Расчет коэффициента быстрой ликвидности
У каждой компании есть свои активы. Если однажды фирме не хватит денег на выплату долгов, она сможет продавать имущество, ценные бумаги и другие активы. И затем на вырученные деньги погасить кредиты. Однако не все можно продать быстро. Иногда продажа активов с трудом приносит деньги, компания тратит много времени на поиск покупателя, оформления сделки и таким образом увеличивает просрочки по выплатам.
Чтобы собственник бизнеса мог здраво оценить свои активы, в бухгалтерии есть понятие ликвидности, то есть скорости обращения владений в деньги. Если регулярно проводить анализ, можно спрогнозировать, насколько быстро активы получится продать.
Подобный анализ важен:
- руководителю фирмы;
- топ-менеджерам, начальникам отделов;
- акционерам и собственникам бизнеса;
- действующим инвесторам и людям, готовым вложить свои деньги;
- поставщикам и подрядчикам.
Всем им необходимо разбираться, какая может быть ликвидность, знать, что требуется для расчета быстрой ликвидности.
Классификация ликвидности
Финансисты вычисляют несколько видов этого показателя:
- абсолютная (CAR) – соотношение всей суммы на счетах фирмы, краткосрочных займов к текущим обязательствам;
- текущая (CR) – соотношение только оборотных активов к долгам, которые нужно выплатить в ближайшее время. Показатель характеризует способность компании выплачивать задолженность за счет только оборотных активов;
- быстрая (Quick Ratio, QR) – соотношение только легкопродаваемой собственности к долгам, которые скоро нужно вернуть.
Существует еще одна классификация ликвидности, которая основана на сфере использования этого понятия. Распространенная разновидность – ликвидность предприятия. Измеряется соотношение всех долгов к любым активам. Это ключевой показатель, на который смотрят потенциальные партнеры и кредиторы, чтобы понять, может ли организация быстро расплатиться с банками и частными инвесторами. Поэтому зачастую понятие ликвидности сливается с понятием платежеспособности. При расчете QR предприятия необходимо учитывать четыре группы активов и четыре группы пассивов.
QR баланса представляет собой сравнение активов с пассивами. При этом за ориентир принимаются именно пассивы, а имущество оценивается относительно них. Важно понять, насколько больше или меньше имущества, чем долгов. Чтобы компания оставалась на плаву, число активов всегда должно превышать число пассивов в рамках одной группы. Например, сравниваются активы А1 с пассивами П1. Аналогичным образом сравниваются группы А2 и П2, А3 и П3. Если активов больше, то все в порядке. Но если правильное соотношение нарушено, то компания находится в шатком положении.
Существует характеристика ликвидности банка, правда, она весьма условна. Она не связана с договоренностью компании с кредиторами, но оценивает возможность банка расплатиться со своими клиентами, которые положили средства на сохранение. Высокая QR зависит от резерва, наличия акций, облигаций.
Прочие виды ликвидности
Показатель может характеризовать не только отдельные компании или банки, но и рынки ценных бумаг, услуги и товары. При подсчете ликвидности сравнивается количество заключенных на рынке договоров (например, с контрагентами) и стоимостью товаров, которые были поставлены в соответствии с контрактами.
У ценных бумаг на фондовом рынке тоже может быть QR. Она оценивается по объему торгов. Специалисты смотрят на разницу между ценами заявок на покупку и продажу. Если разница получается небольшая, а сделок заключается много, это идеальный вариант.
Ликвидность денег зависит от возможности ими расплачиваться и приобрести на определенную сумму как можно больше товаров. Если валюта сохраняет свой номинал без изменений, то она считается высоколиквидной. QR, CR зависят от инфляции, а также соотношения цены и покупательской способности.
Ликвидность недвижимости выражается в способности быстро найти покупателя и выручить за нее деньги. QR недвижимости априори ниже, чем у ценных бумаг, денег. Потому что на продажу требуется больше времени, ведь нужно оформить сделку и провести оценку. Однако по сравнению с другими активами недвижимость всегда более привлекательна.
Формула расчета
Чтобы посчитать краткосрочную ликвидность, потребуется из оборотных активов вычесть запасы, а затем полученное значение разделить на сумму всех краткосрочных долгов. Эта формула проста в применении. Но есть и более усложненный вариант, который базируется на таких показателях как степень ликвидности активов и срочность погашения пассивов. Тогда формула выглядит так:
(А1+А2) / (П1+П2)
В этой формуле используются такие показатели:
- А1 – идеальные активы с очень высокой CR, которые вообще не нужно продавать. Но даже если придется продать, то процесс займет меньше месяца. Обычно группа активов А1 выражены в деньгах и краткосрочных вложениях;
- А2 – активы, продажа которых занимает меньше года. Чаще всего активы группы А2 представлены краткосрочными дебиторскими задолженностями;
- П1 – самые срочные долги, которые нужно вернуть в течение 1–5 месяцев. Обычно это краткосрочные долги. Например, долги перед кредиторами или перед собственными подчиненными (в случае выплаты зарплаты);
- П2 – краткосрочные обязательства, которые нужно погасить в течение 6–12 месяцев. Могут быть выражены в кредитах и займах, а также в оценочных обязательствах.
При расчете QR нельзя учитывать материально-технические запасы компании, которые участвуют в производстве товаров или услуг. Ведь их продажа принесет фирме убытки, даже если оборудование и сырье само по себе высоколиквидны.
Есть общепринятые нормы для оценки быстрой ликвидности. Если в результате подсчетов значение укладывается в диапазон 0,8–1, то это нормально. Слишком низкий результат говорит о том, что есть риск вовремя не заплатить кредиторам. А слишком высокие результаты сигнализируют о том, что чрезмерное количество затрат превращаются в активы. Хотя могли бы приносить компании прибыль.
Однако если наблюдается резкий рост коэффициента, то это в перспективе приводит к снижению рентабельности всей фирмы. Такое может произойти, потому что у компании скапливается слишком большое количество денег, которые никак не участвуют в производстве.
Коэффициент мгновенной ликвидности
Если QR уже подсчитан, можно рассчитать дополнительные, уточняющие показатели. Например, коэффициент мгновенной ликвидности. Он показывает, готова ли компания прямо сейчас закрыть свои долги. Рассчитывается по формуле:
Денежные средства / Краткосрочные обязательства
У показателя также есть стандарты. Компании выгоднее, чтобы значение было как можно выше. Но даже если оно находится на отметке 0,2 или чуть выше, это нормально.
Еще один уточняющий показатель – средняя ликвидность. То есть способность закрыть долги не прямо сейчас, но в течение 2–6 месяцев. Показатель можно рассчитывать и учитывать тогда, когда есть реальная возможность получить отсрочку по займу и в короткие сроки собрать деньги для выплаты очередного взноса. Для вычисления используются такие данные:
(Денежные средства + Дебиторская задолженность + Краткосрочные вложения + Запасы) / Краткосрочные обязательства
Для коэффициента средней ликвидности есть приемлемая норма. Показатель должен находиться на отметке 1,2 или выше.
Пример расчета
Чтобы рассчитать классический показатель быстрой ликвидности предприятия, необходимо взять данные из бухгалтерского баланса. Они находятся на таких строках:
- оборотные активы расположены на строке 1200;
- размер запасов – на строке 1210;
- наиболее ликвидные активы из группы А1 – строки 1240 и 1250;
- наиболее срочные обязательства из группы П1 – строка 1520;
- краткосрочные обязательства – строки 1500, 1540 и 1550;
- доходы будущих периодов, которые нужно вычесть из краткосрочных обязательств – на строке 1530.
Например, есть новая фирма, которая имеет уставной капитал в размере 2 млн рублей. Она взяла в банке кредит на развитие в размере 1,5 млн рублей. Этот кредит считается краткосрочным. Поэтому можно вычислить быструю ликвидность по формуле: 2 млн / 1,5 млн. Получается значение 1,33. Этот результат чуть превышает идеальные нормы, но в целом допустим. Однако дальнейшая жизнь фирмы зависит от других факторов. Если компания новая, еще только запускает производство, то даже имеющиеся средства она потратит на закупку оборудования и материалов для производства. Просчитать будущую прибыль трудно, поэтому есть вероятность, что в скором времени высокая ликвидность снизится. Компания, уже давно существующая на рынке, получает прибыль регулярно, то есть ее показатель внушает больше доверия.
Что влияет на ликвидность
Чтобы фирма оставалась ликвидной, могла рассчитывать на кредиты, ей необходимо иметь достаточное количество имущества из групп А1 и А2. Однако это не единственный фактор, который влияет на способность быстро получить деньги. Также компании необходим уставной фонд. Причем необходимо иметь несколько источников поступления капитала, чтобы снизить риски. Такой подход позволяет удерживать цену активов на одном уровне, вне зависимости от ситуаций на рынке.
Кроме внешних факторов влияют внутренние, на которые руководство компании может воздействовать:
- система управления фирмой;
- имидж организации, восприятие ее клиентами и партнерами на рынке;
- организационная структура.
Чтобы проанализировать эти факторы, бухгалтерский отчет не поможет. Придется изучать устав компании, прочую финансовую отчетность и даже заметки СМИ, отзывы клиентов и партнеров – все это формирует имидж организации в глазах кредиторов.
Если все же хочется поднять быструю ликвидность, необходимо сконцентрироваться на качестве имеющихся активов. Например, увеличить оборотный капитал, повысить прибыль и параллельно работать над уменьшением суммы долгов.
Другой способ увеличения ликвидности заключается в снижении дебиторской задолженности. Например, можно заключить с должниками новый договор, в котором будет обозначена возможность передать долг третьему лицу.