Правила адаптации персонала
Каждый работник, независимо от своего профессионализма и опыта, испытывает стресс на новом рабочем месте. Задача руководителя отдела продаж – как можно раньше заняться адаптацией новых кадров и настроить их на продуктивную работу, в соответствии с потребностями организации. Если этого не сделать, у менеджера вырабатываются неправильные привычки – избавиться от них сложно.
Можно ли обойтись без адаптации
Адаптация так или иначе происходит у нового сотрудника в любом случае, занимается этим РОП или нет. Однако, если процесс проходит бесконтрольно, когда новичок остается наедине со своими вопросами и проблемами, в первую очередь адаптация сильно затягивается. Во-вторых, результат ее непредсказуем. Вероятно, менеджер будет делать работу неправильно либо малоэффективно. По статистике, не прошедшие адаптацию сотрудники прикладывают до 70 % усилий от реальной «мощности».
Следующая причина не игнорировать важность правильной адаптации – множество преимуществ, которые дает процесс и сотруднику, и компании:
- повышение эффективности работы сотрудника;
- уменьшение или полное устранение так называемой текучки;
- формирование положительных взаимоотношений в команде;
- предотвращение грубых ошибок, часто совершаемых новичками.
Для сотрудника прохождение адаптации несет следующие выгоды: налаживание отношений с начальством и коллегами, избавление от страха и стресса, быстрое получение новых навыков, опыта и знаний. Неуверенность в себе пропадает, что помогает менеджеру раскрыть потенциал.
Ключевые этапы и части адаптации
Адаптацию нового сотрудника в отделе продаж можно представить как четыре последовательных этапа:
- Оценка сотрудника. На первом этапе сложно говорить непосредственно об адаптации, так как сначала проводится подготовительная работа. РОП узнает у новичка, работал ли он ранее в подобных условиях, знаком ли с деятельностью компании и так далее.
- Общая ориентация. Знакомство нового работника с структурой компании, корпоративными ценностями, внутренними правилами и распорядком, а также с историей бренда и особенностями реализуемых товаров, услуг, знакомство нового сотрудника с командой. На все это отводится максимум одна неделя.
- Практическая часть. Здесь основной задачей РОПа становится постоянный контроль за работой нового менеджера. Если что-то непонятно, или он допускает ошибки, важно сразу же исправлять ситуацию, чтобы не закрепить привычки.
- Функционирование. Заключительный этап адаптации сотрудника характеризуется планомерным решением различного рода социальных и производственных проблем. Важно не бросать менеджера наедине с проблемами, так как это помешает его переходу к нормальной работе в отделе.
Перейдем от теории к практике и рассмотрим конкретные инструменты адаптации сотрудников.
Основные инструменты и методы
Компании, осознающие важность адаптации новых сотрудников, разрабатывают целые системы, основанные на формирование двух видов мотивации – материальной и нематериальной. С материальной мотивацией у многих РОПов проблем нет. Это твердый и мягкий оклад, бонусная система, заработные платы, соответствующие профессионализму и опыту сотрудника. Куда больше вопросов возникает к нематериальной мотивации, формирование которой связано с адаптацией.
Независимо от специфики компании система адаптации должна иметь четкую, организованную и регламентированную структуру. Универсальный набор включает в себя следующие инструменты:
- Welcome-тренинг. Презентация компании для новых сотрудников. Дает понять, где новые менеджеры будут работать, какие продукты каким клиентам продавать, и т. д.
- Адаптационный лист. Также называется дневником нового сотрудника или планом стажировки. Включает в себя действия, которые нужно выполнить для адаптации человека.
- Наставничество. К новому менеджеру приставляется более опытный коллега, который будет помогать ему с решением проблем, отвечать на вопросы касательно работы.
- Итоговая аттестация. По окончании адаптации необходимо провести новому менеджеру аттестацию, чтобы убедиться, насколько хорошо он усвоил полученные знания.
- Тимбилдинг. Такого рода мероприятия помогают сплотить коллектив, познакомить новых сотрудников с действующими, решить возможные конфликты, создать командный дух.
Адаптация новичков будет проходить проще и быстрее, если в компании есть единое информационное поле для сотрудников. Каждый менеджер должен иметь доступ к информации о том, кто работает в отделе, находить их контакты, понимать, какова структура и текущие цели компании.
Что такое адаптационный лист
Адаптационный лист составляется руководителем отдела продаж и предоставляется новому сотруднику в первый день наряду с должностной инструкцией. Лист может составляться в печатном либо электронном формате. Куда важнее не форма, а содержание, которое должно включать:
- Задачи на испытательный срок. Это своеобразные цели, поставленные по методике SMART, которых новый сотрудник должен достигнуть за время испытательного срока. Задачи ставятся руководителем отдела. Важный критерий – измеримость, чтобы можно было отследить прогресс выполнения задач через определенный промежуток времени.
- Адаптационные мероприятия. Список действий, которые должны подготовить нового сотрудника к работе в компании. К основным мероприятиям относится вводный инструктаж, welcome-тренинг, знакомство с коллегами и обучение в учебном центре. Для каждого мероприятия в листе прописывается дата и время проведения, ФИО, должность и телефон лица, ответственного за проведение, и, если нужно, указывается место сбора.
- Контрольные точки. Список действий, которые должны быть выполнены новым сотрудником, своеобразные обязательства перед компанией. Не стоит путать с перечнем задач на испытательный срок. К основным контрольным точкам относится оформление документов в кадровом отделе, беседа с руководителем, прохождение теста на знание продукта и другие подобные действия.
Вместе с адаптационным листом и должностной инструкцией новому сотруднику также следует выдать учебник по продукту и все информационные материалы, которые помогут ему ознакомиться с деятельностью бизнеса.
Как провести Welcome-тренинг
Особое значение в системе адаптации занимает Welcome-тренинг. Он представляет собой презентацию компании, своеобразный обряд посвящения для новых сотрудников. Структура:
- миссия компании, ее цели, задача и корпоративная культура;
- история зарождения и дальнейшего развития организации;
- описание продукта компании, его преимуществ и особенностей;
- при необходимости – описание производства, логистики;
- лист с описанием проектов, в которых участвовала компания;
- описание передовых клиентов, партнеров и контрагентов;
- список корпоративных традиций, праздников и мероприятий.
Welcome-тренинг должен быть кратким с преобладанием визуальной информации – не менее 60 % картинок и не более 30 % текста, разбитого на логические блоки с маркированными списками.
Как работает наставничество
Под наставничеством понимается практическое обучение нового сотрудника наставником – более опытным лицом, ответственным за интеграцию новичка в бизнес-процессы компании. Важность наставничества понимали еще на советских предприятиях, но сегодня этим занимаются не более 30т% российских компаний. Наставничество имеет ряд особенностей:
- наставник должен быть хорошо подготовлен к работе с новым сотрудником как с методической, так и с психологической точки зрения;
- наставников нужно дополнительно мотивировать – контроль новичков должен оплачиваться в рамках бонусной системы;
- новый сотрудник, прошедший обучение у наставника и полностью интегрированный в бизнес-процессы компании, позднее сам может стать наставником для новичков.
В интересах руководства заранее организовать систему набора и обучения будущих наставников для новых специалистов.
Какие знания нужно дать новичку
Учебник по продукту – ключевой источник, из которого новый сотрудник может узнать всю необходимую для него информацию, в том числе:
- Целевую аудиторию. Новичок должен изначально понимать, кто является потребителями вашего продукта, в каких точках контакта их искать, как правильно нужно их квалифицировать и отделять незаинтересованных людей у самого входа в воронку продаж.
- Инструменты продаж. Своеобразный гайд по эффективным техникам и методам продаж поможет новому сотруднику подготовиться к продуктивной работе. Сюда же относятся сведения об основных возражениях именно ваших клиентов, их проработке.
- Сравнительный анализ продукта. Новый сотрудник должен хорошо понимать не только преимущества и особенности товара либо услуги отдельно, но и знать, чем он выгодно отличается от предложений конкурентов. В дальнейшем это сильно поможет в продажах.
- Успешные кейсы и отзывы клиентов. Дайте новичку возможность прочитать примеры использования продукта (так называемые кейсы), почитать отзывы довольных и недовольных клиентов, ознакомиться с их достижениями, завязанными на продукте.
Среди других важных источников информации для эффективной и быстрой адаптации – записи телефонных звонков опытных менеджеров, индивидуальный лист развития. Большую помощь окажет dashboard – доска с результатами работы всех сотрудников в отделе. Это не только источник информации о деятельности отдела продаж, но и мощный инструмент мотивации менеджеров.
Проводите полномасштабную адаптацию не только для начинающих специалистов, но и для опытных сотрудников, которые в продажах не один год. Новый коллектив, новые задачи – все это создает дополнительный стресс, мешающий работать и сковывающий возможности профессионала. Придется потратить некоторое время, но в итоге вложения полностью окупятся.