регистрируйся на вебинар Екатерины Уколовой
получитебесплатно

Система мотивации
и KPI для хантера,
клоузера и фермера
и KPI для хантера,
клоузера и фермера
Неверно сформированный отдел продаж можно узнать по таким признакам:
В этом случае руководитель бизнеса должен внести изменения в работу отдела. Причем изменения будут комплексные. Сначала корректируется структура, потом меняется система мотивации персонала, внедряются новые KPI. Затем среди сотрудников распределяются разные техники продаж и планы по ключевым показателям.
Но перед началом работы необходимо изучить правила формирования отдела продаж.
Во-первых, сначала необходимо определить, из каких бизнес-процессов будут состоять продажи, и только потом нанимать людей. Играют важную роль каналы взаимодействия с клиентами и типы клиентов (постоянные или совершающие одноразовую покупку). Когда будет сформирован перечень бизнес-процессов, можно задуматься о структуре – сколько и какие типы продавцов нужны. Если структура продумана правильно, то клиент будет быстро и плавно переходить с одного этапа на другой. Вот какие признаки говорят о том, что последовательность действий неверная:
Второе правило – нанимать адекватное количество РОПов. Весь отдел не обязательно должен подчиняться одному руководителю. Зачастую гораздо эффективнее нанять нескольких РОПов и каждому «отдать» 5–7 менеджеров. Если РОП все же один, то возможны такие варианты:
У такого решения есть несколько преимуществ:
Третье правило заключается в распределении функционала. Нельзя на одного менеджера вешать все обязанности – от холодных звонков до сопровождения постоянных VIP-клиентов. Чтобы правильно распределить обязанности, нужно ориентироваться на цикл сделки. Можно оставить менеджеру только один этап воронки или несколько.
Также можно распределить обязанности в зависимости от склада характера продавцов. Например, более бойких и активных использовать для привлечения новых лидов, а спокойным и уравновешенным предложить общаться с постоянными клиентами, учитывать их историю покупок и предпочтения.
Вот стандартная классификация менеджеров по продажам:
Еще одно правило формирования отдела продаж заключается в необходимости собирать в одном отделе работников разной специализации. Это значит, что структура будет зависеть от каналов продаж. От менеджера ожидаются разные техники и приемы, если он работает с дилерами, с дистрибьюторами, с клиентами-физлицами или с корпоративными клиентами.
Пятое правило – отдел продаж должен быть легко изменяем. То есть в случае изменений на рынке отдел продаж нужно будет легко и быстро реформировать. Например, отключить ненужные позиции. Добиться гибкости можно с помощью разработанных един стандартов. Благодаря им сотрудникам при переходе с одной позиции на другую будет легче адаптироваться и войти в ритм.
Создать отдел продаж и определить необходимое количество менеджеров можно по простому алгоритму. Сначала необходимо изучить клиентскую базу с помощью ABCXYZ-анализа, определить, какие клиенты находятся в каждой группе, и понять, что их объединяет. Тогда можно будет определить ЦА, с которой будут работать менеджеры. В сегменте B2B рекомендуется прописать названия компаний, которые могут быть заинтересованы товарами или услугами. На основании текущих показателей по продажам и конверсии можно составить приблизительный прогноз, как будет развиваться общение с потенциальными клиентами, если удастся их заинтересовать. Ориентируясь на прогноз, можно решить, сколько менеджеров нужно.
На следующем этапе определяются каналы продаж и анализируются продукты. Если их много, то с помощью аналитики можно выделить приоритетные. Придется подбирать или переучивать менеджеров для работы именно с этими каналами. Продукты бывают простые или сложные в зависимости от длины сделки. Важно определить, с какой группой товаров выгоднее работать. Для этого можно посмотреть долю каждой группы в общей выручке.
Затем нужно определить бизнес-процессы, исходя из всех данных, полученных ранее. Можно прописать конкретные этапы и функции для каждого этапа. Затем нужно определить, какая модель отдела продаж наиболее удобна. Их существует несколько.
Линейная модель подходит для простых продаж с небольшой воронкой или для компаний-новичков, которые еще только выходят на рынок. Эта модель представляет собой руководителей и нескольких менеджеров в подчинении у каждого. Менеджеры занимаются всем – поиском, прогревом и заключением сделки. Такой отдел продаж легко сформировать, однако в нем сложно контролировать процесс продаж. По отчетности отдельного менеджера может быть непонятно, на каком этапе воронки возникают сложности.
При конвейерной модели весь отдел делиться на подразделения и каждое подразделение занимается одним этапом продаж. Подобное разделение называется конвейерным, то есть клиент переходит от менеджера к менеджеру как на конвейере. Для него характерно шесть этапов продаж, на каждом из которых работает менеджер определенной специализации. Например, можно создать конвейер, то есть для каждого этапа набрать отдельных сотрудников:
Такая модель сложнее в организации, ведь руководителю отдела необходимо уметь подбирать и обучать персонал на разные позиции. К тому же при конвейерной модели важнее стандарты обслуживания, чтобы клиенту было комфортно работать с новым менеджером. Однако за счет специализации менеджеров можно рассчитывать на более высокую конверсию.
Можно выбрать канальную структуру, если продажи ведутся по разным каналам. Тогда в отделе продаж будут такие подразделения:
Поняв, какая структура больше подходит под специфику бизнеса, можно распределять функции среди менеджеров по продажам. Если в компании на этом этапе вообще нет отдела продаж, то он формируется с нуля:
Собственники бизнеса нередко допускают две грубые ошибки. Первая ошибка – отказываются от должности РОПа и пытаются самостоятельно контролировать продавцов. Однако отдел продаж с руководителем всегда работает эффективнее. Ведь РОП занимается не столько продажами, сколько административной работой – подбирает персонал в команду, проводит собрания и обучения, разрабатывает систему денежной мотивации, решает конфликтные ситуации и систематизирует клиентскую базу.
Вторая ошибка – вместо поиска квалифицированного РОПа с опытом работы руководитель компании пытается сделать РОПом одного из менеджеров. Дело в том, что менеджер – это продавец, чья задача заключается в общении с клиентами и сбыте продукции. Задачи РОПа более многогранны. Он обязан быть хорошим администратором, работать в режиме многозадачности и уметь находить подход к разным подчиненным. В большинстве случаев менеджер по продажам не может эффективно управлять своей командой.
Подразделения внутри отдела могут быть созданы на основе продуктов или проектов. В одном подразделении работает и хантер, и фермер, и клозер. Возглавляет команду заместитель руководителя. Такая система эффективна для продажи сложных товаров – оборудования, технических решений, IT-продуктов. Менеджеры подразделения отлично знают особенности «своего» продукта и потребности клиентов.
Необходимое количество сотрудников набрано и между ними распределены обязанности. На этом работа с отделом продаж не заканчивается. Для улучшения структуры можно:
Эти действия помогут не просто сформировать эффективный отдел продаж, но и поддерживать этот механизм в рабочем состоянии.