Среднесрочный финансовый план предприятия
Деятельность любой компании осуществляется по заранее сформированному финансовому плану. Он помогает понять цели предприятия и методики их достижения. Составляя среднесрочный план, компании определяют показатели, которые нужно достигнуть с учетом сложившейся экономической и социальной обстановки и при наличии определенных ресурсов.
Что такое среднесрочный финансовый план
Для осуществления финансово-хозяйственной деятельности руководство либо предприниматель следует определенному плану. При этом существовать он может в разных вариациях: на бумажном носителе, в электронном виде либо без фиксации на накопителях информации. Среднесрочное планирование неотделимо от структуры финансового управления компанией и является одной из основ для разработки финансовой политики на ближайшие несколько лет.
Планирование предполагает выполнение целого комплекса работ, заключающихся в следующем:
- Формирование целей предприятия. Чтобы спланировать работу, потребуется изначально определить показатели, которых необходимо достигнуть в четко обозначенные сроки.
- Разработка мероприятий для достижения целевых показателей. Для успешной работы недостаточно определить лишь конкретные цели. Важнейшей составляющей планирования является создание инструментария, способов, реализация которых поможет достичь нужных результатов.
- Изучение результатов. В большинстве случаев реализация плана осуществляется с определенными отклонениями. Это вызывает необходимость постоянного мониторинга итогов, полученных в результате реализации определенных этапов планирования. Учитывая отклонение от ранее разработанной модели, анализируется достоверность плана, и при необходимости он корректируется. Даже перевыполнение плановых показателей свидетельствует о том, что не учтены какие-либо аспекты, не позволившие запланировать полученные результаты.
Бизнес-планирование различается по срокам, на протяжении которых компания должна добиться определенных целей, задействовав различные инструменты. Чтобы решать текущие задачи, руководство использует краткосрочные планы. При долгосрочном планировании формируются глобальные цели. Среднесрочные планы содержат в себе комплексы методик по решению насущных проблем и достижению глобальных целей.
Нельзя недооценивать важность планирования, как для представителей крупного бизнеса, так и для мелких хозяйствующих субъектов, микроорганизаций и предпринимателей. Среднесрочное планирование может затрагивать работу одного структурного подразделения компании либо всю ее деятельность в совокупности, как хозяйствующего субъекта. Это предполагает участие в планировании не только топ-менеджеров, но и руководителей различных отделов.
Период среднесрочного планирования
Продолжительность временного промежутка для реализации среднесрочного плана определяется множеством факторов:
- направлением деятельности хозяйствующего субъекта;
- внутренней и внешней экономической обстановкой;
- величиной организации;
- особенностями рынка и прочее.
К примеру, у строительных компаний длительность среднесрочного планирования определяется периодом, необходимым для возведения одного объекта с нуля до ввода в использование. Формирование планов в долгосрочной перспективе предусматривает строительство нескольких объектов в различные промежутки времени. А краткосрочное планирование заключается в реализации комплекса работ на определенных этапах строительства.
С учетом вышеизложенного продолжительность планирования на среднесрочную перспективу определяется особенностями хозяйствующего субъекта и варьируется в пределах от 1,5 до 5 лет. Данные временные рамки позволяют создать модель развития, предусматривающую четкую структуру бизнес-процессов для дальнейшего развития и выстраивания целей на более длительный срок.
Задачи, решаемые среднесрочным планированием
Благодаря планированию определяется очередность достижения стратегических задач, если говорить об определенных блоках реализации процесса выработки стратегии. Не стоит забывать о динамике спроса потребителей продукции и рыночной конъюнктуры. Также важны собственные производственные мощности компании. Планирование на среднесрочную перспективу внутри хозяйствующего субъекта осуществляется в специальной программе.
Создание среднесрочного плана
Процедура планирования на среднесрочную перспективу включает в себя следующий набор мероприятий:
- Формирование производственно-финансового плана, в котором потребуется учесть объемы производственной деятельности, бюджет, рыночный спрос, производственные мощности.
- Разработка оперативного бюджета, учитывающего меняющийся рынок и прочие преобразования.
- Распределение обязательств по реализации мероприятий плана в соответствии с производственно-хозяйственным планом.
- Анализ результатов. Руководители задействованных в реализации плана подразделений должны предоставлять сведения о достигнутых результатах, которые анализируются на постоянной основе.
Для результативного планирования целесообразно использовать гибкую систему управления. Это позволит быстро проводить корректировку процессов реализации плана, не нарушая методику достижения глобальных целей.
Чтобы сформировать эффективный план, потребуется постоянно осуществлять мониторинг меняющегося спроса и рынка. Выполнение таких задач обычно возлагается на руководство отделов компании, ответственных за решение тактических задач. Также потребуется определить способы оптимального использования производственного оборудования предприятия. Продолжительность такого использования не должна быть меньше полугода.
Для достижения целей планирования компания рассматривается, как единица экономической деятельности. Необходимо проанализировать не только внутреннюю среду компании, но и внешние факторы, затрагивающие ее деятельность. То есть требуется комплексный подход. Приступать к планированию финансово-хозяйственной деятельности можно только после описания финансовой модели организации. А для этого потребуется проанализировать некоторые формы отчетности:
- Отчет о прибыли позволяет определить пределы ценообразования и стоимость затрат, что дает информацию о прибыльности работы организации.
- Отчет о движении денежных средств предоставит сведения о финансовой составляющей планирования, позволит определить источники финансирования.
- Бухгалтерский баланс показывает состав активов и пассивов компании и источники их формирования.
- Иные отчеты с показателями объемов производства, расчетов с контрагентами и прочее.
В итоге формируется модель предприятия, как важнейший компонент для финансового среднесрочного планирования.
Модель предприятия
Существует два метода создания модели:
- Упрощенная комплексная модель.
- Комплексная модель, как составляющая системы, базирующейся на подаче информации в системе онлайн.
В основе первого метода формирования модели лежит систематизированный сбор данных. Такая модель подходит для ситуационного анализа плана. Основным ее достоинством является то, что система быстро адаптируется, это позволяет провести детальный подсчет вариантов воплощения управленческих решений для достижения определенных целей. Данный подход формирования модели отличается простотой реализации и позволяет установить все внешние и внутренние связи компании.
Среди недочетов можно выделить продолжительный процесс формирования исходных материалов и большой процент погрешности в расчетах. Данные модели считаются локализованными, если рассматривать используемые в организации информационные системы. Основными пользователями выступают отделы аналитики. Невзирая на то, что блоки планирования встроены в информационную систему компании, руководство часто прибегает к использованию данной модели благодаря ее быстроте.
Работа системы, основанной на передаче данных онлайн-способом, работает по установленным алгоритмам, преобразовывающим первичную информацию. Основными достоинствами такой модели являются следующие возможности:
- реализация плана контролируется в автоматическом режиме;
- быстрое формирование первичной информации;
- высокая точность расчетов.
Но такой подход создает определенные трудности для «ситуационного» анализа. Это выражается в ограниченной свободе моделей формирования среднесрочного плана. Его реализация не учитывает отклонения от заранее прописанного алгоритма: отсрочки платежа, сбои в производственном процессе, новые идеи, влияющие на бизнес-процессы и структуру организации.
В этой ситуации потребуется перестройка существующей модели под изменившиеся реалии. Это потребует много сил и времени, даже если перестройка предусмотрена службой технической поддержки. Таким образом, такая методика создания модели подходит для среднесрочного финансового плана, нацеленного на формирование основ для работы и развития предприятия, а также контроля над его реализацией. Если необходим «ситуационный» план и анализ альтернатив, то следует отдать предпочтение простым системам финансового планирования на среднесрочную перспективу.
На этапе преобразования первичных сведений в бухгалтерскую отчетность, необходимую в целях текущего управления, автоматизированная система задействует все отделы компании. Руководству проблематично запросить сведения в блоке среднесрочного планирования на уровне варьируемых данных. То есть заказчику придется принимать уже сформированные решения, но в дальнейшем они не будут использоваться, а планирование будет осуществляться привычными способами. Локальные и простые системы для среднесрочного планирования можно использовать для выработки требований к общей системе информации. Это предоставит возможность руководству получать необходимую отчетность и параметры для планирования на среднесрочную перспективу. Для этого достаточно ознакомится с принципами оформления агрегированного финансового плана, стандартной моделью компании и испробовать различные вариации.
Заключение
Учитывая вышеизложенное можно сделать вывод о том, что важнейшим инструментом планирования на среднесрочную перспективу является бизнес-план. Благодаря реализации разработанной программы компания должна увеличить свою конкурентоспособность и капитал. Бизнес-план одновременно может использоваться для текущего планирования, маркетингового со сроком реализации не больше года и при формировании планов на долгий срок. В среднем, бизнес-план формируется на пятилетний срок.