Постоянные и переменные издержки

Пока компания создает или закупает товар для продажи, она тратит деньги. Затраты могут быть постоянными и переменными. Парадокс в том, что каждая фирма по разному определяет перечень тех и иных расходов. 

Что такое переменные и постоянные издержки

В экономике и бухгалтерии издержками считаются все затраты, которые понесла компания в процессе изготовления или закупки товаров. Их нужно рассчитывать для определения себестоимости. Затем на основе себестоимости считается отпускная цена, ведь она состоит из суммы всех издержек и желаемой прибыли.

Кроме того, правильный подсчет позволяет минимизировать траты. То есть при той же цене и меньшей себестоимости компания будет получать больше прибыли. 

Деление расходов используется для удобства и простоты подсчета, а также для стандартизации всех бухгалтерских отчетов. Есть деление на переменные и постоянные – это одна из самых распространенных классификаций. Затрата относится бухгалтером в одну из групп на основе того, как она связана с объемом производства. 

Переменные затраты 

В первую группу относятся все затраты, которые зависят от объема производства. Например, чем больше единиц товара произведено, тем больше было потрачено на это ресурсов. При этом рост производства по-разному сказывается на росте затрат. Есть издержки, которые растут медленнее, чем объем производства. Их называют дегрессивные. Но если они растут быстрее, то специалисты относят их к подгруппе прогрессивных. 

Однако зависимость может быть не только прямопропорциональной, но и обратнопропорциональной. То есть чем больше единиц товара произведено, тем меньше того или иного ресурса было потрачено на одну единицу продукции. 

В список переменных затрат, прежде всего, следует включить закупку сырья и расходных материалов на производство. Но, кроме того, к ним относятся:

  • затраты на электроэнергию, топливо, воду и другие ресурсы;
  • стоимость доставки товаров с производства на склад или к покупателю;
  • зарплата работников производства, если она сдельная, то есть зависит от количества рабочих часов или сделанной продукции;
  • услуги сторонних фирм или специалистов, которые нужны для производства.

Вопреки распространенному мнению, переменные затраты могут быть связаны не только с производством, но и с торговлей. Например, если компания не производит самостоятельно товары, а закупает уже готовую продукцию и перепродает. В таком случае переменными издержками является закупочная стоимость.

Разновидности затрат

Так как размер издержек может по-разному изменяться относительно производимого объема продукции, важно понимать, от чего зависит изменение размера трат. Переменные издержки могут быть пропорциональными, дегрессивными и прогрессивными. 

Пропорциональные издержки растут вместе с объемом производства. Например, чтобы произвести единицу товара, требуется 10 единиц сырья. Если нужно 10 единиц товара, то придется закупить 100 единиц сырья. Для изготовления 100 единиц товара нужно 1000 единиц сырья. 

Дегрессивные издержки тоже растут вместе с объемом продукции. Однако соотношение объема товара и затрат не такое линейное. Например, компания тратит на закупку 10 единиц сырья (для 1 штуки) – 100 рублей. Она хочет произвести сразу 100 штук продукции. Ей нужно заказать у поставщика 1000 единиц сырья. Итоговая стоимость материалов должна составлять 100 тысяч рублей, но поставщик сделал скидку за опт и стоимость снизилась до 85 тысяч рублей. Таким образом, прямая пропорция нарушается. 

Дегрессивными могут быть издержки не только на закупку сырья. Например, после изготовления каждой единицы остаются отходы или излишки. Теоретически их можно пустить в дело и использовать для производства товара, но на практике после изготовления одной штуки излишков так мало, что приходится выкидывать. Себестоимость этих излишков является затратой. Но если компания производит сразу 100 штук товара, то излишков остается в 100 раз больше. Из них можно изготовить еще 20 единиц. Так как выкидывать ничего не пришлось, издержка на это сократилась до нуля. 

Прогрессивные издержки, напротив, увеличиваются быстрее, чем прямопропорциональные. Самый распространенный пример затрат из этой подгруппы – зарплата работникам. Например, она зависит от количества произведенной продукции. У работников есть план на день. До тех пор пока они не выполнят план, оплата их труда составляет 100 рублей за каждую произведенную единицу. Но как только план становится выполненным и работники начинают его перевыполнять, ставка за единицу повышается до 120 рублей. 

Прямые и косвенные

Чуть реже используется деление издержек этой группы на прямые и косвенные. Прямые траты – те, которые можно отнести непосредственно на себестоимость. Перечень этих затрат определяется налоговым законодательством. В список входят стоимость материалов, полуфабрикатов или комплектующих, оплата труда работников и амортизация. 

Но в списке переменных затрат есть те, которые зависят от производственной деятельности, но их нельзя включить в себестоимость изготовляемой продукции. Например, компания ведет научные разработки и для этого отправляет сотрудников в командировки. Исследования помогут улучшить продукцию и отстроиться от конкурентов. Однако для их проведения и для поездки работников в другие города тоже требуются вложения. Они будут считаться косвенными. 

Вычисление издержек

При расчете себестоимости товара важно вычислить размер каждой переменной затраты. Метрика называется AVC и обозначается как средняя переменная затрата. Используется такая формула:

AVC = Весь объем затрат / Количество созданного товара

На основе средних переменных затрат компания может планировать будущие расходы, которые понесет предприятие, пока достигает стратегической цели по продажам.

Постоянные издержки

Эти виды затрат противопоставляются переменным. Они не зависят от объема выпускаемой продукции. То есть компания может вообще ничего не выпустить в этом месяце, но ей все равно придется потратиться. 

К этой группе затрат относятся:

  • платежи за аренду помещения. Чтобы бесперебойно работать, у предприятия должно быть производственное помещение, а также офисное, складское, коммерческое. Также аренду можно платить за оборудование или ПО;
  • зарплаты работникам, которые занимаются административными и управленческими делами;
  • амортизация. Вне зависимости от того, насколько загружено оборудование, оно изнашивается одинаково;
  • затраты на банковское обслуживание, услуги юриста или других сторонних специалистов;
  • налоги, социальные взносы с зарплат работников;
  • проценты по кредитам;
  • часть коммунальных услуг – все остальные, кроме тех, которые входят в предыдущую группу. Обычно это электроэнергия, вода, газ на складе, в офисе и остальных помещениях.

К постоянным издержкам относятся и представительские расходы, хотя они напрямую не относятся к производству товара. Представительские затраты возникают, когда отдел продаж организует переговоры с потенциальными клиентами, ужины с ними или участвует в тематических выставках. 

Считается, что эта группа затрат имеет преимущества перед переменными. Их легко прогнозировать, чтобы на их основе формировать стоимость товаров и планировать бюджет на будущие периоды. Однако чем больше постоянных трат, тем стабильнее должен быть спрос на продукцию компании и поставки сырья. Ведь если однажды спрос упадет и товары не будут продаваться, придется остановить производство. Или у компании будет стабильный спрос, но внезапно поставщики подведут и не отправят сырье. Но тогда фирма будет работать в убыток, ведь постоянные затраты придется покрывать даже при отсутствии продаж. 

Несмотря на то что затраты называются постоянными, они могут меняться. Например, компания ежемесячно платит 100 тысяч рублей за аренду двух производственных помещений. Но потом предприятие расширилось и увеличило производство, обустроив еще одно помещение. Расходы на аренду выросли до 150 тысяч рублей ежемесячно. 

Расчет постоянных издержек

Постоянные траты на единицу продукции гораздо проще рассчитать, чем переменные. Есть формула: 

Постоянные траты на единицу = Постоянные траты за весь период / Количество произведенной продукции

Есть обратная зависимость между размером трат на единицу и количеством товара. Чем больше производит компания, тем меньше себестоимость. 

Рассчитывать этот показатель следует регулярно, так как он помогает вычислять точку безубыточности. На основе точке строится прогноз продаж и план по продажам: предприятие определяет тот объем продукции, продажа которого позволит получить доход.

Также необходимо постоянно анализировать состав постоянных издержек. Важно сравнивать, какие статьи расходов входят в список издержек, меняется ли этот перечень и как меняются потраченные суммы. На основе динамики затрат можно определить, на чем получится сэкономить. Например, значительную долю занимают окладные выплаты сотрудникам. Чтобы сэкономить и одновременно повысить эффективность работы, можно заменить окладную систему на KPI: размер оклада сократить, а остальное доплачивать за выполнение поставленных планов.

Без учета и планирования расходов нет возможности эффективно распределять финансы. Если в компании бухгалтер не может точно назвать размеры тех или иных издержек, то предприятию будет сложно рассчитать свою доходность и выдержать конкуренцию.

✓ Номер введен верно