СПИН-технология продаж. Вопросы подводящие к покупке
Узнай, как получить 70 шаблонов для настройки отдела продаж ценность 1 500 000 руб.
Оставляйте заявку
Метод СПИН, разработанный маркетологом Нилом Рэкхемом и активно использующийся зарубежными менеджерами, позволяет выявить потребности покупателя и ненавязчиво подвести его к решению о приобретении вашего товар или услуги.В основа метода лежат вопросы четырех типов (Ситуационные, Проблемные, Извлекающие, Направляющие), которые задаются последовательно, шаг за шагом приближая вашего собеседника к покупке.
Ситуационные вопросы
При встрече с клиентом вам в первую очередь нужно собрать информацию о его бизнесе и прояснить текущее положение вещей. Важно, чтобы ваш собеседник сам выдавал вам информацию, отвечая на ваши вопросы.Список вопросов стоит подготовить заранее. Вы можете даже написать несколько списков для разных категорий клиентов — затраченные усилия не пропадут даром, поскольку ситуационные вопросы позволяют создать базу для дальнейшего взаимодействия с потенциальным заказчиком.
Проблемные вопросы
Выяснив положение дел в бизнесе клиента, важно определить слабые места и проблемы. Люди делают покупки, чтобы решить свои проблемы, поэтому на этом этапе мы даем им возможность эти проблемы осознать. Например, общаясь с будущими участниками наших тренингов по продажам мы задаем вопросы:
Вырос ли ваш план продаж по сравнению с прошлым годом?
Сколько менеджеров выполняют план продаж?
Какой процент холодных звонков приводит к заключению сделок?
Какие проблемы вы видите в работе вашего отдела продаж?
Извлекающие вопросы
Эта группа вопросов позволяет клиенту увидеть, к чему ведет отсутствие решения проблем, которые были обозначены на предыдущем этапе.
Классические виды вопросов:
К чему это обычно приводит?
Как будет развиваться ситуация, если вы не решите эту проблему?
Какое воздействие это оказывает на ваши продажи?
Как часто повторяется эта ситуация?
Как вы оцениваете упущенную выгоду?
Направляющие вопросы
Эта группа вопросов переключает внимание клиента с проблем на решения, на выгоды вашего продукта или услуги, на те ценности и преимущества, которые он получит в результате сделки. Скорее всего у вас есть список выгод и преимуществ вашего товара. Все что вам нужно сделать на этом этапе — адаптировать этот список к интересам и проблемам вашего клиента и переформулировать тезисы списка в виде вопросов. Овладев техникой СПИН-продаж, вы сможете даже мимолетный интерес потенциального клиента превращать в потребность, развивать эту потребность в стремление действовать и предлагать конкретный план действий, заключающийся в приобретении вашего продукта.
СПИН-технология продаж: выводы
С помощью СПИН-вопросов менеджеры ведут покупателя через пять стадий к покупке:
Признание потребности
Оценка вариантов
Разрешение сомнений
Принятие решения
Факт покупки
СПИН-продажи предполагают четкую последовательность. С помощью ситуационных вопросов выясняются детали, подробности, налаживается контакт с покупателем. Здесь важно не углубляться в дебри, а за 3-5 вопросов уточнить нужные данные.
Следующий блок проблемных вопросов акцентируют внимание клиента на проблеме. Извлекающие вопросы усиливают в клиенте понимание, что проблема требует разрешения. А направляющие вопросы помогают ему принять решение, уверовать, что именно ваш продукт изменит ситуацию в лучшую сторону.
Обязательный элемент СПИН-продаж — техника активного слушания. Не надо говорить за клиента, надо впитывать информацию и использовать ее в своих интересах.
Хотите получить чек-лист по эффективным каналам для вашего бизнеса?
Записывайтесь на программу «Отдел продаж под ключ»
Получите разбор вашего бизнеса лично от Екатерины по 8 точкам масштабирования