Построение стратегии в бизнесе

В непростых условиях российской экономики, усугубляемых регулярными кризисами, только наличие эффективной и дальновидной стратегии позволяет бизнесу не только удерживать свою позицию, но и подниматься вверх. Несмотря на важность стратегического бизнес-планирования, не все компании им занимаются. Что нужно об этом знать, и как правильно выстраивать стратегию? 

Важность стратегии в бизнесе

Бизнес-стратегия – это модель действий, выполнение которых ведет бизнес к запланированному результату. Своеобразное руководство по эксплуатации компании, в том числе описывающее свод правил по принятию решений. Многие пытаются обнаружить причины развития или банкротства компаний в качестве их товаров и услуг, действиях руководства или происках конкурентов. На деле вся суть в стратегии – если ее нет или она плохая, бизнес обречен на неэффективную деятельность.

Грамотно построенная бизнес-стратегия открывает бизнесу следующие преимущества: 

  1. Четкие ориентиры. Особенно хорошо важность этого фактора заметна на стремительно растущих рынках с высоким спросом. Если компании предлагают два контракта и нужно выбрать один из них, важно понять, какой из них приближает бизнес к его цели, а какой – нет. Бизнес-стратегия в этом случае является ориентиром, от нее отталкиваются при выборе.
  2. Контроль развития. Сложно отслеживать темпы и направление развития компании, если нет ни самих целей, ни критериев их достижения, ни даже способов оценить промежуточный вариант. Стратегия описывает эти критерии, и, опираясь на нее, можно легко понять, где бизнес находится сейчас, туда ли он двигается, и если нет, то как скорректировать вектор. 
  3. Принятие решений. Руководству и подчиненным гораздо проще принимать решения, если есть конкретные правила и понимание того, в какую сторону должна двигаться компания. В этом случае решения принимаются не только правильно, но и быстро, что особенно важно в условиях развивающегося рынка. Все эти правила и ориентиры должны быть в стратегии.

Напрашивается вывод: важность стратегии для современного бизнеса не поддается сомнению.

Какой может быть стратегия?

Прежде чем составить стратегию для бизнеса, нужно выбрать главную цель. Подумайте, какой компания должна быть через один год. Разные руководители и собственники стремятся к разным целям. Одни заинтересованы в захвате новых рынков и ниш, другие в увеличении качества товаров и услуг, третьи хотят стать лидерами рынка импортозамещения в РФ. Популярные виды стратегии:

  1. Концентрированный рост. Упор создается на усиление текущих позиций компании на рынке. Как правило, результат достигается за счет увеличения качества выпускаемых товаров или оказываемых услуг, а также разработки принципиально новых продуктов. 
  2. Интегрированный рост. Бизнес с такой целью сосредоточен на открытии новых офисов и филиалов. Более крупные компании скупают других участников рынка, которые работают в смежных сферах. Это позволяет получать прибыль от реализации уже готовых решений.
  3. Диверсификационный рост. Если в предыдущем примере одна компания расширяет свою сферу влияния за счет покупки других, в этом случае результат достигается расширением собственного ассортимента. Выпускаются новые товары, осваиваются новые направления.
  4. Сокращение. Вариант на случай кризиса. Порою, чтобы развитие состоялось в будущем, сегодня нужно отказаться от части бизнеса, закрыть неприбыльные направления, перестать выпуск некоторых продуктов, снизить расходы и издержки, чтобы мобилизовать ресурсы.

Сделайте первый шаг к разработке бизнес-стратегии – определите главную цель вашего бизнеса.

Что нужно учитывать?

При формировании стратегии развития бизнеса важно учитывать многочисленные факторы: 

  • какая структура управления есть у компании сейчас и будет позднее;
  • план по продажам, как минимум, на ближайшие 3–6 месяцев или более;
  • схема делегирования поручений и задач, действующие бизнес-процессы;
  • рекламная политика и бюджет компании, стратегия привлечения клиентов;
  • план дальнейшего развития маркетинговых каналов и освоения новых;
  • контент-план для привлечения внимания потенциальных потребителей;
  • целевая аудитория, типичные ее представители и их психотипы;
  • особенность линейки реализуемых компанией продуктов и услуг. 

При составлении бизнес-стратегии для компании обязательно следуйте двум важным правилам: 

  1. Будьте честны сами с собой. Не стоит сильно переоценивать компанию, пытаясь соврать себе и окружающим. Если стратегия будет выстроена на теоретических представлениях, а не фактических возможностях компании, то говорить о ее эффективности не придется. 
  2. Оцените возможности. Речь идет как о физических, так и о финансовых возможностях. Не стоит планировать грандиозные рекламные кампании, если на это нет денег, как и не получится открыть много офисов, если в компании есть проблемы с хорошими кадрами.

Теперь можно рассмотреть один из эффективных инструментов для стратегического планирования.

Стратегия и SWOT-анализ

Одним из лучших инструментов для стратегического планирования в бизнесе является SWOT-анализ. Этот метод используется для комплексного анализа факторов, которые оказывают влияние на развитие бизнеса. Он позволяет анализировать слабые и сильные стороны как отдельного продукта, так и компании в целом, находить новые возможности и учитывать возможные угрозы. 

Суть метода проста – он складывается из тщательного анализа следующих четырех групп факторов:

  1. Сильные стороны. Качественный товар, большой опыт, лидерство на рынке, налаженная логистика и сбыт, новые технологии, профессиональные сотрудники, хорошее оснащение.
  2. Слабые стороны. Проблемы с финансированием, недостаточное количество сотрудников и утечка кадров, скудный ассортимент, завышенные цены, плохая мотивация и маркетинг. 
  3. Возможности. Низкая конкуренция в сегменте рынка, выгодное местоположение, хорошие изменения в налоговой политике государства, снижение стоимости сырья или технологий.
  4. Угрозы и риски. Появление сильных конкурентов, демпинг, падение покупательской способности клиентов, изменения в таможенном или налоговом законодательстве страны.

Кроме уже перечисленных факторов, в каждой группе могут быть и другие – все зависит от бизнеса. 

Алгоритм анализа

Прежде чем приступить к созданию стратегии путем SWOT-анализа, рекомендуется поставить для компании цели на ближайшие десять лет. Далее долгосрочные цели декомпозируются на более краткосрочные – на пять лет, три года и год, соответственно. Как только у вас появился список целей для бизнеса на ближайший год, можно приступать к разработке бизнес-стратегии SWOT-методом.

Алгоритм SWOT-анализа простой, но ему нужно посвятить максимум внимания. Действия таковы:

  1. На бумаге или в электронном формате сделайте таблицу из четырех ячеек. В верхнем ряду расположите сильные и слабые стороны компании (внутренние факторы) слева направо, а в нижнем ряду напишите возможности и угрозы (внешние факторы) в том же направлении.
  2. В каждую ячейку впишите как можно больше факторов в верхний ряд таблицы. Они должны быть объективными. По возможности стоит нанять независимых специалистов, которые проведут аудит и выяснят сильные и слабые стороны компании для заполнения матрицы.
  3. Подумайте, какие угрозы и возможности развития есть у вашего бизнеса, и запишите их в нижнюю строку матрицы. Здесь можно опираться на опыт других компаний и историю страны – такие ситуации, как кризис и изменения законодательств случаются не так редко.

В результате этих действий у вас получается SWOT-матрица вашего бизнеса. Это только половина дела, так как полученную информацию нужно интерпретировать. Для этого выделите четыре группы:

  1. Сильные стороны + возможности. На пересечении этих групп вы найдете направления для дальнейшего развития компании. Подумайте, какие конкретно преимущества бизнес может получить, основываясь на собственных достоинствах и доступных возможностях. 
  2. Слабые стороны + возможности. Здесь рождаются идеи, которые помогут организации преодолеть свои внутренние проблемы и слабости. Как и в предыдущем случае, здесь большую роль играют возможности – внешние факторы, которые точно нужно применять.
  3. Сильные стороны + угрозы. Поле, в котором перечисляются действия, направленные на оперативное устранение возможных негативных последствий. Для этого используются собственные достоинства компании, например, технологии или профессиональные кадры.
  4. Слабые стороны + угрозы. Здесь перечисляются уязвимости компании, из-за которых она наиболее сильно подвержена финансовым кризисам, негативным изменениям в законах и другим фактором. Эти моменты нужно ликвидировать и реагировать особенно быстро. 

Ваша задача – проанализировать каждое из перечисленных сочетаний и выписать как можно больше идей в смежных полях. Далее из этих идей отбираются ключевые. Важно, чтобы они на 100 % соответствовали долгосрочным целям бизнеса, которые вы составили еще до SWOT-анализа.

Порядок разработки

Независимо от того, какая конкретно техника создания стратегии бизнеса была выбрана вами, общий порядок стратегического планирования можно представить как пять последовательных шагов:

  1. Формирование стратегической цели. Одна или несколько больших целей, для достижения которых ваш бизнес, в принципе, существует и должен постоянно развиваться.
  2. Анализ текущего положения бизнеса. Определите, на каком этапе достижения описанных ранее целей находится компания сейчас, какие есть проблемы, возможности и угрозы. 
  3. Определение целевой аудитории. Подумайте над тем, кто является вашими клиентами. Что надо сделать и предлагать им, чтобы мотивировать их на покупку реализуемых продуктов.
  4. Оценка рыночных перспектив. При разработке стратегии обязательно учитывайте текущую ситуацию на рынке, в том числе основные тенденции, уровень и серьезность конкуренции.
  5. Разработка плана реализации. Стратегия сама по себе – это теоретическая часть развития бизнеса. Заключительный этап – переход от теории к выполнению конкретных действий. 

На формирование стратегии бизнеса может уйти много времени и сил, но без нее в принципе все ресурсы, доступные вашей компании, будут расходоваться бесцельно и нерационально. 

Заключение

Если прямо сейчас вы не можете сказать, какой ваша компания должна быть хотя бы через один год, у вас большие проблемы с планированием. Стоит уже сейчас составить достижимые цели на разные сроки, провести SWOT-анализ и составить на его основе эффективную стратегию бизнеса.

✓ Номер введен верно