Секреты холодных звонков
Холодные звонки – инструмент, который справедливо считается одним из самых сложных в плане освоения и применения. Добиться определенного успеха в коммуникации с клиентами по телефону могут только хладнокровные, уверенные в себе менеджеры, отлично работающие с возражениями. Какие секреты холодных звонков стоит применять в работе, чтобы добиться увеличения продаж?
Грамотная подготовка
Один из секретов успешного проведения холодных звонков – правильная подготовка. То же самое можно сказать про выбор хорошего костюма перед встречей – это сложно недооценить. Тем не менее, многие менеджеры просто начинают звонить потенциальным клиентам буквально «на автомате». Откажитесь от этой модели поведения и перейдите к более осознанной работе.
Первый шаг – задайте себе четыре вопроса, которые помогут подготовиться к грядущему звонку:
- Чего вы хотите добиться звонком? Приглашение на личную встречу, онлайн-курс, продажа товара или услуги. Без понимания того, к чему нужно подвести диалог, ничего не получится.
- Кому именно вы хотите позвонить? Компания это или обычный человек, ответственное ли за принятие решений лицо. Чем занимается, какие потребности и проблемы у него есть.
- Что вы хотите предложить собеседнику? Это не совсем то, что в первом вопросе. Здесь вы определяете возможные скидки, бонусы, уступки для того, чтобы успешно закрыть сделку.
Ответив на эти вопросы, вы разработаете стратегию предстоящего холодного звонка. Следующий этап подготовки – формирование тактики. Здесь вы разрабатываете план звонка более детально:
- Каким образом планируете представиться?
- Как опишете компанию, от которой звоните?
- Какую аргументацию будете использовать?
- На какое время удобно назначить встречу?
- Какие имеются аргументы для возражений?
Секрет холодного звонка в том, что в любом случае вы будете вынуждены выслушать собеседника и правильно отвечать на его вопросы. Однако предварительная подготовка поможет вам грамотно выйти из тупиковой ситуации, если потенциальный клиент начнет задавать неудобные вопросы.
Как обойти секретаря
Часто менеджеры сталкиваются с такой ситуацией, когда при звонке в крупную компанию вместо лица, принимающего решения, трубку берет секретарь. Неопытные продавцы в этом случае обычно заканчивают разговор и двигаются к следующему потенциальному клиенту. Есть, как минимум, четыре секрета, знание которых поможет обойти секретаря и выйти на нужного человека:
- Озвучьте секретарю убедительную причину, по которой вам нужно встретиться с лицом, принимающим решение (далее ЛПР). Это может быть какой-то материальный объект, который надо передать или обсудить – книга, накопитель с информацией, презентация.
- Используйте фразы, наполненные профессиональным сленгом. В разговоре с секретарем нужно упомянуть термины, которые будут ему непонятны. С большой вероятностью он не рискнет давать оценку вашему предложению и передаст трубку нужному вам лицу.
- Попробуйте дозвониться до ЛПР в нерабочие часы. Иногда бывает так, что рабочий день секретаря короче, чем режим работы компании. В этом случае есть смысл позвонить после 18 часов либо до 9 утра и попытаться «поймать» нужного человека.
- Сделайте вид, что у вас тоже есть личный секретарь. Найдите человека, который позвонит секретарю ЛПР, представится вашим секретарем и договорится о звонке или встрече с нужным лицом. Эффект будет выражен сильнее, если ограничить предложение по времени.
Эти простые техники незаменимы, если вы менеджер по продажам, работающий в сфере B2B.
Как подвести к сделке
Частая ситуация – потенциальный клиент не идет в полный отказ, но и не спешит принимать решение. Чтобы холодный звонок не затягивался, используйте один из способов для мотивации:
- сообщите о предзаказе, который доступен по меньшей цене, чем обычный товар;
- предложите за ту же стоимость получить дополнительные опции или привилегии;
- расскажите о возможности получить подарок (недорогой/бесплатный, но ценный);
- сделайте скидку, воспользоваться которой можно в ограниченный период времени;
- расскажите о выгодных условиях на вторую покупку, если клиент сделает первую.
Можно воспользоваться и такой хитростью – делайте потенциальному клиенту выгодные предложения, приуроченные к его Дню рождения или другой важной дате, например, к его профессиональному празднику. Многим людям сложно будет отказаться от такого предложения.
Частые возражения
Несмотря на то что каждый человек уникален, если рассматривать людей как потенциальных клиентов компании, возражения у них довольно типичны. Чаще всего встречаются следующие:
- Мне это не интересно. На это возражение можно ответить следующим образом: «Именно эту фразу мне сказал нынешний клиент компании, когда мы созвонились с ним в первый раз. Теперь они наши постоянные клиенты и получили конкретный результат. Поэтому я предлагаю вам выслушать мое предложение, после чего вынести окончательное решение».
- Сначала пришлите предложение. На такое возражение можно дать следующий ответ: «Я обязательно вышлю вам коммерческое предложение, однако мне нужно лучше узнать вас и ваши потребности, чтобы я знал, что именно вам предложить. Почему бы нам не назначить для этого встречу, на которую я возьму все предложения нашей компании?»
- Я сейчас занят. Возражение можно проработать следующим образом: «Хорошо, я не буду вас отвлекать от дел. Предлагаю назначить время, когда вы будете свободны и я смогу позвонить вам для разговора. Если удобно, предлагаю назначить сразу встречу».
- У меня нет денег. Один из вариантов убрать это возражение: «Ничего страшного, это не помешает нашему разговору. Нам хотелось бы обсудить ваши потребности, и возможно, мы сможем сделать предложение, которое устроит вас в плане стоимости. Когда у вас будет время на то, чтобы встретиться со мной?»
Возражения – неотъемлемая часть холодных звонков, к ним нужно заранее быть готовым. Не стоит рассчитывать, что в ходе разговора все будет так, как вы заранее запланировали, иначе ожидания могут разрушиться, что выбьет вас из колеи. Сделайте наоборот – рассчитывайте на худший результат, но старайтесь сделать все для того, чтобы назначить встречу, тем самым завлекая клиента в следующий этап воронки. С такой установкой даже отказ не испортит рабочий настрой.
Полезные советы
Перечисленные далее советы сложно назвать секретами, так как многие успешные менеджеры по холодным звонкам уже давно и активно ими пользуются. Тем не менее, нужно о них сказать.
- Стойте перед зеркалом и улыбайтесь во время разговора по телефону. Наблюдая себя и свою улыбку в зеркале, вы подсознательно будете ощущать себя более уверенно и комфортно. К тому же вид в отражении поможет контролировать позу, не закрываться, не чувствовать себя зажатым.
- Записывайте всю важную информацию. Во время холодного звонка держите под рукой блокнот и фиксируйте в нем все данные о клиенте, которые могут пригодиться в дальнейшем. Отметьте какую-нибудь деталь и упомяните ее при следующем разговоре.
- Вначале задавайте много вопросов. Прежде чем начать что-то продавать, поинтересуйтесь делами клиента. Дайте ему понять, что он интересен и его проблемы тоже, а не желание как можно скорее продать товар или услугу. Кроме того, это поможет правильно преподнести продукт.
- Не создавайте давления. Излишняя напористость и энтузиазм в вашем голосе могут восприниматься собеседником как психологический прессинг. Очевидно, что это не располагает к доверительной беседе, скорее всего, результат звонка будет отрицательный.
- Говорите с клиентом на его языке. Умеренная имитация скорости и темпа речи клиента поможет наладить связь и расположить человека к себе. Если он говорит быстро, увеличьте тем своей речи тоже. Однако делайте это осторожно, чтобы вас не уличили в кривлянии.
- Больше репетируйте и практикуйтесь. Кроме реальных холодных звонков, для отработки навыка можно обратиться к коллегам. Больше разговаривайте с ними, следите за ритмом и речью, старайтесь держать ее более уверенной.
Конечно, это далеко не все секреты, которые помогут сделать холодные звонки более продуктивными. Однако нужно с чего-то начинать, и начните с малого, сделайте это привычкой.
Чего делать нельзя
Избегание грубых ошибок в процессе холодного звонка сработает ничуть не хуже использования перечисленных выше секретов и советов. Менеджеры обычно допускают следующие оплошности:
- Мало работают. Чем больше звонков, тем выше шанс найти человека, который продвинется дальше по воронке и примет коммерческое положение. Звоните чаще – заметите результат.
- Игнорируют скрипты. Если менеджер не использует отработанные скрипты в ходе звонка, клиент легко сможет завести разговор в тупик. Всего одна пауза, и контакт будет разорван.
- Не договариваются. Чтобы не допустить эту ошибку, не полагайтесь на слова клиента. Заключите с ним договоренность, по которой он воспользуется предложением чуть позже.
- Быстро сдаются. Менеджер слышит отказ и сразу бросает трубку. Правильное поведение – сперва поинтересоваться, почему человек отказывается, и проработать такое возражение.
- Продают не тем людям. Сперва менеджер должен выяснить, является ли его собеседник лицом, ответственным за принятие решений в компании. Если нет – не стоит тратить время.
- Принимают близко к сердцу. Отказы – это нормально. Они не должны бить по самооценке и демотивировать. Все, что нужно сделать – забыть о ситуации и совершить новый звонок.
- Игнорировать паузы. Продолжительная работа без перерыва приводит к эмоциональному выгоранию. Чтобы этого не происходило, надо работать по 50 минут с перерывом в 10 минут.
Это еще семь секретов, которые, хоть и кажутся незначительными мелочами, все же формируют правильную культуру холодных звонков и помогают увеличивать показатель продаж.
Навык холодных звонков нужно постоянно совершенствовать, делать как можно больше прозвонов и ни в коем случае не принимать отказы на свой счет. Используйте перечисленные секреты, если вы менеджер, или включите их в систему обучения, если вы руководитель отдела продаж. Не пройдет и нескольких дней, как результаты использования советов станут вполне измеримыми.