регистрируйся на вебинар Екатерины Уколовой
получитебесплатно

Пример расчета
допустимой скидки
допустимой скидки
Под себестоимостью понимается сумма всех затрат, возникающих во время создания продукта или услуги. Обычно это такие расходы:
Отдельная группа затрат – прочие, которые не подходят под остальные категории, но присутствуют при сбыте товара. Это активы компании, убытки от предыдущих периодов и форс-мажорные события.
Считается, что нужно пересчитать себестоимость каждые несколько месяцев, ведь эта величина часто меняется по разным причинам. На нее влияют не только повышение цен на отдельные ингредиенты и услуги подрядчиков, но и ставки по кредитам, количество конкурентов и даже регион, где действует компания.
Еще до начала продаж необходимо знать себестоимость своих товаров. Это требуется для формирования ассортимента и ценовой политики. Зная итоговую сумму затрат, компания определяет размер наценки и решает, насколько прибыльно товар производить.
Также себестоимость необходима для бухгалтерской и финансовой отчетности. Данные о прибыли и убытках бухгалтер обязан внести в одноименный отчет. Финансовому директору знание о затратах потребуется для создания долгосрочной стратегии. Оценивая затраты и прибыль, руководство компании решает, стоит ли расширяться, менять ассортимент, вкладываться в рекламу.
Себестоимость может быть разной даже для одного продукта, произведенного из определенных материалов. Есть два типа – полная (иногда называется средней) и предельная. В первом случае при расчете учитываются все затраты компании, которые возникают при производстве. Тогда результат подсчетов получается усредненный. Во втором случае расчет зависит не только от издержек, но и от количества выпускаемой продукции. Для получения предельной себестоимости учитывается выпуск дополнительных единиц товара. Поэтому именно предельную себестоимость считают при расширении производства: именно она позволяет понять, будет ли рентабельным открытые дополнительных цехов и увеличение мощности.
Себестоимость разделяется на четыре вида:
Также показатель может быть фактическим и нормативным. При нормативном расчет проходит в жестких рамках, практически отсутствует риск возникновения неучтенных трат. Зато они могут быть при расчете фактической себестоимости. Здесь в расчете участвуют фактические данные со всеми внезапными затратами. У такой себестоимости есть преимущество: можно покрыть абсолютно все расходы. Однако существует и недостаток: узнать ее можно только после того как товар создан, привезен в магазин и выложен на полку. Производителям это неудобно, ведь цена должна формироваться задолго до его готовности. Например, в тех компаниях, которая делает свою продукцию под заказ.
Чаще всего компании используют производственную нормативную себестоимости, потому что с ней удобнее работать и составлять прайс. Рассчитать ее можно двумя способами:
Первый способ используется чаще из-за своей легкости. Рассчитывается попроцессно, попередельно или позаказно в зависимости от технологии производства продукта. Но всегда используется одинаковая формула:
Полная себестоимость = Производственная стоимость продукта + Затраты на реализацию
Чтобы было проще подсчитать, можно использовать развернутую схему:
Полная себестоимость = ПФ + МО + МВ + Т + Э + РС + А + ЗО + НР + ОСС + ЦР
Аббревиатуры означают следующее:
ПФ – приобретение полуфабрикатов;
МО – основные материалы;
МВ – дополнительные, сопутствующие материалы;
ТР – расходы на перевозку;
Э – затраты электроэнергии;
РС – сбыт готовой продукции и все затраты на это;
А – амортизация оборудования;
ЗО – зарплата работникам;
НР – непроизводственные расходы;
ЗД – надбавки работникам;
ЗР – заводские расходы;
ОСС – страховые отчисления;
ЦР – цеховые расходы.
Вот как расчеты выглядят на практике.
Прежде чем начинать суммировать расходы, компания делает следующее:
Например, у компании по производству сумок ручной работы ушло 100 тысяч рублей на покупку всего необходимого сырья, еще 50 тысяч рублей на выплаты сотрудникам. Кроме того, было потрачено 15 тысяч рублей, чтобы организовать транспортировку, хранение товара. Были расходы на рекламу и поиск клиентов: 5 тысяч рублей ушло на рекламу в социальных сетях и сотрудничество с блогерами. Остальные затраты – электроэнергия и амортизация оборудования – также составили 5 тысяч рублей. За эти деньги компания произвела 25 идентичных изделий.
С помощью подсчетов сначала нужно получить сумму всех издержек:
100 + 50 + 15 + 5 + 5 = 175 тысяч рублей.
Затем полученную сумму необходимо разделить на количество произведенных товаров: 175 тысяч / 25 = 7 тысяч рублей.
Таким образом, 7 тысяч – это себестоимость одной сумки. Именно от этой цифры придется отталкиваться при формировании прайс-листа.
Чтобы вычислить себестоимость, не обязательно использовать калькулятор. Достаточно иметь на рабочем компьютере программу Excel и уметь пользоваться таблицами. Когда компания не может сделать точный расчет, достаточно вычислить приблизительную себестоимость. Все затраты и планируемое количество товаров вносят в таблицу и выбирают функцию «Разделить». В результате получается сумма затрат на одну единицу. Например:
Общая сумма расходов | Объем продаж | Затраты на одну единицу |
175 тысяч рублей | 25 | 7000 рублей |
Чуть более сложный способ расчет в Excel включает два вида издержек – переменные и постоянные. Постоянные затраты всегда одинаковы, а переменные зависят от количества выпускаемой продукции. Например, компания по производству сумок тратит на рекламу 5 тысяч рублей вне зависимости от количества продукции. А затраты на покупку сырья прямо пропорциональны количеству изделий.
Самый простой способ увеличить маржу – снизить себестоимость изделия, оставив цены на прежнем уровне. Есть два способа снизить затраты: общая и частная экономия. Под общей экономией подразумевается модернизация работы всех отделов компании, вплоть до директора. При частной экономии предлагается вносить изменения в работу какого-то одного отдела и оптимизировать производство товара на определенном этапе.
Вот за счет чего можно снизить себестоимость: