Технологии найма персонала для отдела продаж должны быть отлажены. Процедура набора новых сотрудников состоит из 7 шагов. Расскажем, как наладить один из основных ресурсных каналов для бизнеса.
Узнай, как получить 70 шаблонов для настройки отдела продаж ценность 1 500 000 руб.
Оставляйте заявку
Технологии найма персонала
Читайте в статье:
Технологии найма персонала: создайте навыковую модель
Технология найма персонала: составьте профили должностей
Технология подбора и найма персонала в организации: пропишите мотивацию
Современные технологии подбора и найма персонала: поставьте планы
Современные технологии найма и подбора персонала: пропишите бизнес-процесс
Технология найма персонала в организации: начинайте поиск
Технологии найма персонала: проводите собеседование правильно
Технологии найма персонала: акцент на вовлечение
Технологии найма персонала: создайте навыковую модель
Навыковая модель представляет собой документ, который описывает все необходимые компетенции для успешного закрытия сделки в вашей отрасли, сегменте, каждой нише. Этот регламент является основой, на которой вы выстроите всю систему найма.
Чтобы составить навыковую модель, необходимо описать все бизнес-процессы для каждой группы в целевой аудитории. Это необходимо сделать для того, чтобы выявить все необходимые техники, приемы и методы, которыми должен обладать продавец, обслуживающий тот или иной сегмент. Имея такую модель, вы всегда будет знать, какого рода специалист вам нужен и что он должен уметь.
Этот этап нужно пройти единожды, а потом корректировать в случае необходимости, связанной с расширением компании и увеличением количества ниш, каналов, сегментов.
Если вы никогда не задумывались о навыковой модели, то вам поможет таблица ниже. Она наглядно демонстрирует какие навыки нужны продавцу в том или ином сегменте.
Технология найма персонала: составьте профили должностей
Профили должностей «вырастают» из навыковой модели. Они как бы детализируют ее. Профессий в сфере продаж на сегодняшний день великое множество, а вам нужны определенные. Поэтому максимально конкретизируйте все профили по такому плану.
Наименование должности
Перечень обязанностей
Требования к опыту, компетенциям и образованию
Условия труда
Технология подбора и найма персонала в организации: пропишите мотивацию
Нанимая человека, вам следует сразу четко обозначить сколько и за что он будет получать. При этом всегда нужно соблюдать свои интересы. Поэтому вся система мотивации для сотрудников коммерческого подразделения должна стимулировать к достижению определенных результатов. Нет результата – нет хороших заработков.
Кроме того, вам нужно продумать карьерную модель. Такая модель описывает перспективы роста сотрудника при условии его выполнения всех требований со стороны работодателя и достижения определенных высот.
Современные технологии подбора и найма персонала: поставьте планы
Если вы успешно прошли три предыдущих этапа, то заложили крепкие основы для будущей системы набора сотрудников. Теперь пора приступать к планированию найма персонала. Этим вы будете заниматься постоянно в отличие от первых трех этапов.
Планирование найма напрямую связано с процессом прогнозирования объемов прибыли и выручки. Логика в этом процессе простая: чтобы достичь определенного уровня прибыли, нужно понимать сколько вам следует нанять специалистов и какого профиля.
Используйте для этого метод декомпозиции. Он позволяет подсчитать сколько и каких действий необходимо совершать ежедневно, чтобы собственник получил запланированную прибыль.
Результат будет примерно следующим: чтобы получить 500 000, необходимо:
выставить 10 счетов,
сделать 100 повторных звонков,
отправить 200 коммерческих предложений,
сделать 2000 первичных звонков.
Как только у вас есть такой план, вы сможете легко понять сколько сотрудников и какого профиля вам не хватает.
Современные технологии найма и подбора персонала: пропишите бизнес-процесс
Вы должны выстроить полноценный бизнес-процесс найма персонала и видеть, что конкретно происходит на каждом из его этапов. Для этого следует отработать саму технологию и отслеживать ее исполнение по воронке.
Например, бизнес-процесс может выглядеть следующим образом
100 откликов на вакансию получено
90 смогли пригласить на собеседование
80 дали согласие прийти на собеседование
75 пришли на собеседование
70 прошли во второй тур
55 удовлетворяют требованиям
50 согласились выйти на работу
10 вышли на работу
4 прошли испытательный срок
В этой воронке нужно контролировать все те же показатели, что и в воронках продаж: вход, длину, конверсию, длину каждого этапа, промежуточную конверсию. Длина воронки найма разнится в зависимости от профиля и должности.
Технология найма персонала в организации: начинайте поиск
При поиске сотрудников вы можете использовать несколько каналов.
Сайты объявлений с вакансиями
Кадровые агентства
Социальные сети
Вузы
Рекомендации
Нетворкинг
Собственный кадровый резерв
Также у вас должна быть стратегия поиска. Она может разной в зависимости от профиля должности. На сегодняшний день практика такова.
► 1. Телемаркетолог, продавец-консультат, хантер, торговый представитель. Допускается, если вы возьмете человека без опыта и обучите. Тем не менее, это не значит – брать всех подряд. Человек все же должен обладать необходимыми для продавца компетенциями.
► 2. Клоузер, фермер. Порой это уже «штучный товар». Поэтому ищите человека с релевантным опытом и компетенциями. А затем адаптируйте его бэкграунд с учетом своей специфики.
► 3. Старший менеджер, руководитель группы, супервайзер. Однозначно нужен опытный продавец. Можно нанять на рядовую позицию с быстрым ростом за 1-3 месяца. Другой вариант – повысить уже имеющегося сотрудника в соответствие с карьерной моделью.
► 4. РОП. Привлекайте готового профессионала. Он уже должен все уметь.
► 5. Коммерческий директор. Завербуйте из области со схожими задачами и бизнес-процессами.
Организационно поиск новых сотрудников бывает 3 типов.
1. Групповой
Подходит для найма телемаркетологов и целых групп хантеров для call-центров. Буквально в «промышленных» масштабах отсортировываются кандидаты по хантинговым сайтам, социальным сетям и ВУЗам.
2. Индивидуальный
По этому типу идет поиск клоузеров, фермеров, супервайзеров, руководителей отделов. Используйте вакансии с сайтов, кадровые агентства, подключайте личные связи. Хороший готовый клоузер или фермер на дороге не валяется.
3. Вербовка
Вербовка – «охота» за конкретными персонами на должность коммерческих директоров, которые смогут вывести компанию в топ. Этот процесс напоминает продажи, так как не к вам стремятся, а вы ищите расположения определенного менеджера. Поэтому придется сначала выяснить его истинные неудовлетворенные потребности и сделать правильное предложение.
Технологии найма персонала: проводите собеседование правильно
Есть несколько универсальных ориентиров, которые позволят вам сразу эффективно отфильтровывать неподходящие кандидатуры.
Релевантный опыт и компетенции
Если ищите клоузера или фермера, то релевантный опыт является необходимым условием. Причем основной критерий релевантности не продукт, а целевая аудитория. Не обязательно, чтобы продавец до этого торговал вашим товаром. Важнее работал ли он с вашей аудиторией.
Адекватность
Выясните отношение соискателя к его прежнему начальству. С одной стороны, он не обязан его хвалить. Обоснованная критика имеет право на существование. С другой стороны, если человек, мягко говоря, необъективен и неуважителен в своих оценках, то лучше с ним не связываться. Будем потом ругать и вас.
Зрелость
Обычно продажи плохо удаются людям младше 23 лет. Возраст не является самым надежным критериям. Но все же обращайте внимание. Необходим хотя бы какой-то жизненный опыт и умение «раскрывать» покупателя.
Частота смены места работы
Проследите трудовой путь соискателя. Если он в общем и целом не задерживается на одном месте больше полугода, это тревожный знак.
Технологии найма персонала: акцент на вовлечение
Классическая модель воронки подбора персонала выглядит так:
Привлечение. Работодатель открывает вакансию, размещая ее на различных специализированных ресурсах, в соцсетях, кадровых агентствах. Важно предоставить четкую информацию, адекватные требования и условия.
Вовлечение. Кандидат изучает вакансию, информацию о компании. Если подходит, то отправляет отклик.
Оценка и отбор. Может быть предусмотрено несколько туров для кандидатов
Предложение. Согласование условий, даты выхода на работу и т.д.
Начало работы.
Таким образом взаимодействие соискателя и рекрутера укладывается в 5 этапов, после прохождения которых вакансия считается закрытой.
Если лет 10-15 назад проблем с откликом от кандидатов не было, главной заботой для отдела кадров было привлечение и оценка, то в настоящее время надо постараться, чтобы этап вовлечения стал максимально эффективным. Отзывы сотрудников, публикации в СМИ и другая информация очень доступна. Кандидаты анализируют данные и тщательнее выбирают условия, на которые готовы прийти.
Мы рассмотрели этапы технологии найма персонала. Первые 3 вы пройдете один раз, а дальше будетt вносить в них изменения по ситуации. Оставшиеся фазы должны превратиться в хорошо отлаженный механизм, постоянно снабжающий компанию свежей «кровью».
Хотите получить шаблоны для отдела продаж в сфере ритейла?
Приходите на программу Oy-li
Получите разбор вашего бизнеса лично от Екатерины по 8 точкам масштабирования