регистрируйся на вебинар Екатерины Уколовой
получитебесплатно
4 стратегии работы
с разными типами
клиентов в кризис
с разными типами
клиентов в кризис
Что бы не происходило в мире, у бизнесмена одна главная задача – получить прибыль. Для этого придется перестраиваться, адаптироваться под новые потребности клиентов. Но чтобы это сделать, нужно понять, чем руководствуются клиенты в нестабильной ситуации и почему они начинают покупать меньше.
Есть две основные причины, почему люди предпочитают отказаться от покупок. Первый фактор связан с доходами населения. Они снижаются, людям приходится отказаться от ранее запланированных покупок и сократить текущие расходы. Второй фактор связан с человеческой психологией. Кризис – это всегда неожиданная ситуация, которая вызывает тревогу из-за своей непредсказуемости. В это время людям психологически сложнее отдавать крупные суммы даже на реально необходимые вещи. Ведь большинством покупателей движет страх, что в скором времени денег не будет вообще.
Вторая причина падения продаж связан с неправильной ценовой политикой многих компаний. Бизнес тоже ощущает влияние кризиса: цены на сырье, услуги подрядчиков растут. Чтобы остаться на плаву, компании в сложное время значительно повышают цены на свои товары. И этим еще больше отпугивают потребителей.
Все стратегии поведения можно разделить на две группы:
В рамках наступательной стратегии компания может предпринять такие шаги:
Один из способов продавать в кризис – пересмотреть свой ассортимент и цены. При работе с ассортиментом есть два варианта: добавить новые, актуальные в кризисной ситуации товары, избавиться от части старых.
Чтобы понять, какие товары следует удалить из продуктового портфеля, можно провести ABC-анализ. Для этого все товары делятся на три группы в зависимости от маржинальности:
Самый простой способ – избавиться или сократить число товаров группы С. Однако в эту группу входят не только низкомаржинальные товары, но и те продукты, которые клиенты покупают в качестве аксессуаров к более дорогим товарам. От таких позиций избавляться не рекомендуется, чтобы не потерять лояльных клиентов.
Зато можно провести анализ целевой аудитории, выявить новые потребности и предложить новый товар. Он должен решать те проблемы, с которыми столкнулись потребители. Как правило, во время кризиса для покупателей важны:
Также есть товары, которые всегда востребованы – продукты питания, одежда, обувь, товары для красоты, здоровья, дома и безопасности.
Если компания хочет изменить ценовую политику, самый простой способ – снизить себестоимость товаров. Для этого нужно проанализировать, на что расходуются средства при производстве товара или услуги, а затем убрать эти статьи расходов. Например:
Чтобы удержать продажи в условиях кризиса на прежнем уровне, компании необходимо находить больше клиентов. Для этого нужно сделать следующее:
Любая активность, будь то посты в соцсетях, объявления в газетах или ролики по ТВ, должна идти в ногу со временем. Если до кризиса у компании была настроена реклама по нескольким каналам, сейчас стоит изменить призыв к действию и оффер. Из рекламного объявления потенциальный покупатель должен сразу видеть, что ему предлагают, в чем выгода предложения. Если для привлечения внимания используются фото-, видеоматериалы, их также стоит делать креативными.
Во время кризиса не стоит снижать затраты на рекламу. Акции с участием промоутеров, благотворительные мероприятия, грамотно настроенная таргетированная реклама – все это работает на привлечение новых клиентов.
Во время кризиса важно не только найти новых клиентов, но и удержать старых. Чтобы стимулировать постоянных покупателей на покупки в условиях кризиса, необходимо предложить им бонусы за лояльность. Например:
Также потребуется наладить постоянное общение с клиентами. Если база клиентов до сих пор не собрана, рекомендуется просить у покупателей номера телефонов или адреса электронной почты. Собрав контактные данные, необходимо делать полезные рассылки, дарить бесплатные материалы (чек-листы, видеоуроки, руководства и подборки) для повышения лояльности.
Любые предыдущие методы продаж будут бесполезны, если продавцы не заинтересованы в продажах. Необходимо работать по двум направлениям: обучать персонал продажам в новых условиях и мотивировать их работать больше обычного. Вот как может проходить обучение:
Второе направление работы – мотивация. В целях экономии можно избавиться от самых слабых менеджеров по продажам, которые регулярно не выполняют план. После сокращения остальные сотрудники будут работать гораздо старательнее. В качестве мотивации можно использовать денежное вознаграждение. Если в компании до сих пор не используется система KPI, необходимо ее внедрить. По этой системе работник получает фиксированный оклад и бонусы за выполнение поставленных планов. В качестве планов могут быть не только привычные выручка, количество чеков и их размер. Руководитель имеет право поставить план по количеству совершенных звонков, встреч, по продажам определенных товаров или по числу повторных продаж постоянным клиентам.
Есть несколько приемов, чтобы даже в кризис увеличить продажи компании. Первый инструмент – программное обеспечение, которые автоматизирует бизнес-процессы. Несмотря на то, что в кризис у компаний чаще всего ограничен бюджет, стоит выделить средства на установку одной или нескольких программ:
Все эти программы позволяют работнику эффективнее распоряжаться своим временем. У менеджера по продажам появляется возможность поговорить с большим количеством целевых клиентов, а значит, увеличить конверсию и продажи.
Второй полезный инструмент – скрипты продаж. Если оставить процесс продажи на усмотрение самих продавцов, то сделки будут непостоянными и непредсказуемыми. Готовый скрипт позволяет стандартизировать беседы с клиентом. В сценарий разговора можно включить правильную презентацию компании, умелое выяснение потребностей и проблем клиента в технике СПИН-вопросов, презентацию товара по технике ХПВ и работу с возражениями.