регистрируйся на вебинар Екатерины Уколовой
получитебесплатно

4 стратегии работы
с разными типами
клиентов в кризис
с разными типами
клиентов в кризис
Есть пять неотъемлемых этапов в продажах, которые обязан знать каждый руководитель отдела продаж и каждый рядовой продавец.
Не только продажи, но и любую другую инициативу, нужно начинать с подготовительного этапа, особенно в сфере продаж и особенно в секторе В2В.
На что обратить внимание при подготовке менеджера к первому контакту с потенциальным клиентом:
Далее следует первый контакт с клиентом – тоже часть подготовительного этапа. В зависимости от сектора выбирайте одну из схем:
При контакте с конечным покупателем неформальные вопросы неприемлемы и лишь оттолкнут и насторожат, а при бизнес-встречах, наоборот, настроят на благоприятный лад.
После установления контакта нужно переходить к следующему этапу – определить, что клиенту нужно. Обычно начинающие продавцы пропускают этот важный шаг и поэтому снижают шансы довести сделку до конца. А наиболее точно выяснив, в чем нуждается человек, вы смогли бы подобрать для него подходящие предложения из ассортимента продукции и настроить на покупку. Настрой происходит за счет создаваемого впечатления – профессионализм, заинтересованность и желание помочь.
Как выяснить потребности покупателя – задать как минимум четыре вопроса следующего содержания:
Лучший вариант – использовать технику СПИН, подразумевающую серию вопросов для создания у клиента твердого ощущения, что именно продукция фирмы удовлетворит его потребность.
Как определить потребности потенциального покупателя, посетившего магазин электроники:
Продавец подходит к клиенту, устанавливает контакт. Потенциальный покупатель желает получить помощь и выбирает телефон. Задаются четыре вопроса.
Такой мини-опрос дает преимущества продавцу – он знает, что нужно клиенту и будет предлагать модели не наугад с риском вызвать раздражение или уход покупателя, а с максимальным попаданием в зону потребностей.
Для закрепления этапа включите в него психологический прием «Крест» – уничтожение последних сомнений. Как она проявляется:
Далее следует этап презентации продукции. Выберите несколько вариантов, подходящих под запросы клиента, и продемонстрируйте ему. Схема презентации:
На презентацию не стоит тратить много времени. Оптимально – до 30 секунд (по технологии Elevator Pitch), но можно и больше, при этом не переходя в длительный обзор. Рассказ должен быть коротким, емким и доступным – выдержкой всех положительных сторон товара или услуги. Учитывайте квалификацию клиента.
Выделите все позитивные стороны покупки:
Важная часть описания – цена продукта. Основным фактором, отталкивающим клиентов от завершения сделки, является как раз ценовой. В клиенте без склонности к импульсным покупкам просыпается прагматичность, осознание расходов и желание найти более выгодный вариант.
Озвучивайте цену в середине презентации и не делайте паузу после этого, а продолжайте рассказ с упором на достоинства, чтобы клиент не концентрировался на цене и перехватил диалог под свою инициативу. Чаще употребляйте местоимения второго лица – «вы», «вам», «ваш», конкретизируя выгоды именно для клиента.
Пример: «Этот телефон стоит 15 тысяч рублей, его корпус и экран выполнены из антиударных материалов, ваш ребенок не разобьет его даже при активных играх».
Есть легкие покупатели, которым не требуется приводить большое количество аргументов. Они покупают товары или услуги импульсно либо в силу финансового достатка. А есть клиенты, которых нужно доводить до сделки. И неотъемлемый этап в работе с такими людьми – отражение попыток отказа.
Почему клиент не идет к сделке после успешной презентации:
Задача продавца – узнать причину отказа и отразить ее. Худший вариант – когда потенциальный покупатель согласен со всеми преимуществами и выгодами, но молча уходит. Работа со скрытыми возражениями – то, чему должен учиться менеджер по продажам для эффективной работы.
Отражение возражений происходит по отработанным клише. Можно использовать готовые шаблоны, но их эффективность ниже, поскольку ими пользуются уже все. Оптимальный способ контраргументации – индивидуальный подход.
Типичное возражение: «Слишком дорого». По шаблону отражается примерно так: «Я ценю ваш практичный подход к расходам, поэтому предложил именно этот продукт. Благодаря качеству и характеристикам он сэкономит ваш бюджет».
По индивидуальному подходу менеджер выясняет, какая цена подходит клиенту, сравнивает рассматриваемую модель с продуктами по более высокой цене, снова делает акцент на качестве и достоинствах; если политика продаж позволяет, предлагает стать участником бонусной акции, скидки, кэшбэка, рассрочки.
Работа с возражениями означает продолжение презентации выбранных первоначально позиций. Если менеджер согласится с клиентом и предложит более дешевые товары, то он проиграет, т. к. не доведет сделку до завершения, даже если клиент купит другой, низкоценовой продукт компании.
Для максимально результативной работы с возражениями менеджеру нужно изучить основные причины отказа – страхи клиента, и распространенные ошибки при контраргументации (перебивать, агрессивно спорить, молчать).
Согласие клиента на покупку еще не означает окончание продажи. Некоторых людей необходимо буквально довести до приема-передачи в силу их нерешительности, пассивности, привычки быть ведомыми. Так, если покупатель не произносит фразу «Беру, упаковывайте», то это должен сделать сам менеджер. Затягивание с непосредственной оплатой может стать роковым – клиент в последний момент передумает и уйдет.
Пригласите покупателя к кассе, предложите вариант приема товара – самовывоз или доставку.
Доведение сделки обязательно, даже если клиент не высказался положительно после предыдущих этапов отработки продажи. Возможно, именно ваша уверенность и инициатива подтолкнут все еще сомневающегося клиента к приобретению.
Доведение сделки – это призыв к действию. Грубая ошибка продавца – задавать вопросы по типу «Покупаете?», так вы даете сомнениям клиента снова всплыть наружу и отказаться.
Эти пять этапов – классика в организации продаж. Их можно дополнить в зависимости от специфики бизнеса и целевой аудитории. Например:
Для выстраивания долгосрочных отношений оставьте покупателю визитку или предложите подписку на рассылку и пр.