Расчет точки безубыточности
Как только предприниматель открывает свое дело, он думает о том, как заработать деньги. В любом бизнесе прежде чем продать свой продукт, предприниматель вкладывает средства в изготовление и сбыт продукции. Когда он получает первую выручку, он вычитает из нее расходы и получает положительное или отрицательное значение.
Под точкой безубыточности понимается такое соотношение расходов и полученных доходов, когда они равны. При этом прибыль компании равна нулю. Показатель рассчитывается для того, чтобы определить оптимальную цену на товары и услуги. Ведь если он окажется слишком низким, то разница между доходами и расходами будет отрицательная, то есть компания будет работать себе в убыток.
Кроме того, точка используется для таких целей:
- для расчета сроков, в течение которых новый проект будет окуплен. Если знать точку безубыточности, получится рассчитать, когда доходы покроют понесенные издержки;
- для контроля за динамикой изменения точки безубыточности. Это позволит выявить проблемы в изготовлении и сбыте продукции;
- для проведения финансового анализа работы фирмы;
- для прогноза продаж после изменения цены.
Показатель используют в работе разные специалисты компании. Например, на основе ТБ директор по развитию составляет план продаж и определяет тот уровень издержек, при котором компания останется конкурентоспособной.
Акционеры и собственники бизнеса, глядя на точку, понимают, насколько рентабельно предприятие. Финансовый аналитик связывает точку с уровнем платежеспособности предприятия. А директор производства ставит перед своими подчиненными планы по количеству единиц товаров, которые нужно создать.
Также на ТБ обращают внимание инвесторы, кредиторы при выборе фирмы, которой готовы предоставить деньги.
Точка безубыточности может быть измерена как в денежном выражении, так и в натуральном. То есть компания будет знать конкретное количество единиц товара, которые нужно продавать ежемесячно.
Определение точки безубыточности
Чтобы правильно определить точку, необходимо пройти три этапа. Сначала следует собрать информацию: количество произведенных товаров, количество проданных, размер прибыли и понесенных издержек.
Затем нужно вычислить переменные и постоянные издержки. На этом этапе и происходит непосредственно расчет ТБ, а также зоны безопасности. Только после расчета появится возможность вычислить то количество произведенных и проданных товаров, при котором компания будет стабильна.
Два вида издержек
Важную роль при расчетах играют постоянные и переменные издержки. Необходимо определить, какие затраты относятся к той или иной группе. Ключевое отличие между двумя типами затрат – наличие или отсутствие зависимости от объема продаж и количества произведенных товаров.
К постоянным издержкам обычно относят:
- оплата труда тех работников, перед которыми не стоят личные планы и KPI. Например, это секретари, некоторые управленцы, отдел бухгалтерии;
- отчисления с зарплаты в различные фонды;
- аренда офисов, складских помещений.
Остальные траты считаются переменными, так как они находятся в прямой зависимости от изменения производительности, ситуации на рынке, повышения цен у поставщиков. Это закупка ингредиентов, материалов для производства, затраты на топливо, электричество для работы оборудования. Также к этой категории относятся не фиксированные гонорары – премии и бонусы менеджерам по продажам, маркетологам, работникам производства.
Важно учитывать, что некоторые траты могут считаться условно-постоянными. Например, аренда складского помещения может быть учтена как фиксированная величина за период. Однако эту же сумму можно разделить на количество единиц, которые хранятся на этой территории. В таком случае величина превращается в переменную.
Некоторые переменные издержки тоже можно считать условными и заносить в графу постоянных. Например, при наличии оборудования приходится платить за его износ. Эта статья расходов – постоянна, она есть каждый месяц. Но если оборудование сломается, то появится переменная статья расходов – единоразовая трата на ремонт.
Формула для расчета
Так как ТБ может быть выражена в денежном и натуральном эквиваленте, для ее расчета существует несколько формул. Если необходимо вычислить точку в виде количества единиц товара, то лучше использовать эту:
BEP = TFC / (P-AVC)
В этой формуле используются такие показатели:
- BEP – результат расчетов, непосредственно точка безубыточности;
- TFC – постоянные издержки;
- Р – цена, по которой продается товар;
- AVC – переменные издержки, но только на одну товарную единицу.
Если знать количество необходимой продукции, можно рассчитать валовый доход, при котором компания также выйдет «в ноль». Тогда ТБ необходимо умножить на цену одной товарной единицы.
Для расчета ТБ в денежном эквиваленте удобнее использовать другую формулу:
BEP = (TR*TFC) / (TR-TVC)
Для этой формулы необходимы такие переменные:
- TR – общая выручка, получаемая компанией за период;
- TFC – постоянные расходы, которые не зависят от успехов компании на рынке;
- TVC – переменные расходы.
Третья формула расчета основана на маржинальном доходе (MR, то есть разницей между общей выручкой и переменными издержками. После того как вычислена разница, нужно узнать коэффициент MR. Следует провести такие расчеты:
KMR = MR / TR
Затем для получения ТБ останется разделить постоянные расходы на полученные коэффициент.
Есть несколько нестандартных подходов к вычислению ТБ:
- точка маргинальной безубыточности – тот объем выпуска, при котором цена окупит производство и сбыт еще одной единицы товара;
- ТБ переменных затрат – количество выпущенных товаров, которые покроют только переменные затраты.
Если неудобно использовать формулы для получения, можно заносить все те же данные в таблицу, в которой уже настроены нужные формулы. Так получится облегчить регулярные расчеты.
Точка безубыточности получена: что дальше?
После того как был получен результат, необходимо применить его в работе. Вот какие изменения можно внедрить в деятельность компании:
- снизить себестоимость товаров за счет использования более дешевых материалов, оптимизации работы оборудования. Чем ниже себестоимость, тем меньше затрат, которые придется покрывать для достижения точки;
- сравнить цены на свои товары с ценами на аналогичные продукты на рынке. Если есть возможность, можно повысить наценку. Так с каждого проданного товара компания будет получать больше денег, следовательно для достижения точки потребуется продать меньше единиц продукции.
В идеале после любых изменений в ценообразовании и процессе производства необходимо вновь пересчитать ТБ.
Запас прочности и точка бесприбыльности
Кроме ТБ, необходимо знать запас прочности – это размер «подушки безопасности». Если прибыль компании внезапно начнет падать, именно от запас прочности будет зависеть работа фирмы. Чем больше запас, тем дольше компания сможет существовать с падением прибыли и не работать при этом в убыток.
Чтобы вычислить ЗП, необходимо использовать выручку (TR), ТБ (TEP). Вот как выглядит формула:
(TR — TEP) / TEP
Кроме того, для расширения бизнеса потребуется точка бесприбыльности. Ее подсчитывают, чтобы понять, сколько еще единиц товара можно продать (или сколько денег за продажи получить), чтобы росла не только выручка, но и прибыль.
Важно понимать, что рынок имеет определенную емкость: даже самый лучший товар не получится продавать бесконечно. В определенный момент для увеличения продаж придется снижать цену на этот продукт. Соответственно, при сниженной цене с таким жи затратами компания получит меньше прибыли. Появится обратная зависимость между количеством товаров и выручкой: количество проданных единиц увеличится, а выручка поползет вниз.
Изменение выручки и объема продаж повлияет на постоянные затраты. Они тоже увеличатся. Например, за счет поступления большего числа заявок придется нанимать дополнительного работника, зарплату которому тоже придется платить.
Проблемы в определении ТБ
Некоторые компании сталкиваются с одновременным наличием нескольких ТБ. Так происходит в том случае, если фирма работает с полупостоянными или условно-постоянными затратами. Когда аналитик пытается выстроить график зависимости цены от единиц продукции, он не понимает, какую именно точку необходимо использовать для постановки планов или внедрения изменений в работу.
Трудности в проведении анализа могут случиться из-за этого:
- если на рынке наблюдается высокий уровень предложения, то есть многие компании предлагают одинаковый товар, то компании придется временно снизить цену на него. Тогда может появиться вторая ТБ;
- среди всех покупателей наверняка есть крупные – те, которые берут товар в оптовых количествах. Многие фирмы для поддержания хороших отношений с такими клиентами предлагают им оптовые скидки. Из-за изменения цены снова меняется положение ТБ;
- на рынке может наблюдаться повышенный спрос на товар. В такой ситуации рационально увеличить цену на товар, сдвигая ТБ влево по графику;
- цены на сырье и материалы могут колебаться в зависимости от сезона, конкретного поставщика или объемов, в которых ведутся закупки.
Точку безубыточности следует считать и контролировать на любом этапе предпринимательства. Она необходима при планировании бизнеса, чтобы определить, стоит ли вообще заниматься производством того или иного продукта. Если компания уже работает на рынке, ТБ помогает в выборе стратегии развития.