регистрируйся на вебинар Екатерины Уколовой
получитебесплатно

Шаблон план-прогноз
оплат для РОПа
оплат для РОПа
Эффективность и результативность продаж возможны при условии постоянного и полного контроля над процессом. Менеджер должен поэтапно отслеживать каждую сделку, а руководитель отдела регулярно проверять работу менеджера.
Удобный инструмент для этого – перечень сделок, который в реальном времени ведут сотрудники, и могут в любой момент предъявить для проверки. Такой список носит название pipeline, что в переводе означает «трубопровод».
В процедуре менеджмента pipeline рассматривается как первичный источник информации. Он одновременно является рабочим документом и отчетом о деятельности.
В нем приводится перечень сделок или процессов, проведенных менеджером. Здесь отражаются все сделки независимо от стадии их прохождения: от звонка и до факта оплаты.
Pipeline имеет форму таблицы, в которой перечисляются:
Такую таблицу удобнее вести с помощью специального программного обеспечения, особенно, если у менеджера в работе находится свыше десяти различных продаж.
У начальника отдела продаж из первичных документов формируется оперативный отчет, содержащий всю информацию с добавлением фамилии менеджера.
Фактически pipeline – это динамическая воронка продаж, которая постоянно изменяется, регистрируя все этапы деятельности.
Важность pipeline в продажах состоит в том, что этот документ одновременно является инструментом учета, отчетности и планирования. Его ведение приучает сотрудников отдела продаж к дисциплине, учит планировать свою деятельность и заставляет проводить аналитику.
На базе списка можно составлять планы работ с разбивкой их по порядку. Наиболее эффективные планы:
Составление планов на более длительный период для рядового менеджера не актуально. Месячное планирование – это инициатива руководящего звена и до сотрудников она доводится в количественном выражении в виде общей суммы продаж, которую они должны обеспечить.
На следующем этапе осуществляется переход от планирования к действию, т. е. продавцы работают с покупателями и все изменения в работе вносят в таблицу.
Параллельно работает руководитель отдела, который ежедневно контролирует сотрудников, формируя отчет по отделу из всех списков.
С помощью анализа pipeline легко обеспечивать активизацию сделок. Для этого необходимо дважды в день отслеживать происходящие изменения, их отсутствие, перспективность. По результатам анализа руководитель может подсказать, напомнить или активизировать действия сотрудников. Желательно делать это дважды в день.
Еще одно направление – контроль имеющихся изменений, т. е. по каждой сделке должно быть продвижение. Нельзя допускать, чтобы сотрудник после одной удачной продажи перестал работать. Одновременно контролируются сроки закрытия операций, появление новых. Если движение в pipeline не соответствует требованиям организации, то вносятся изменения в планы сотрудника (увеличивается или уменьшается количество планируемых сделок в зависимости от их сложности и важности).
Третья задача контроля – анализ среднего чека по отделу и каждому менеджеру. Если этот показатель отстает от плановых значений, то необходимо внести изменения в деятельность отстающих менеджеров, например, перенаправить их деятельность на более дорогие сделки. Достичь этого можно за счет механизмов:
Руководитель отдела не только предлагает сотруднику способы решения проблемы, но и контролирует их исполнение.
Еще один способ увеличения и активизации продаж, отстающих в динамике pipeline, – это использование маркетинговых приемов. Если покупатель никак не может решиться на покупку или тянет время, нужно предложить то, что может его заинтересовать:
Такие приемы малозатратные для продавца, но эффективно воздействуют на покупателя, нужно только правильно оценить его интересы и предложить соответствующий продукт:
Эффективность применения дополнительных приемов отслеживается по pipeline. Если динамика не удовлетворительная, значит менеджер неправильно выбрал способы воздействия на покупателя и методы работы нужно разнообразить.
Отчет pipeline одновременно служит оценкой эффективности деятельности каждого сотрудника. Для мотивации используются несколько показателей, например, размер чека, выполнение плана сделок, количество закрытых операций и сделанных холодных звонков. Оптимальная система оплаты состоит из твердого небольшого оклада и существенных доплат за выполнение плановых показателей. Бонусные выплаты могут составлять 100 % от оклада. При выполнении плана меньше чем на 80 % сотрудник получает только оклад. При этом необходимо доводить выполняемые задачи, так как постоянное невыполнение и отсутствие мотивации расхолаживает сотрудников и снижает результативность их деятельности.
CRM – это система управления взаимоотношений с клиентами или контрагентами. В систему вносится вся информация по работе отдела продаж, здесь формируются оперативные и окончательные результаты, прослеживается динамика деятельности.
Поэтому все плановые и действительные данные, составляемые каждым менеджером, попадают в CRM. Руководитель отдела может задать фильтр по любому из показателей отчета и может проанализировать каждый из них.
Основные показатели, которые присутствуют в отчете:
Информация в pipeline соответствует уровням воронки продаж и выглядит примерно таким образом:
С каждым последующим этапом количество потенциальных клиентов сокращается. Так из 500 холодных звонков реальная продажа может состояться в 2–3 случаях.