SMM-маркетинг

Конечная цель любого бизнеса – это рост продаж. Решение этой задачи возможно различными способами. Продвижение через интернет, собственный сайт или социальные сети – наиболее доступный и эффективный путь. 

Что такое smm-продвижение

Аббревиатура smm образована от слов Social Media Marketing, что в дословном переводе означает маркетинг в социальных сетях. Это устоявшееся словосочетание, принятое во всем мире, но по смыслу больше подошло бы SMP (Social Media Promotion) или продвижение через социальные сети.

Основная задача smm – выход на целевую аудиторию, привлечение ее разными способами и активизация интереса к предлагаемому продукту. Социальные сети нельзя рассматривать как торговую точку, т. е. они создаются не для ведения прямых торговых операций. Через smm можно:

  • заниматься изучением потребностей аудитории и способ их привлечения;
  • проводить подписку на товар;
  • побуждать покупателей к переходу на сайт компании или в интернет-магазин;
  • распространять различные инструменты, повышающие заинтересованность покупателей (бонусы, флаеры и так далее);
  • осуществлять непосредственные продажи.

Социальные сети в отличие от других интернет-сайтов позволяют привлечь аудиторию к дальнейшему распространению информации о продукте, добровольному и бесплатному. Контент быстро расходится через группы друзей, подписчиков. Повышению интереса способствуют посты, лайки, комментарии. Поскольку все изменения мгновенно расходятся среди подписчиков, т. е. срабатывает «вирусность» сети, интерес к продукту постоянно подогревается.

Такой способ информирования не вызывает отторжения, как прямая реклама. Мнению знакомых, в том числе известных только по общению в сети, принято доверять значительно больше, чем рекламодателям или заинтересованным продавцам.

Какие этапы включает в себя

Smm-продвижение – это не разовая процедура. Это рекламный баннер можно разместить на нескольких площадках и спокойно ожидать результатов. Каждое smm-продвижения можно разделить на несколько этапов:

  • подготовительная работа;
  • выбор способа продвижения;
  • поддержание площадки в актуальном состоянии;
  • аналитика ответной реакции и корректирование политики и содержания.

На подготовительном этапе необходимо определить, насколько полезным будет создание своей площадки в социальных сетях. Для этого нужно:

  • составить портрет покупателя и выяснить его активность в той или иной сети ВКонтате, Facebook, Instagram, через проведение ABCXYZ-анализа, запросы по ключевым словам;
  • выявить своих конкурентов в сетях и проанализировать их методы работы;
  • определить, каким способом можно заинтересовать покупательскую аудиторию.

Социальные сети допускают различные варианты взаимодействия сторон, поэтому, необходимо сразу определиться, какой характер будет иметь конкретная площадка. Возможны три варианта:

  • открытый коммерческий характер с публикацией торговых предложений, каталогов, прайс-листов, функцией покупки;
  • скрытый, при котором, содержание площадки больше напоминает клуб по интересам, максимально близкий к тому товару, который необходимо продать, например, обсуждение вопросов воспитания детей (для торговли детскими товарам), здорового образа жизни (для реализации спортивных товаров) и так далее;
  • комбинированный, т. е. информационный и рекламный контент публикуется в равных долях.

Способ привлечения посетителей может быть белым, серым или черным. При белом варианте владелец площадки старается получить подписчиков через интересное наполнение сайта, организацию массовых мероприятий (конкурсов, обсуждений, акций), рекламу на самой площадке или на чужих страницах, близких по содержанию. Этот способ не гарантирует быстрых результатов и требует немалых вложений.

Под серым и черным вариантом понимаются способы некорректного привлечения внимание за счет односторонней инициативы и без учета согласия второй стороны. Для этого используют такие методы, как:

  • массфолловинг – массовая подписка на профили лиц, входящих в потенциальную покупательскую группу;
  • масслайкинг – проставление лайков на страницах покупательской аудитории, чтобы вызвать ответный интерес;
  • масскомментинг – комментирование постов;
  • накрутка подписчиков – путем покупки ботов.

Перечисленные методы могут срабатывать в разную сторону, т. е. вызывать как интерес, так и резкое неприятие или отторжение аудитории. Т. е., при отработке 1000 страниц возможных покупателей, реальными подписчиками страницы становятся несколько процентов из них.

Кому нужен smm-маркетинг

Нельзя считать smm-маркетинг панацеей для всех видов товара и групп покупателей. Принято различать сферы продаж по участвующим в них сторонам на B2B, B2C, C2C, где буква B обозначает бизнес, а С – конечного покупателя (consumer).

Поскольку активными участниками социальных сетей в подавляющем большинстве являются граждане, то сфера бизнес-бизнесу или B2B вряд ли окажется актуальной. Например, бесперспективной окажется страница, посвященная продукции машиностроения или металлопроката. Даже если созданием такой площадки займутся талантливые профессионалы, и она будет иметь тысячи активных подписчиков, это никак не отразится на объемах продажи товара, т.е. конечная цель не будет достигнута.

Наиболее перспективные в smm-продвижении – схемы B2C и C2C, в которых продавцом выступают бизнес-структуры (фирмы, компании) или физические лица (предприниматели и граждане). Если компания владеет интернет магазином, то страница в социальных сетях может стать существенной поддержкой в продвижении товара.

Социальные сети служат основными площадками для продажи продуктов handmade, художественных изделий, книг, видео-уроков и так далее. Для подобных товаров и небольших объемов продажи не нужны магазины или коммерческие сайты, быстрее и эффективнее всего продавец и покупатель найдут друг друга.

Преимущества и недостатки

Smm-продвижение – это неоднозначный способ маркетинга, который может оказаться результативным или бесполезным решением для увеличения продаж товара. Его значение для бизнеса зависит от ряда факторов, таких как:

  • точное определение покупательской аудитории и ее интересов;
  • правильный выбор методов продвижения;
  • умение работать с аудиторий и внушать ей доверие;
  • комплексное использование различных методик привлечения посетителей.

Основные преимущества smm-маркетинга – это:

  • непосредственный контакт с покупателями, включая возможность обратной связи;
  • возможность создавать тесное взаимодействие на уровне личных отношений (поздравления с днем рождения, праздниками, взаимные лайки и комментирование фотографий, постов и так далее);
  • высокая степень вирусности, при которой на каждые 100 подписчиков приходится от 500 до 1000 друзей в разных группах, имеющих возможность рассылать, получать и просматривать информацию;
  • минимальные финансовые вложения на распространение рекламных и информационных материалов;
  • использование непрямого воздействия через создание групп по интересам, нативную (естественную) рекламу;
  • широкий круг социальных сетей – ВКонтате, Facebook, Instagram, Ютуб и так далее;
  • возможность совместных действий с блогерами или другими площадками.

Smm-маркетинг потенциально может стать средством для привлечения многотысячной аудитории. Сегодня практически каждый человек регулярно посещает несколько социальных сетей и по цепочке становится вероятным посетителем нужной площадки.

При неправильной оценке значимости товара для посетителей социальных сетей все усилия и затраты на создание этого инструмента окажутся бесполезными. Основные недостатки smm-продвижения:

  • низкий потенциал для торговли в сфере B2B;
  • необходимость постоянного внимания к ресурсу, так как его создатели регулярно обновляют и изменяют функционал;
  • владелец площадки фактически работает на чужой платформе, т. е. может быть заблокирован за нарушение правил;
  • доступность для постороннего вмешательства, комментариев, не всегда желательных;
  • работа в высокой конкурентной среде, т. е. у подписчиков поступившая информация легко может затеряться среди сотни других постов.

Чтобы заниматься smm-продвижением, необходимо правильно понимать специфику данного вида маркетинга, уметь им пользоваться и постоянно работать на странице. Не достаточно просто заказать и создать площадку и социальной сети, как нередко происходит с фирменными сайтами. Необходимо регулярно размещать обновления, отвечать на комментарии посетителей, чтобы поддерживать их интерес.

Кто такой smm-менеджер/маркетолог и сколько он стоит?

Работа по продвижению товара в социальных сетях требует профессионального подхода. В крупных компаниях существуют должности smm-менеджера или smm-маркетолога, обязанности которого заключаются в обслуживании площадок, созданных на различных платформах социальных сетей.

В качестве такого smm-менеджера могут работать специалисты по рекламе, журналисты, web-аналитики и другие сотрудники, обладающие креативным мышлением, опытом работы в социальных сетях и в сфере продаж. Специалист может сам заполнять страницы контентом или заниматься организацией этого процесса, заказывая материалы у профессиональных копирайтеров.

Для работы в этой сфере потребуются знания в сфере маркетинга, аналитики, IT и так далее. Сегодня нередко можно встретить объявления о вакансии smm-менеджера, с предложение заработной платы от 40 до 100 тысяч рублей в месяц.

В чем заключается его работа

Smm-менеджер может быть непосредственным исполнителем или руководителем отдела, отвечающим за работу специалистов. Общий круг вопросов, который возлагается на сотрудника или группу, включает функции по:

  • определению стратегии и основных задач, которые необходимо и можно решить с помощью социальных сетей;
  • создание страниц, сообществ и других видов существования в сети, их оформление, настройка;
  • наполнение содержанием самостоятельно, силами отдела или с привлечением профессиональных исполнителей;
  • создание интеграции с другими сайтами компании (фирменным сайтом, интернет-магазином, страницами в других социальных сетях);
  • привлечение к сотрудничеству блогеров или создателей других площадок, работающих в смежных сферах.;
  • работа над продвижением страниц в поисковых системах с помощью рекламы, активизации трафика;
  • отслеживание и анализ сайтов конкурентов;
  • аналитическая работа по оценке результатов работы, влияющих на уровень конверсии;
  • корректировка методов работы в соответствии с результатами анализа;
  • регулярное ведение работы по связи с посетителями (ответная реакция на поступающие сообщения, замечания и так далее);
  • поиск групп потенциальных покупателей, уже объединенных на других целевых ресурсах;
  • составление отчетов о проведенной работе, ее результативности.

Если деятельность в сфере smm-маркетинга возложена на группу сотрудников, то все функции необходимо конкретизировать и закрепить за конкретными сотрудниками.

✓ Номер введен верно