В непростой экономической ситуации важно не растеряться и ежедневно работать над ростом продаж. Подсказываем идеи, как изменить стратегию, как увеличить продажи в кризис и что сделать, чтобы обойти конкурентов и даже вырваться в лидеры.
Узнай, как получить 70 шаблонов для настройки отдела продаж ценность 1 500 000 руб.
Оставляйте заявку
Продажи в кризис
Читайте в статье:
Как кризис сказывается на продажах
Какие возможности открывает кризис
Стратегии продаж в кризис
Что конкретно делать
Минимизировать давление
Кейсы по продажам в кризис
Как кризис сказывается на продажах
Если вы не предпринимаете никаких усилий и еще не перестроили свои бизнес-процессы, скорее всего в непростых экономических условиях вы потеряете клиентов и свою нишу. Покупатели не спешат расставаться с деньгами, долго принимают решения и отдают предпочтение компаниям, которые уверенно чувствуют себя в кризис.
В чем проявляется кризис в бизнесе:
Спад продаж в целом;
Падение среднего чека;
Падение конверсии;
Ожидание клиентами лучших условий покупки.
Почему в кризис продавать сложнее:
Клиенты получают меньший доход;
Потребители живут в режиме сильной экономии;
У покупателя меняются приоритеты в потребностях.
В кризис растут только те компании, которые работают над эффективностью и улучшают продажи на каждом этапе воронки.
Какие возможности открывает кризис
1. Освобождается рынок
Все компании, у которых нет систематизации внутри, перестают работать. Организации разоряются, потому что нет структурного видения, как делать продажи в новых условиях, как улучшать свою эффективность в кризис, как выстраивать команду.
Рынок освобождается и на их место приходят те, кто оттачивает эффективность каждого бизнес-процесса.
2. Возможность заняться своим бизнесом
Если раньше вы работали по найму, то кризис — это хорошее время, чтобы проявить свою эффективность и начать свой бизнес, ориентированный на новые условия.
3. Возможность сократить затраты
Кризис – лучшее время, чтобы активно заняться работой с финансовыми показателями. В хорошее время мало кто уделяет внимание расходам.
4. Выгодные условия сотрудничества
Большинство компаний активно теряют клиентов в кризис, поэтому идут на многие уступки, чтобы сохранить клиентов и, как следствие, уровень продаж.
Основные стратегии продаж в кризис
Существует 5 основных стратегий, которые помогают расти в кризис:
Схлопывание;
Переход на новые ниши и рынки;
Увеличение объемов и эффективности работы;
Захват рынка;
Импортозамещение.
Схлопывание
Все затраты должны быть максимально сокращены. Нужно разделить свой бизнес по направлениям и понять, что приносит прибыль, а что, наоборот, требует инвестиций. И далее отказаться от всего, что требует инвестиций. Используйте следующие инструменты:
Сокращение маржи и ресурсов (переход на удаленную работу или сдельную оплату труда);
Отказ от того, что не приносит существенный результат;
Сегментация и контроль базы (отказ от работы с клиентами, которые не приносят деньги);
Перераспределение сил на маркетинг и продажи только тем клиентам, которые приносят деньги;
Сокращение затрат, не приносящих доходы;
Работа по принципу Джека Уэлча (уволить 15% неэффективных людей).
Переход на новые ниши и рынки
Многие компании из разных отраслей, которые столкнулись с кризисом, успешно вывели свои продажи за границу. Среди основных каналов выхода за рубеж:
Участие в мероприятиях (выставки, ивенты, где собирается ваша аудитория);
Партнерские программы (работа с дистрибьюторами);
Работа с агрегаторами (сотрудничество с теми, кто работает с вашей аудиторией).
Или вы можете изменить стратегию своей работы на внутреннем рынке. Откройте новые возможности для ваших клиентов, ориентируясь на изменения спроса на рынке.
Увеличение объемов и эффективности работы
Необходимо улучшать свои показатели эффективности и повышать интенсивность работы. Далеко не у всех есть возможности выйти на зарубежные рынки или снизить маржу, особенно если у вас конкурентная сфера. Поэтому лучшей стратегией для таких компаний будет увеличение интенсивности работы. Что необходимо сделать:
Замерить показатели в продажах, которые есть сейчас, и заняться автоматизацией бизнес-процессов;
Удвоить нагрузку на отдел продаж, которая есть сейчас;
Замерить конверсию воронки продаж и установить инструменты контроля качества;
Оценивать конверсию в разрезе продукт/подразделение/сотрудник/регион.
Захват рынка
Пока многие неэффективные компании из вашей ниши терпят поражение, используйте шанс занять их место, набрать обороты и развиваться дальше.
Импортозамещение
Учитывая многие барьеры в продажах иностранных продуктов, отечественные производители имеют хорошие возможности вытеснять иностранные компании с рынка. Подумайте, как вы можете использовать эту стратегию.
Продажи в кризис: что конкретно делать
Продажи в кризис – повод стать умнее и переосмыслить основные ключевые моменты бизнеса.
Продукт
Если вы перепродавец, то поищите / поработайте с поставщиками. Если работали в 1 сегменте, например, премиум, то посмотрите, что можно сделать для мидл-класса.
Цена
Ни в коем случае не снижайте цену. Держитесь на том, же уровне, за счет формирования дополнительной ценности и новых выгод, сервисов, бонусов и других «плюшек».
Скрипты
Вы больше не можете терять клиентов из-за того, что менеджеры говорят, что попало.
Персонал
Займитесь оценкой персонала: карты рабочего дня, листы развития, прослушка звонков, система «светофор» и т.д. Увольте неэффективных. Повысьте уровень квалификации оставшихся.
Продажи в кризис: минимизировать давление
Спад продаж, сокращение среднего чека, снижение конверсии, выторговывание лучших условий — все это предприниматели наблюдают в кризис. Нужно перестроить бизнес-процессы, чтобы не потерять клиентов и свои позиции на рынке.
Клиентам важна надежность компании, которые даже в сложных экономических условиях знают, что делают и вселяют уверенность в своих покупателей. И здесь бизнесу необходимо направить усилия на повышение эффективности, улучшение качества на каждом этапе продаж.
Такой подход позволит не только преодолеть вызовы, но и использовать реальные возможности для роста. О чем речь?
1. Компании, работающие бессистемно, неэффективно, не заботящиеся о правильном построении оргструктуры, в кризис прогорают. Соответственно, для более целеустремленных на рынке будет больше места.
2. Усиливается контроль за финансами, сокращаются ненужные затраты. Это одна из возможностей для того, чтобы остаться на плаву и даже вырасти.
3. Сокращение числа клиентов заставляет пересматривать условия, уступать. И этим можно воспользоваться для роста.
Мы рассмотрели, как при помощи выбора новой стратегии расти даже в непростых экономических условиях. Оцените возможности своего бизнеса, замерьте все ключевые показатели и измените стратегию в пользу роста выручки.
Кейсы по продажам в кризис
Екатерина Уколова Управляющий партнер «Oy-li»
В период кризиса продажи новых автомобилей стали падать, а компания получала убытки. Мы провели анализ и решили, что компании нецелесообразно оставаться в этой нише. Мы предложили переориентироваться на смежный рынок – продажу б/у автомобилей. Благодаря такому решению удалось изменить ситуацию и восстановить продажи.
Благотворительная компания испытывала сложности в привлечении средств для своих проектов. После наших консультаций решили увеличить планы по количеству встреч и звонков. И, несмотря на то, что рынок упал на 80% , компания привлекла средств на 45% больше по сравнению с прошлым годом.
Производитель колбасных изделий воспользовалась ситуацией на рынке в период кризиса и в несколько раз увеличила продажи за счет снижения цен. Такую тактику он смог себе позволить за счет оптимизации бизнес процессов в производстве. Это фактический пример стратегии по захвату рынка.
Хотите, чтобы ваши менеджеры выполняли план продаж даже в кризис?
Получите разбор вашего бизнеса лично от Екатерины по 8 точкам масштабирования