регистрируйся на вебинар Екатерины Уколовой
получитебесплатно

3 параметра исследования
и 5 источников
получения информации
и 5 источников
получения информации
Для удержания прочных позиций в своей нише, повышения конкурентоспособности и поддержания стабильных продаж необходимо регулярно проводить комплексный PEST-анализ. Это изучение ключевых факторов макросреды, воздействующих на прибыль компании. Подбор и определение значимости факторов осуществляется для конкретного предприятия, в зависимости от отрасли, масштабов деятельности, стратегических целей и задач.
Комплексный PEST-анализ – это изучение политических, экономических, социальных и технологических факторов (Political, Economic, Social и Technological), которые могут воздействовать на деятельность коммерческой компании. Их нужно учитывать, составляя стратегические планы.
Что конкретно нужно анализировать при проведении PEST-анализа:
Есть много разновидностей PEST-анализа, которые представляют собой расширенную версию стандартного PEST – PESTEL, PESTELI, STEEP, LONGPEST. Развернутые виды PEST-анализа включают дополнительные факторы (правовые, экологические, этнические и др.), которые позволяют глубже и качественнее проанализировать все ключевые аспекты, воздействующие на фирму или те, которые могут существенно повлиять на предприятие в будущих периодах.
Вышеперечисленные факторы необходимо анализировать для глубокого понимания текущего состояния макросреды, рисков в будущих периодах. Понимая риски, можно заранее перестроить или адаптировать деятельность фирмы, чтобы не потерять конкурентоспособность, остаться в своей нише и иметь возможность развиваться в выбранном направлении. Такой анализ делается на 3–5 лет вперед, ежегодно данные необходимо обновлять и корректировать планы фирмы (если произошли серьезные изменения по ключевым параметрам).
Цели PEST-анализа:
К преимуществам такого анализа относятся наглядность результатов, возможность подбирать параметры с учетом стратегических целей и задач фирмы. К недостаткам – трудоемкость и достаточно высокие расходы на сбор необходимых данных.
Чтобы получить от PEST-анализа максимальную отдачу, при сборе и оценке всех факторов нужно учитывать не только текущее состояние по всем параметрам, но и постараться спрогнозировать их на 3–5 лет вперед. Поэтому важно привлекать для подбора параметров и сбора данных экспертов отрасли или работников компании, которые имеют большой опыт в данной деятельности, знают нюансы работы с поставщиками, клиентами, правовые и другие аспекты.
Этапы проведения PEST-анализа:
Рассмотрим упрощенный пример PEST-анализа – для розничной сети магазинов детской одежды и обуви от популярных зарубежных брендов в среднем ценовом сегменте. Работает сеть из 8 магазинов по всему городу, разработан и продвигается интернет-магазин с развернутым каталогом товаров. Заказ можно оформить на сайте, а выбранную одежду или обувь прийти, примерить и купить в торговой точке в удобном районе.
Политика
Фактор | Влияние на отрасль | Влияние на предприятие |
Усиление политического лобби российских производителей одежды и обуви | Разработка и принятие законов, которые предоставляют преференции российским предприятиям | Снижение конкурентоспособности по цене продукции иностранных производителей |
Изменения в таможенном законодательстве, вероятность повышения пошлин, таможенных сборов | Повышение расходов на затаможку-растаможку, увеличение сроков заключения договоров с иностранными поставщиками | Снижение рентабельности за счет повышения накладных расходов |
По политическим факторам ситуация для компании неблагоприятная, возможно, потребуется изменить ассортиментный ряд, дополнив его российским товарами.
Экономика
Фактор | Влияние на отрасль | Влияние на предприятие |
Рост инфляции | Повышение цен на зарубежные товары | Снижение объемов продаж |
Нестабильность курсов основных валют | Уход с рынка мелких розничных продавцов | Укрепление позиций розничной сети с узнаваемым брендом |
Экономическая ситуация может дать компании дополнительные возможности – расширение своего сегмента рынка за счет ухода мелких продавцов. Чтобы не снизился спрос, можно запустить рекламу в СМИ и Интернете, ориентированную на целевые группы со средним и высоким уровнем дохода.
Социальные факторы
Фактор | Влияние на отрасль | Влияние на предприятие |
Увеличение рождаемости | Повышение спроса на товары для новорожденных, беременных | Рост объемов реализации товаров для грудничков |
Снижение доходов населения | Изменения структуры спроса – переход на более экономичную продукцию | Снижение спроса на продукцию премиум-класса, увеличение продаж недорогих товарных групп |
Социальная сфера способствует увеличению продаж отдельных товарных категорий, при добавлении в ассортимент продукции эконом-класса можно избежать резкого падения спроса.
Технологические факторы
Фактор | Влияние на отрасль | Влияние на предприятие |
Развитие средств автоматизации | Оптимизация работы розничной сети | Снижение расходов на обработку и оформление заказов. |
Разработка новых приложений, благодаря которым можно выбирать одежду для ребенка на смартфоне и находить наиболее удобный по месторасположению магазин, где есть в наличии товары выбранного бренда | Повышение оперативности подбора и оформления продукции | Увеличение продаж в магазинах розничной сети и интернет-магазине. |
Развитие технологий благоприятно сказывается на деятельности компании. Автоматизация позволяет снижать накладные расходы, увеличивать посещаемость магазинов, повышать прибыль.