Работа с клиентами
Какими путями клиент приходит?
Благодаря маркетингу, рекламе, сарафанному радио и другим информационным ресурсам, покупатели находят вас через разные каналы:
- слышат от знакомых;
- читают о вас отзывы на форумах;
- идут по рекомендациям от партнеров;
- приходят под впечатлением от вашей рекламы;
- проявляют интерес к вашим бесплатным продуктам (полезные материалы, вебинары).
При этом важно удержать клиента и сделать его постоянным.
Как обрабатываются заявки?
Для повышения уровня продаж менеджеры должны оперативно реагировать на входящие заявки от покупателей. Для этого нужно владеть следующими навыками:
- переговоры – научите вашего менеджера по продажам правильно расставлять приоритеты в беседе с клиентом и удерживать его внимание; здесь происходит обсуждение условий сделки, цены и ваших предложений. Оптимальный метод – СПИН;
- работа с возражениями – если покупатель отказал, менеджер выясняет причины и приводит контраргументы;
- завершение покупки – на выгодных обеим сторонам условиях.
Индекс лояльности NPS
Чтобы поддерживать оптимальный уровень взаимоотношений с клиентами, необходимо следить за их мнением о вас. Для этого измеряйте индекс NSP – лояльность клиентов. Он позволит не только понять отношение покупателей к вам, но и выяснить:
- насколько часто они согласны покупать ваш продукт;
- посоветуют ли вашу фирму другим;
- что еще нужно предпринять для увеличения базы клиентов.
Как применить NPS
- Подготовить опрос покупателей:
- оцените по десятибалльной шкале вашу готовность порекомендовать нас своим друзьям и знакомым»;
- что мы можем сделать, чтобы в следующий раз вы поставили 10 баллов?
- Опрос можно реализовать следующими способами:
- телефонные звонки;
- при личной встрече;
- рассылка на электронные адреса;
- форма на вашем сайте или в приложении для смартфонов;
- в соцсетях.
- Результаты распределите по трем группам:
- лояльные – 9–10 баллов;
- пассивные – 7–8 баллов;
- недовольные – 0–6 баллов;
NSP равен: количество лояльных / количество опрошенных — количество недовольных / количество опрошенных.
Интерпретация результата:
- до 10 – покупатели не ценят ваш продукт и сервис;
- 10–45 – ваш продукт узнаваем, но нужно увеличивать лояльность;
- от 50 – вы среди лидеров на рынке.
Чтобы NSP рос, нужно:
- регулярно проверять уровень индекса;
- учитывать ответы покупателей по второму вопросу;
- применять принцип PDCA – «планируй-делай-проверяй-меняй».
Как правильно работать с клиентами?
С клиентом нужно выстроить такие отношения, чтобы он не только купил ваш товар, но и стал вашим постоянным покупателем и рекомендовал вас знакомым, создавая положительную репутацию и вашу узнаваемость.
Определяя лояльность покупателей, учитывайте, что в ответах на ваш опрос он не будет объективен на 100 %. Таким образом, ваши отношения будут в большую или меньшую сторону добровольные, принудительные или добровольно-принудительные. Если с добровольностью все понятно, то «принудительность» означает, что покупатель вынужден брать ваш продукт в силу каких-то ограничений, но, когда он решит их, он, скорее всего, уйдет от вас.
Важно анализировать причины
- Психология – покупатель привык к вашему продукту. Возможно, он не удовлетворяет его, но рисковать и пробовать что-то новое он не решается. Он хочет точно знать, что покупаемая вещь будет работать, как в прошлом опыте.
- Логика – если клиент потратил немалую сумму на покупку вашего продукта, то для оправдания своих трат, он будет лоялен к вам, будет вас рекомендовать и положительно отзываться о вашей фирме, даже если продукт не совсем ему по душе.
Как проработать добровольность отношений
- Вы и ваша команда – профессионалы: покупатель должен доверять вам и чувствовать, что вы понимаете его, его потребности, можете помочь подобрать оптимальный продукт, дать экспертную оценку и консультацию, поддерживать в период эксплуатации.
- Доброжелательность – задача ложиться на отдел продаж. Клиентоориентированность, помощь в любой момент на этапах покупки и эксплуатации, терпеливая работа со сложными клиентами.
- Правдивость – если все-таки конфликт произошел, вы допустили ошибку, то ни в коем случае не выкручивайтесь и не юлите. Признайте, что вы неправы, извинитесь и предложите варианты устранения проблемы.
С покупателем нужно работать исходя из факторов добровольности.
Создание подходящей среды для клиентов
В благоприятную среду для покупателей входят:
- информативность и открытость ваших ресурсов – сайта, приложения, страниц и каналов в социальных сетях. Наймите программистов и копирайтеров, чтобы потенциальный клиент, попавший к вам, сразу сориентировался на сайте, увидел, кто вы, какой продукт предлагаете, какие варианты и цены предусмотрены;
- оперативная обратная связь – отлично, если покупатель сможет общаться в чате с менеджером по продажам, писать в службу поддержки. Чем больше вариантов связи, тем лучше;
- множество акций и специальных предложений. Очень популярны кэшбеки, накопительные карты, сертификаты и другое;
- эффективная электронная рассылка. Формула письма, которое не будет удалено или не попадет в спам: половину текста занимают выгодные предложения, вторую половину – полезная информация без воды. Важно не только соблюдать эти пропорции, но и следить за интервалами между рассылками: писать нужно не реже раза в месяц, чтобы о вас помнили, и не чаще двух раз в неделю, чтобы вы не мозолили глаза и не отправились в корзину спама. Хороший прием – приветственное письмо, когда ваш потенциальный покупатель согласится на рассылку: ему будет выслано информативное письмо с краткой информацией о фирме, разделах сайта. Учитывайте, что рассылки – не способ продаж, а инструмент выстраивания благоприятных отношений с клиентом. Благодаря имеющимся сейчас сервисам, вы можете настроить рассылку писем в определенное время с учетом разницы в часовых поясов и отслеживания момента, когда пользователь открывает письмо, в такой момент менеджер может связаться с пользователем и запустить wow-эффект, что увеличит шансы на продажу;
- выгодные предложения взамен подписки на вас или за привлечение другого человека – предлагайте купоны, скидки, сертификаты, книгу или ее часть;
- если покупка совершена, отправьте клиенту письмо с благодарностью за то, что он выбрал вас, и оставьте ссылку для написания отзыва. Положительный отзыв можно выложить на сайт, а отрицательный послужит для анализа вашего сервиса и продукции;
- бесплатные продукты – полезная информация всегда привлечет читателей, которые могут стать постоянными посетителями вашего сайта и клиентами.
Обучение персонала
Четыре основных способа обучения сотрудников общаться с покупателями.
- СПИН – метод последовательных вопросов клиенту: ситуационных, проблемных, извлекающих и направляющих. Состоит из следующих шагов: фиксация потребности, оценка вариантов ее удовлетворения, удаление сомнений, принятие решения, предложений. Как происходит переговоры по этому методу:
- продавец задает 1–2 вопроса по ситуации для понимания нужд покупателя;
- затем идут проблемные вопросы – нажатие на болевую точку;
- извлекающие – понимание клиента и озвучивание последствий его проблемы;
- направляющие – предложение решения в форме вопроса.
- Small talk – метод расположения покупателя с помощью остроумного приветствия, анекдота, вопросов с переходом к представлению вашего продукта.
- Метод «Крест» – используется для нивелирования возражений. Содержит 5 шагов: выслушать, понять, согласиться, дать аргументы в пользу покупки и, последнее, поинтересоваться, есть ли у клиента еще вопросы.
- Нетворкинг – метод взаимодействия с покупателем при личном разговоре. Этапы:
- менеджер презентует себя – кто он, кого представляет, в чем его работа и плюсы от общения с ним;
- словесные импровизации – вопросы, ассоциации. Использовать редко и в крайнем случае;
- социальные вопросы и комментарии.
Общение с клиентами
При общении с клиентами на первых местах доброжелательность и харизматичность. Дефект в продукте будет забыт и прощен, если к покупателю отнесутся с пониманием и должным вниманием.
Что означает харизма при работе с клиентами – умение понравиться, донести важность продукта и ценность личных потребностей покупателя. От менеджера требуется готовность слушать, понимать интересы и проблемы клиента, выступать психологом и видеть его личные качества.
Сюда же относятся комплименты как словесные, так и материальные: хорошим тоном являются небольшие подарки, которые прикладываются к покупке. Они должны запомниться приятным сюрпризом, быть у покупателя на виду и напоминать ему о фирме. Пример – кружка с логотипом, ручка, блокнот – в зависимости от специфики вашей продукции.
LTV – ценность клиента
Для высоких продаж мы рекомендуем отслеживать 35 показателей. Среди них LTV, или ценность клиента с точки зрения средней денежной суммы, которую он тратит на ваши продукты за определенный промежуток времени.
Формула вычисления ценности клиента:
сумма среднего чека всех покупателей * среднее количество покупок за месяц * прибыль от среднего чека в процентах * среднее число месяцев, в течение которых клиент берет ваш товар / среднее число покупателей за этот период.
Важно следить за показателем в динамике. Если он растет, значит, ваши покупатели готовы взаимодействовать с вами, а также рассказывать о вас другим.
Что делать для повышения показателя.
- Прекратите продвигать продукт покупателям не из вашей целевой аудитории.
- Создайте систему лояльности для ваших постоянных покупателей.
- Проводите семинары и вебинары.
- Измените пути продаж согласно вашей аудитории.
- Практикуйте подарки клиентам за оставление отзывов.
- Обещайте бесплатные интересные посты взамен на репосты.
- Осуществляйте рассылки по электронным почтам.
- Мотивируйте отдел продаж – пусть менеджер получает % от покупок своего клиента.
- Развивайте систему акций, скидок и специальных предложений, в том числе. бонусы по акции «Приведи друга».
Отзывы клиентов
Исходя из классификации по индексу лояльности, складывается репутация вашей фирмы. Лояльные покупатели будут рекомендовать вас другим и оставлять положительные отзывы о вас, играя роль бесплатных рекламных агентов. А недовольные, наоборот, не ленятся отзываться о вашем продукте или сервисе в негативном ключе, причем, один недовольный критик распространяет до 4–6 отрицательных впечатлений о вас. Почему это важно:
- два лояльных покупателя способны привести к вам одного нового;
- на решение нового покупателя, увидевшего пять положительных отзывов и один отрицательный, повлияет именно последний;
- один недовольный покупатель способен оттолкнуть от вас пять потенциальных.
Соответственно, ваша задача – увеличивать индекс лояльности и выжать из него максимум. Приведем еще некоторые эффективные приемы работы с покупателями через сарафанное радио:
- Добиваться рекомендаций от известных людей, например, блоггеров. Известно, что на сегодняшний день многие люди покупают тот или иной товар исключительно из-за его одобрения популярным блогером;
- Реализовать акцию «Приведи друга». Если предложить текущему покупателю подарки, бонусы, скидки, то он постарается рассказать о вас другим;
- Поощрения за отзывы на различных ресурсах – форумах, сайте, в приложении, соцсетях.
Работа с жалобами клиентов
Важнейшим инструментов выстраивания долгосрочных отношений с клиентами и высокого уровня NSP является правило: не оставлять без внимания ни одну жалобу.
Принципы работы с жалобами:
- быстрое реагирование на ситуацию;
- недопустимы обещания решить вопрос и дальнейшее игнорирование проблемы;
- полноценная служба поддержки, номер или иной контакт которой указан на вашем сайте. Важно, чтобы в службе было достаточное количество работников и покупателю не пришлось часами ждать своей очереди для соединения с оператором. На сайте должен быть указан график работы службы.
У компании Apple индекс лояльности более 86 %, и не последнюю роль здесь сыграла качественная работа службы поддержки – пользователи знают, что их проблемы обязательно решат и доверяют фирме.