Правила расчета себестоимости

При расчете себестоимости предприниматель сталкивается с некоторыми сложностями. Не всегда получается учесть все затраты, подсчитать отклонения от нормы и выбрать подходящий метод калькулирования.

Что такое себестоимость, и для чего ее нужно считать 

Под себестоимостью следует понимать всю совокупность затрат, которые были у компании, пока она изготавливала, закупала, доставляла и продавала одну единицу товара. Чем точнее получится подсчитать себестоимость, тем правильнее будет установленная цена, тем больше будет полученная прибыль. 

Себестоимость участвует в двух важных бизнес-процессах. Она ложится в основу ценообразования. Цена складывается из двух составляющих – затрат на изготовление и желаемой прибыли, которая покрыла бы остальные расходы и позволяла бы фирме развиваться. Но желаемая прибыль в основном остается неизменной. А вот стоимость сырья, оборудования, сотрудников меняется с течением времени. То есть именно понесенные издержки находятся в прямопропорциональной зависимости от рыночной стоимости. 

На основе потраченной суммы компания определяет, сколько может стоить ее продукт. Если расходы будут подсчитаны неверно (например, компания упустит статью расходов), то установленная цена не сможет покрыть все расходы. И фирма будет работать в лучшем случае в ноль, а в худшем – в убыток. На основе определенной цены выбирается стратегия продвижения и позиционирования. 

Вот еще несколько причин уже сейчас пересчитать себестоимость:

  • управлять расходами. Любой рынок накладывает ограничение по розничной стоимости. Компании нужно удерживать цену не выше этой планки. Но чтобы получать достаточно прибыли на покрытие остальных расходов, придется управлять ими. Зная, сколько денег уходит на создание одной единицы товара, можно понять, на чем получится сэкономить;
  • оценивать перспективность рынка. Если есть желание запустить в производство и продажу новинку, необходимо предварительно прикинуть себестоимость и сравнить ее с рыночными ценами. Возможно, маржа окажется недостаточно высокой и компании будет не выгодно выходить на новый рынок. 

Виды себестоимости

Еще одна сложность заключается в том, что себестоимость бывает нескольких видов. Цеховая обозначает все траты, которые связаны только с производством товара и не учитывают процесс его сбыта. Если к цеховой разновидности прибавить общие и целевые расходы, то себестоимость станет производственной. Третья разновидность – полная. Она рассчитывается с учетом всех затрат, в том числе понесенных ради сбыта. 

С чего начать расчет

В первую очередь, необходимо разобраться, какие именно расходы следует включить в себестоимость. Существуют классификации издержек, которые помогают учесть все издержки:

  • по элементам;
  • прямые и косвенные;
  • нормативные и фактические;
  • за текущий и за прошлый период;
  • постоянные и переменные. 

Расходы по элементам

В рамках первой классификации расходы делятся на группы:

  • материальные – сырье и материалы, тара и упаковка, запчасти, электро- и тепловая энергия. Также в эту подгруппу следует включить потери запасов, которые могут случиться при транспортировке. Например, пока машина перевозила сырье, одна упаковка пролилась, рассыпалась и стала непригодна. Ее стоимость тоже нужно включить в себестоимость продукции, равномерно распределив на все экземпляры товара;
  • оплата труда работникам производства, а также затраты на их питание, обмундирование;
  • социальные отчисления – пенсионные, страховые взносы, декретные и больничные выплаты;
  • амортизационные отчисления по тем объектам и оборудованию, которое используется на производстве.

Отдельная категория расходов при такой классификации – все, что не входит в предыдущие категории, однако влияет на итоговую себестоимость. Например, арендная плата за производственное, складское, офисное или торговое помещение, затраты на командировки работников, реклама и продвижение. Особенность этих издержек заключается в том, что они являются фиксированными и не зависят от количества произведенных товаров. 

Прямые и косвенные

Вторая классификация издержек должна использоваться только в тех компаниях, где производится больше одного вида продукта. Суть деления заключается в том, что прямые затраты – это те, которые несет фирма ради производства конкретного вида товара, а косвенные – затраты, которые необходимы для всех видов товара. Например, компания занимается пошивом одежды – платьев и брюк. Для одежды заказываются разные материалы. Для производства брюк нужен материал 1 и его стоимость является прямой издержкой. В то же время компания содержит офис директората. Его содержание являются частью и себестоимости платья, и себестоимости брюк. Значит, эта статья расходов является косвенной. 

Нормативные и фактические

Третья классификация основана на предварительном планировании затрат. Финансовый отдел определяет норму – идеальное значение себестоимости. В ней учитываются только необходимые расходы, а внеплановые – не учитываются. К внеплановым относятся больничные работников, их прогулы, просрочки или брак сырья. 

Затем подсчитывается фактическая себестоимость, то есть реальные затраты. На предприятии должны вычисляться оба вида издержек, потому что именно на основе нормативных трат выбирается цена на товар и используется до тех пор, пока не станут ясны фактические. 

Расходы по периодам

Эту классификацию следует использовать тем предприятиям, у которых есть незавершенное производство. Это значит, что в начале календарного месяца компания пользуется ресурсами, купленными в прошлом месяце. Их стоимость тоже должна быть учтена в себестоимости. Чтобы корректно подсчитать затраты с прошлого периода, нужно учитывать специфику деятельности фирмы. Например, если компания покупает для производства полуфабрикаты или заготовки, то незавершенное производство может и не появиться. Но если она с нуля выполняет все этапы работы, то некоторые процессы требуют больше времени, чем есть в рамках периода. Чтобы понять, сколько именно незавершенного производства есть в компании, необходимо в конце очередного месяца провести инвентаризацию. На инвентаризации определяется доля готовой и неготовой продукции. 

Постоянные и переменные издержки

Последняя классификация основана на связи расходов с объемом производства. Постоянные не меняются, даже если компания изготовила 1 или 1000 единиц продукции. Например, сумма аренды помещений всегда остается одинаковой. Переменные издержки напрямую зависят от объема созданной продукции. Например, чем больше товара планируется изготовить, тем больше сырья надо заказать. 

Методы расчета

Разобравшись с видами затрат, компания составляет перечень имеющихся именно у нее. Теперь можно выбрать один из двух видов калькулирования:

  • полная себестоимость. Учитываются все понесенные затраты;
  • сокращенная себестоимость. Используются только некоторые статьи расходов при расчете. 

Полный расчет 

В России традиционно используется полный расчет. У этого метода калькулирования есть свои достоинства. При использовании такого метода можно считать рентабельность разных видов продукции. Легко вычислить операционную прибыль, то есть разницу между рыночной ценой и себестоимостью. 

Но полный расчет может выполняться тремя способами. Методы отличаются по распределению административных и сбытовых затрат. 

В первом варианте административные и сбытовые расходы учитываются полностью. При расчете суммируются эти статьи издержек:

  • незавершенное производство на начало месяца, если оно есть в компании;
  • прямые затраты на материалы;
  • зарплата работникам и отчисления с нее;
  • производственные расходы – как постоянные, так и переменные;
  • административные сбытовые затраты.

Из суммы расходов необходимо вычесть незаконченное производство на конец текущего месяца и после этого разделить получившуюся сумму на объем выпуска товара в штуках. 

Во втором случае административные и сбытовые расходы относятся не к продукту, а к периоду работы. То есть для расчета необходимо также суммировать все, что перечислено выше, кроме последнего пункта – административных и сбытовых затрат. Полученную сумму также следует разделить на количество созданного товара. 

Третий метод расчета – смежный. При этом методе административные расходы относятся к продукту, а сбытовые – к периоду. Вот что нужно суммировать в процессе вычисления:

  • незавершенное производство на начало месяца;
  • расходы на закупку сырья и материалов;
  • зарплата персоналу и отчисления с нее;
  • накладные расходы;
  • административные расходы.

Из полученного значения так же как и в первом случае вычитается стоимость незавершенного производства на конец месяца. 

Усеченная себестоимость

При использовании второго метода необходимо исходить из того, что в себестоимость входят только переменные расходы. То есть некоторую часть общепроизводственных затрат, коммерческие, общехозяйственные траты не распределяют на объем выпущенной продукции. Все это списывают за счет выручки, которую получит фирма после реализации товара. 

Несмотря на очевидный недостаток есть ситуации, когда необходимо использовать именно этот способ вычисления. Например, когда предприниматель принимает решение о выпуске или прекращении производства того или иного продукта. 

Себестоимость необходимо пересчитывать раз в несколько месяцев. Ведь на нее влияет очень много непостоянных расходов. Например, цены на сырье могут повыситься, зарплаты работникам необходимо периодически индексировать. Если своевременно не пересчитать, можно упустить момент, когда пора повышать цены для клиентов, и понести убытки.

✓ Номер введен верно