Сокращение расходов — весьма нетривиальная задача для любого бизнеса. После детального изучения затрат компании список мероприятий по их оптимизации обычно получается весьма объемным, и не всегда можно сходу определить, за что нужно браться в первую очередь, а что оставить на потом.

Еще больше идей для роста выручки можно получить на наших авторских бесплатных вебинарах от компании Ой-Ли. Регистрируйтесь прямо сейчас.

снижение цен

Хотите успешно продавать свои товары, не снижая цены?

Записывайтесь на программу по финансам Profit



При сокращении расходов для определения очередности мероприятий существует простой и крайне эффективный инструмент — матрица ВРА (время/рентабельность/анализ).


Для сокращения затрат также читайте Управление расходами: 5 советов и Оптимизация затрат: во что стоит вложиться в кризис.


Пересечение осей времени и рентабельности создает четыре квадранта, в которых задачи распределяются по соотношению трудозатратности и финансовой отдачи:

 

Высокая рентабельность

Низкая рентабельность

Быстро

1
Легкие задачи с высокой рентабельностью

2
Легкие задачи с низкой рентабельностью

Медленно

 3
Сложные задачи с высокой рентабельностью

4
Сложные задачи с низкой рентабельностью

Кроме того, для сокращения затрат оценивать отдачу от всех мероприятий нужно для одного и того же периода. Если вы посчитали, какой итоговый результат вам принесет сложная и прибыльная задача через год, то и для простых нерентабельных задач расчет тоже должен производиться на год.

Понятно, что практически любая работа по сокращению расходов затратна сама по себе, так что при распределении вопросов стоит ориентироваться на финансовые результаты, которые вы получите через продолжительное время. Так будущая прибыль нивелирует изначальные издержки и оценка получится более объективной.

► В первую очередь при сокращении затрат нужно заняться теми мероприятиями, которые не отнимут у вас много сил и принесут заметный результат. Например, если ваша компания арендует помещение в лучшем бизнес-центре города, переезд в офис попроще отнимет у вас всего несколько дней, а сокращение затрат при этом может быть серьезным.

► Следующие вопросы для сокращения трат — это те, которые не требуют больших усилий, но и особой прибыльностью похвастаться тоже не могут. Это смена оператора мобильной связи или интернет-провайдера, введение программы энергосбережения или выбор другого поставщика канцелярских принадлежностей. Все это, конечно, не значительно повлияет на сокращение расходов компании, но если вы можете получить дополнительную прибыль всего за пару часов — почему бы это не сделать?

► Затем следует третья группа заданий — сложных и рентабельных. Входящие в нее мероприятия зачастую приносят наибольший эффект. Здесь для сокращения расходов поможет, например, работа над мотивацией персонала или оценка выработки для каждого сотрудника компании.

► И, наконец, напоследок можно оставить сокращение расходов в тех сферах, которые требуют времени и усилий, но не предполагают большой финансовой отдачи. В реальной практике в эту категорию часто попадают задачи, которые вряд ли вообще когда-нибудь будут выполнены: сокращением расходов можно заниматься годами, и всегда найдется что-нибудь более приоритетное.

С этой группой при сокращении трат стоит быть осторожнее — не всегда вопросы, требующие долгой работы и на первый взгляд не ведущие к повышению рентабельности, действительно таковыми и являются. Например, автоматизация учета может быть необязательной, если и без нее все отлично работает. Однако если ее отсутствие мешает вам своевременно принимать важные решения, стоит заняться этим как можно скорее.

Используя матрицу ВРА, подойдите к сокращению расходов со знанием дела.

Сокращение расходов: антикризисные стратегии

В число антикризисных стратегий, которые подразумевают сокращение затрат относятся:

1. Переход на новые рынки и ниши. В кризис интересно занимать более высокие ниши — там меньше «штормит».

2. Схлопывание. Стратегия нацелена исключительно на сокращение затрат. Здесь важно понять, что приносит прибыль, а что требует дополнительных вливаний. Инвестпроекты на время замораживаются. Все усилия направляются только на высокомаржинальные продукты.

3. Рост объемов и повышение эффективности. Нужно вложиться в настройку CRM под себя, автоматизировать большинство процессов, удвоить нагрузку персонала, следить за конверсией в разных разрезах.

Действительно, в кризис важно сократить затраты. Но действуйте вдумчиво и осмотрительно. От некоторых затрат можно отказаться совершенно безболезненно, некоторые лучше не трогать, а некоторые расходы, наоборот, надо увеличить.

управление расходами

Хотите увеличить свою прибыль?

Записывайтесь на программу по финансам Profit и получите план действий