Пять образцов управленческого учета
Что это?
Управленческий учет (как и бухгалтерский) – сбор, обработка и хранение информации о деятельности компании. Оба учета заканчиваются составлением баланса, в котором напротив активов (имущества компании) располагаются пассивы (источники имущества).
И все же, цели у них разные. Бухгалтерский направлен на внешних по отношению к фирме экономических субъектов (кредиторов, госорганизации) и имеет строгие правила написания. Управленческий требуется для координации действий внутри фирмы и имеет свободную структуру.
Поэтому скрупулезные предприниматели требуют от подчиненных делать управленческий учет каждого отдела компании. Это помогает им решать ряд задач:
- Следить за движением денежных средств внутри фирмы и пресекать попытки воровства.
- Планировать целостное развитие бизнеса на основе данных из каждого отдела.
- Собирать данные для управленческого и бухгалтерского баланса как финальных документов учета.
Процесс составления всех документов должен быть автоматизирован – то есть подаваться не в распечатанном виде, а в электронном файле, который заполняется в режиме реального времени и может быть открыт с телефона. Оптимальный вариант – составление в Excel, где можно открыть доступ только вам и ответственному за составление лицу.
Разберем несколько примеров. Вы можете усложнять или упрощать их в зависимости от ниши и сферы бизнеса.
Учет отдела снабжения
Он позволит ответить на вопросы:
- Сколько и чего должны были купить по плану?
- Сколько, чего и у кого купили по факту?
- Кто отвечает за заключение сделки?
- Когда была совершена сделка?
Вот образец:
Дата и порядковый номер записи | Дата и номер документа сделки | ФИО Ответственного | Название поставщика | Тип название товара | Закупочная цена | План / факт полученного товара (цена), (кг, шт., л и т. д.) |
№ 303. 16.02.2019 | № 47. 16.02.2019 | Иванов Петр Петрович | ООО «Азовскстрой» | Керамический облицовочный кирпич | 15,6 / шт. |
2500 (шт.) / 2500 (шт.)
39 000 (руб.) / 39 000 (руб.) |
№ 304. 17.02.2019. | № 48. 17.02.2019 | Петров Иван Иванович | ООО «Бетонстепьстрой» | Цемент Ц 400 | 120 руб. / мешок |
100 (мешков по 25 кг) / 90 (мешков по 25 кг)
12 000 (руб.) / 10 800 (руб.) |
Конечно, намного лучше разделить последний столбик на четыре части: написать план и факт как в денежном выражении, так и в натуральном. Если по какой-то причине план не выполнен (например, у поставщика не хватило мешков бетона) – это тоже записывается в сноске.
Дата и номер документа сделки нужны для того, чтобы при необходимости найти необходимую бумагу и свериться с данными.
Официальное название фирмы – обязательно. Иначе деньги отправятся не в «Азовскстрой», а в «Азовскросстрой».
Если складов несколько, то следует ввести для них отдельный столбик. Это необходимо, чтобы точно сверять количество заказанного у поставщика, количество полученного на складе и количество отправленного при совершении сделки. Если не знать места хранения товара – можно легко быть обманутым недобросовестными работниками, которые будут сваливать друг на друга вину за пропажу.
Главный показатель, конечно же, цена. Она влияет на содержание итогового документа по управленческому учету. В «Активах» будет графа «Запасы» – сумма в ней увеличится ровно настолько, насколько она представлена в учете отдела закупок. Настолько же она увеличится в «Пассивах», в разделе «Обязательства» (будет указывать то, что средства компании ушли поставщикам).
Учет логистических издержек
Логистика – управление потоками товаров в процессе совершения сделки, их перевозка и перенос. В нашем случае это – необходимость доставить кирпичи на склад, провести складирование (перемещение внутри склада), и отвезти к конечному покупателю.
Управленческий учет в сфере логистики позволит ответить на несколько вопросов:
- Какова норма логистических издержек в нашей нише и конкретной ситуации?
- Как добиться этой нормы?
- Сколько стоит конкретная операция и как она повлияет на управленческий баланс?
Номер операции | Операция | Дата начала операции | Дата окончания операции | Дата и номер договора по закупке | Затраты (руб.) – план | Затраты (руб.) – факт |
№ 454 | Доставка на склад | 16.02.19 | 18.02.19 | № 47 16.02.2019 | 2100 | 2100 |
№ 455 | Складирование | 18.02.19 | 20.02.19 | 550 | 550 |
В нашем случае склад всего один. Если будет и другой – их нужно обязательно указывать.
Типы операций подбирайте сами. Можно группировать по используемому транспорту (автоперевозка, авиаперевозка). А если за все операции ответственность разделяют хотя бы два человека, то для указания на них также нужно выделить столбик.
Также следует ссылаться на договор по закупке – чтобы точно знать, к какому заказу привязана та или иная логистическая операция.
В нашем случае план по количеству затрат совпадает с фактом. Причина такой точности: привычность для компании совершать операции подобного рода. Но не во всех нишах такое возможно.
Если некоторые операции (например, перевозка) отданы на аутсорсинг, то целесообразно указывать транспортную компанию. А если речь идет о подряде, следует также ссылаться на документ конкретной сделки.
Управленческий учет на склад
Склад – это место сбора товара, уже произведенного, но еще не реализованного. Этим местом может быть отдельное помещение (в том числе торговая точка), емкость (для зерновых и нефтяных продуктов), электронный носитель.
В бухгалтерском учете важна лишь сумма товара, который содержится на складе. В управленческом же идет поштучный анализ:
- Сколько прибыло и когда?
- Сколько убыло и когда?
- Сколько должно быть при нынешней динамике продаж (чтобы товар и не застаивался, и был всегда доступен)?
- Сколько в итоге осталось?
Покупка | Керамический облицовочный кирпич | 17.02.19 | 15,6 / 1 шт. | Отдел № 3 | 39000 / 2500 шт. | 4000 |
Продажа | Керамический облицовочный кирпич | 20.02.19 | 21 / 1 шт. | Отдел № 3 | 2100 / 1000 шт. | 3000 |
Если речь идет о более «нежном» товаре (который имеет, например, срок годности), то вести учет можно партиями.
Тип сделки может быть любой. Если бы наша компания занималась строительством, а не перепродажами, то было бы написано, например, «Постройка жилого дома». Далее шло бы требуемое количество стройматериалов.
Управленческий учет в отделе маркетинга
Перечень функций маркетинга, которые и определяют его границы, чрезвычайно неточен – в этом сходятся все экономисты. Солидарны они и в другом: эта неточность ведет к неоправданным расходам. Поэтому первое, что нужно сделать, – определить функции конкретно для своей компании.
На основе их и будет создаваться структура управленческого учета:
Функция маркетинга | Операция | Цель | Факторы, влияющие на величину затрат на операции | Ответственный | План / факт затрат |
Реклама | Размещение таргетированной рекламы в Instagram | Увеличить количество подписчиков, переходящих на официальный сайт, с 5000 до 10 000 в месяц. | – Цели кампании («Трафик», «Охват») – Место размещения. – График размещения. – Формат (Storys, Видео) | Матвеев Степан Игоревич | 10 000 / 11 500 |
Исследование целевой аудитории | Проведение опроса для выяснения индекса лояльности (NPS) | Опросить всех клиентов, которые приобрели услуги месяц назад. | – Форма опроса (звонок, анкетирование на бумаге, официальном сайте) – Период проведения опроса | Игорев Матвей Степанович | 18 500 / 18 000 |
Акция | Предоставление скидки при предъявлении листовки | Повысить продажи до 90 000 | – Количество промоутеров – Количество часов работы – Количество листовок | Степанов Игорь Матвеевич | 21 000 / 21 000 |
В нашем случае управленческий учет маркетинга помогает:
- Держать перед глазами все операции и следить за их ходом.
- Понимать все факторы, которые влияют на финальную цену.
- Вместе с ответственными принимать стратегическое решение о дальнейшем развитии в том или ином направлении.
Графа «Факторы» несколько упрощена. Тщательное составление таблицы требует развернутого комментария того, как график размещения рекламы в Storys ил выхода промоутеров на работу влияет на цену.
Управленческий учет в отделе продаж
Здесь все также зависит от ниши, сферы бизнеса (B2B, B2C, госзакупки), типа товара. Например, для оптовых продаж актуально указывать номер каждого договора, так как объемы поставок высокие. В ситуации, если владеете торговыми точками по продаже местных яблок и имеете в день несколько сот сделок, то можно ограничиться фиксированием дохода общего количество реализованного в килограммах.
Но в целом любой управленческий учет в отделе продаж скажет вам, кто купил, когда и по сколько. С его помощью можно контролировать основной источник дохода компании и собирать данные для исследования клиентской базы (например, ABC-анализа).
Вернемся к нашим кирпичам. Вот пример для оптовых продаж B2B:
Дата и номер договора | Тип товара | Заказчик | Ответственный | Цена продажи | Количество проданного | Итоговая цена |
№ 972. 20.02.19 | Керамический облицовочный кирпич | ООО «Вымпел-дом» | Андреев Илья Ильич | 21 руб / 1 шт. | 1000 шт. | 2100 |
№ 973 21.02.19 | Цемент Ц 400 | ООО «Вымпел-дом» | Ильичев Андрей Андреевич | 166 руб / мешок 25 кг | 40 мешков | 6640 |
Можно добавить столбики «Сфера бизнеса», «План/факт» по текущим продажам. А в конце целесообразно подвести итог по количеству проданного за период, сравнив его с планом.
Кроме представленных, можно вести отчет по администрации, отделу кадров и т. д. Также полезно к обобщающим документам добавить список ответственных, отдел и сферу ответственности.
При любом обновлении информации по отчетам идет изменение цифр в управленческом балансе. За это должен нести ответственность отдельный сотрудник.
Итак:
- Управленческий учет по отделам поможет решить жизненно важные проблемы бизнеса.
- Вести и отслеживать изменения нужно в режиме реального времени.
- Меняйте структуру образцов так, как считаете нужным – это творческая работа, как и любое предпринимательство.