Правила грамотного ведения бизнеса
Чтобы бизнес был успешен, предприниматель должен много знать и уметь применять на практике. Просто схема: «купи-продай» в современных реалиях не работает. Хотя, конечно, продажи являются двигателем бизнеса. Но не менее важно правильное планирование и организация бизнес-процессов, умение управлять персоналом, вести учет финансов и избегать рисков.
Основа бизнеса – клиенты и продажи
Первое, что должен четко представлять бизнесмен – как у него работает система продаж. Ведь без этого не будет функционировать ни одно предприятие.
Основными составляющими системы управления продажами являются:
- Целевая аудитория. Надо составить описание стратегических сегментов, ориентируясь на пол, возраст, географическую и социальную составляющую, уровень платежеспособности.
- Каналы распределения. Нужно выявить точки сбыта, которые принесут наибольшую выгоду, собрать и оценить информацию по посредникам и перевозчикам, соотнести расходы на обслуживание канала с величиной планируемой прибыли.
- Организация отдела сбыта. Все – от определения целей и задач до подбора персонала и его мотивации.
- Постпродажное обслуживание. Включает учет и обработку данных покупателей для возможности сформировать поток повторных продаж.
Такие инструменты, как составление планов и отчетов по продажам, помогают владеть ситуацией и оперативно вносить необходимые корректировки.
Для продаж нужны клиенты, без них бизнеса не будет. Работа с покупателями включает в себя:
- привлечение новых клиентов;
- увеличение объема повторных покупок;
- анализ избранных тактик, разбор ошибок.
Управление предприятием
В первый год предпринимательства бизнесмен обычно трудится на износ. Ему надо заявить о начале деятельности, официально оформить бизнес, сформировать клиентскую базу, заработать деловую репутацию. Не менее важно научиться грамотному управлению предприятием. Рассмотрим, что оно включает.
Планирование, организация и контроль
Развитие бизнеса невозможно без постановки целей, которые могут быть глобальными и текущими. К первым относят те, что предполагают основной результат (например, выход на первое место в регионе по продажам, по клиентам). Ко вторым относят то, что требуется сделать, чтобы получить желаемое в определенное время (например, расширить штат, ассортимент, найти новые каналы продаж).
Постановка целей упрощает планирование. Подробные планы составляют заранее – первоначальный бизнес-план, его аналог в текущем режиме – на ближайший год, квартал и любой удобный срок. Промежуточные результаты фиксируются по показателям статистического и бухгалтерского учета.
Организация деятельности на предприятии предполагает:
- создание структуры управления;
- определение задач подразделений;
- определение порядка их взаимодействия;
- подбор персонала;
- наделение полномочиями и ответственностью.
Контроль на предприятии должен быть комплексным. После сбора и систематизации информации о фактическом состоянии деятельности оценивают полученные сведения, анализируют результаты. Если есть отклонения от плана и стандартов, выискивают их причины и дестабилизирующие факторы. А затем планы, решения и технологии корректируются, чтобы управленческий цикл действовал без проблем и перебоев.
Финансы и учет
Одна из основных целей бизнеса – получение дохода. Прибыль нужно планировать и учитывать, а зависит она во многом от объемов продаж.
Представим, что объем продаж предприятия в финансовом эквиваленте равен 50 млн рублей. А все возможные расходы и издержки, включая налоги, составили 40 млн рублей. Значит, сумма чистого дохода – 10 млн рублей.
При расчете доходов важно учитывать коэффициенты прибыльности. Например, рентабельность продаж. Это чистый доход, деленный на чистый объем продаж и умноженный на 100 %.
Так, при объеме продаж в 50 млн рублей и чистом доходе в 10 млн рентабельность составит 20 % – высокий показатель.
Дополнительно стоит посчитать доходность капитала (ROE), который является лучшим показателем управления компанией. Показатель рассчитывается по формуле:
ROE = (Чистая прибыль за год) / ((Собственный капитал на начало года + Собственный капитал на конец года) / 2) х 100 %
Допустим, ROE = 25 %. Это значит, что на каждые вложенные 100 рублей компания получает 25 рублей чистой прибыли.
Отслеживание денежного потока является задачей бухгалтерского учета. Он позволяет следить за поступлениями от клиентов компании, расчетами с поставщиками, выплатой зарплат сотрудникам и перемещением денежных потоков между отделами предприятия. Бухучет может быть управленческим или финансовым. Первый направлен «внутрь» компании – это расчет затрат на производство, маркетинг, разработку бюджетов, минимизация налогов. Второй показывает финансовое состояние компании инвесторам и кредиторам, а также надзорным организациям
Работа с персоналом
Набор индивидуальных и профессиональных качеств команды, коллектива оказывает значительное влияние на успешность фирмы. Тем не менее, даже при привлечении к работе квалифицированных кадров, будет сложно преуспеть без четкой организации работы с персоналом. Она включает:
- выяснение точки взаимодействия между сотрудниками и построение схемы совместной работы;
- выработку единого порядка и места коммуникаций между ними;
- выбор механизма и платформы управления задачами;
- оценку необходимых ресурсов (новых штатных единиц, работников по аутсорсу);
- организацию контроля и учета;
- создание системы планерок.
Каждый руководитель вносит дополнения в этот список в зависимости от специфики предприятия.
Чтобы работники усердно трудились на благо компании, нужно их мотивировать. Под мотивацией понимают создание условий и различных стимулов – бонусов, премий, доплат, которые побуждают специалиста работать более эффективно, качественно в достижении поставленных целей. Не менее важно уважительное отношение руководства, организация условий труда, справедливость начисления вознаграждений, возможность карьерного роста, установка дисциплины.
В коллектив предприятия должны входить люди, которым не безразличны перспективы его развития. Для многократного увеличения эффективности и результативности труда следует создать личную мотивацию для работников.
Управление рисками
Любой бизнес практически каждодневно имеет дело с разного рода рисками. Они могут быть:
- рыночными, вроде изменения курса валюты, конъюнктуры, появления сильного соперника в нише;
- ликвидными, которые связаны с риском нехватки «реальных» денег;
- операционными, появившимися по причине непрофессиональных либо противоправных действий работников, технических сбоев;
- коммерческими, возникающими по внешним причинам и связанными с невозможностью реализации товаров и услуг или снижением ее объемов;
- инвестиционными – страховыми, кредитными, типа выбора инвестором нелицензионного брокера или ненастоящих активов.
Особенно трудно просчитать риски, связанные с политическими, законодательными и природно-климатическими факторами.
Процесс управления рисками предполагает различные маневры – от принятия ситуации до уклонения. Иногда помогает страхование. Как правило, регулировка рыночных рисков осуществляется системой лимитов: то есть, совершая ту либо иную операцию, нужно определить предельно возможные потери, с которыми предприятие справится без значительного ущерба для конкурентоспособности.
Увеличить качество управления рисками помогают так именуемые стресс-тесты, предполагающие моделирование максимально плохих ситуаций с экспертным расчетом последствий для фирмы. Например, за основу берется резкий рост валюты, далее просчитывается повышение стоимости сырья, топлива, прочие затраты. После получения результатов, руководитель проводит анализ смоделированного положения и принимает надлежащие меры.
Рекомендации по ведению бизнеса
Специалисты в управлении бизнесом советуют начинающим предпринимателям совмещать стратегическое и тактическое планирование. Это даст возможность обеспечить контроль эффективности бизнес-процессов в реальном времени. Помимо этого, предприниматель станет четко понимать, куда движется компания, какие усилия нужны для достижения намеченных целей, на каком этапе предприятие находится в данный момент.
Что еще советуют бизнес-знатоки:
- Не жалеть сил на создание достойной команды. Приглашать людей, с которыми у вас были деловые отношения, чьи профессиональные и личностные качества вы знаете. Но не привлекайте для строительства бизнеса лучших друзей и родственников. Есть множество примеров того, что личные отношения становятся помехой в деле.
- Делегировать. Передавать команде все, что можно передать. Важнейшие задачи владельца – построить стратегии, контролировать процессы, оценивать результаты. Оперативной работой вы не должны заниматься, иначе для чего нужна команда?
- Расставлять приоритеты. Научитесь давать оценку того, какие задачи сейчас максимально важны, и сосредотачивайтесь на них, отбросив второстепенные проблемы.
Также специалисты не рекомендуют пренебрежительно относиться к инновациям. В наше время победа достается тому, кто раньше конкурентов узнает о новинках и проводит внедрение наиболее эффективных, дешевых, качественных технологий. Примером может стать активное применение облачных технологий, позволяющих с безопасностью и удобством хранить, выполнять обработку и передачу информации, сводя к нулю необходимость приобретения и обслуживания корпоративных серверов.
Стабильно успешный бизнес – это упорный труд, личностное развитие предпринимателя, использование всех предоставляемых внешней средой шансов. Для грамотного ведения бизнеса необходимо изучить теорию управления предприятием. Она поможет сократить число ошибок при осуществлении бизнес-процессов на практике.