. Это позволит выявить проблемные этапы и принять правильные управленческие решения для их устранения.
Тренинг b2bпродаж: ошибки в воронках
Здесь важно избежать ошибок на этапе построения воронок. В числе таковых:
► создание лишних этапов в воронке («клиент думает», «сделка в работе», «клиент на будущее» и т.д.). Правильное решение – избавиться от таких этапов, использовать схему «выход на руководителя – встреча/презентация – коммерческое предложение – договор – оплата»:
► задержка покупателя на одном этапе воронки: клиент не принимает решение, а менеджер продолжает «ждать у моря погоды». Правильное решение – быстрее закрыть сделку и не тратить попусту время.
► создание схожих этапов в воронке («согласование договора» и «договор у клиента»). Правильное решение – выявить аналогии и устранить.
Тренинг b2b: сохраняй лояльных
Замер индекса лояльности покупателя позволит выявить тех, кто готов отзываться о работе с вами только в положительном ключе, и откровенных «вредителей». Узнать его можно, проведя небольшой опрос текущих контрагентов на предмет: готовы ли они порекомендовать компанию друзьям и знакомым (оценка по 10-балльной шкале) и что необходимо сделать, чтобы в следующий раз эта оценка была выше.
В результате у вас образуется три группы покупателей:
► 1. Промоутеры (от 9 до 10 баллов) – абсолютно лояльные;
► 2. Пассивные (от 7 до 8 баллов) – в принципе довольные, но чего-то не хватило – на них нужно сосредоточить основное внимание;
► 3. Вредители (от 0 до 6 баллов) – те, кто остался недоволен взаимодействием с компанией, переубеждать их в обратном не стоит.
Тренинг b2b: замеряй свою долю
Если известна своя доля в покупателе, то есть, вы знаете, сколько аналогичного товара контрагент закупает у вас, а сколько у конкурентов, то перед вами появляются новые точки роста. В сегменте b2b долю измеряют с помощью опроса: помимо цифровых показателей, постарайтесь выяснить также, что необходимо сделать для того, чтобы у вас стали покупать больше.
Получить нужные данные можно разными способами. В первую очередь – обратиться с прямыми вопросами к клиентам. Не исключено, что они легко пойдут на контакт. В ином случае можно проанализировать открытые статданные по рынку, игрокам и потребителям или заказать исследование рынка.
Тренинг b2b: возвращай ушедших
Привлечение нового клиента всегда в разы дороже возврата старого. Поэтому проработайте бизнес-процесс и контролируйте потерю покупателей. Назначьте ответственного по работе с «ушедшей» клиентской базой. Его задача – не только выяснить, почему покупатель ушел, но и предложить пути по его возврату.
Тренинг b2bпродаж раскроет, почему можно потерять покупателей. Клиент может «обидеться» на сервис или обслуживание, разочароваться в продукте/услуге, повздорить с менеджером, который его вел. А может быть компания просто сменила адрес или в ней произошла кадровая рокировка? Узнав, почему получился «отвал», проще придумать план возврата.
Также стоит обратить внимание на «качество» ушедшего клиента: какую выручку давал, как часто закупал, насколько имиджевый клиент.
«Приманкой» для возвращенцев в b2bмогут стать не только особые условия работы, акции, но и небольшие подарки, знаки внимания.
Тренинг b2b: заставь подчиненных конкурировать
Создание конкуренции в коммерческом отделе – неотъемлемый этап для роста числа закрытых сделок. Заставить продавцов конкурировать между собой можно в том случае, если их будет не менее 3.
Но здесь важно помнить: если каждый из трех продавцов занимается своими задачами, о соревновательности можно забыть! Конкуренция получится, если у всех одинаковые функциональные обязанности. При наличии 3 сотрудников проще пережить сезон отпусков или командировки.
При наращивании объемов сделок мы рекомендуем создавать 2 отдела с 2 руководителями. Еще Сталин говорил, что люди с одинаковыми задачами выполняют их в 2 раза быстрее.
При создании отделов не забывайте о принципе управляемости: оптимально в подчинении одного РОПа может быть 7-15 менеджеров.
Тренинг b2b: выносите результаты на dashboard
Промежуточные итоги работы менеджеров мы рекомендуем выносить на dashboard. Это еще один способ создания конкуренции в отделе. Никому не захочется быть в числе отстающих, удержаться в лидерах – не менее важный стимул.
«Доска» может быть электронным табло или просто ватманом. Главное – публикация ключевых показателей на определенный момент времени. Что можно вынести на dashboard в сегменте b2b:
активность менеджеров по новой и текущей базам;
сколько сделок закрыто;
план/факт по выручке или отгрузкам по каждому сотруднику.
Достижения и провалы можно дополнительно визуализировать разным цветом. На примере наших клиентов мы не раз убеждались, что наблюдение за своими и чужими показателями эффективность работы всего отдела растет не менее чем на 20%.
Тренинг b2b: пересмотрите систему мотивации
Если разница между зарплатой менеджера, который план выполнил, и продавца, который о плане «забыл», составляет 10 тысяч рублей, то стимула продавать больше нет ни у одного сотрудника. Только в том случае, если зарплата успешного сотрудника будет в 3 раза выше, чем у аутсайдера, подчиненные зашевелятся.
Такую разницу можно предусмотреть, если система мотивации построена с учетом нескольких принципов. Базовый – доход менеджера состоит из 3 частей. Небольшой твердый оклад он получает всегда. Мягкий оклад выплачивается исходя из показателей эффективности, а бонус – в зависимости от выполнения плана.
При этом начисление бонуса производится с учетом принципа больших порогов. Это может выглядеть так:
если менеджер не дотянул план до 80%, то о премиальных он может совсем забыть;
при выполнении плана на 80-100% сотрудник может рассчитывать на прибавку 40% от оклада:
лидеры отдела, перешагнувшие планку 120% плановых цифр, получают дополнительно целый оклад.
Тренинг В2В продаж: работа с возражениями
Обязательно включите тему отработки возражений в план проведения тренингов. На занятиях важно научить сотрудников видеть скрытые возражения и уметь их преодолевать.
Скрытые возражения характеризуются фразами:
► «Дорого». Как правило, таким образом клиент просит скидку, торгуется, сравнивает с ценой у конкурентов.
► «Я подумаю», а также «не сейчас», «отложите», «я поговорю с …», «давайте на следующей неделе». Важно задать уточняющие вопросы: что смущает, что не устраивает. Также здесь можно технику дедлайна (DDL): установитьсрок действия акции, цены, предложения и т.д.
► «Я вам сам перезвоню». Это возражение самое сложное. Не исключено, что продавец не был убедительным, была допущена ошибка. Попробуйте применить дедлайн. Если не сработало, то попытаться договориться о перезвоне на конкретный день и время.
Мы рассмотрели 7 основных инструментов увеличения числа закрытых сделок. Узнать обо всех инструментах и выбрать подходящие помогут специалисты Oy-li на тренингах по продажам.