Отработка возражений клиента
Проработка возражений клиента – стандартная часть работы любого менеджера по продажам. Однако это не значит, что каждый продавец хорошо справляется с этой задачей. Нет необходимости изобретать велосипед и под каждое возражение придумывать свой ход. Хватит нескольких типовых ответов и навыков выявления причин, по которым клиент сопротивляется предложению продавца.
Зачем работать с возражениями
Грубая ошибка продавцов – сдаваться, сталкиваясь с возражениями клиентов. Отсутствие работы с ними сводит количество успешно завершенных сделок к минимуму, так как определенный уровень сопротивления покупке есть у каждого покупателя. Кроме этого, проработка возражений дает вам:
- возможность определить и впоследствии устранить отрицательные стороны продукта;
- устранение опасений покупателя в том, что он купит недостаточно качественный товар;
- увеличение лояльности клиента к компании, так как проработка – это внимание к нему.
Результат грамотной проработки возражений – увеличение количества сделок и рост прибыли.
«Это слишком дорого»
Самое частое возражение, с которым приходится иметь дело продавцу. Под этим клиент может иметь ввиду как наличие более дешевого предложения у конкурента, так и полное отсутствие желания купить товар, плохое настроение и любые другие негативные факторы. В этом случае не надо продавать продукт в убыток себе. Сперва попробуйте снять возражение следующими способами.
- Узнайте у покупателя, на какой бюджет он опирается при выборе продукта. Лучше делать это не в лоб, а задать вопрос по типу «С каким товаром вы сравниваете то, что вам нужно?».
- Убедите клиента в том, что затраты на покупку продукта оправданы и обязательно принесут пользу. Лучше привести личный пример из опыта, когда слишком большая трата окупилась.
- Предложите три товара с разной ценой – тот, что нужно продать, более дорогой и дешевый. Все познается в сравнении, и здесь это тоже работает лучше, чем попытка оправдать цену.
- Откажитесь от использования «но». Все сказанное до этого слова теряет значение. Вместо слов «но» употребляйте «при этом», «с другой стороны», «тем не менее» или «однако».
- Используйте фразы-присоединения. Например, «Понимаю, вопрос цены важен для вас». Такими фразами вы подчеркиваете значимость темы бюджета и повышаете лояльность.
Важно отличать истинное возражение «дорого» от ложного. Немалая часть клиентов используют его не потому, что у них нет денег, а с целью уйти от контакта с продавцом в свою зону комфорта. Есть два способа, путем которых можно узнать, действительно ли клиент считает товар дорогим.
- Встречный вопрос. Спросите, есть ли у покупателя еще какие-то возражения, кроме высокой цены. Альтернатива – уточните, что, если сделаете скидку, согласен ли клиент на покупку?
- Уточните, что дорого. Вы спрашиваете, в чем именно проблема – дорогое предложение либо недостаточный бюджет. Если первое, то уточните, с чем именно сравнивает клиент.
Нередко под возражением «это слишком дорого» стоит банальное желание получить продукт по меньшей цене. Таким образом, человек говорит «дорого», а сам думает «если мне дадут скидку, то я куплю это». Методы проработки такого возражения подбираются продавцом, исходя из ситуации:
- Когда нет возможности предоставить покупателю скидку, обосновывайте стоимость продукта по формуле ПСО – она будет подробно рассмотрена ниже. Пример: «Да, товар может показаться дорогим, тем не менее, его цена обоснована, если учесть достоинства».
- Если скидка уже сделана, и увеличить ее никак не получится, подыграйте клиенту. Скажите, что вы уже предложили продукт по минимальной цене, и, если снизить ее, компания будет работать в убыток. Такая проработка помогает, если клиент просто хочет слегка сэкономить.
- Можете сделать скидку? Не делайте ее явно. Вместо этого спросите: «Если сейчас я свяжусь с отделом продаж/главным менеджером/директором, вы покупаете товар, по рукам?». Давайте скидку за дело – оформление карты или быструю оплату. Она должна цениться.
Рассмотрим еще две формулы, которые помогут работать с возражением «это слишком дорого».
Формула ПСО
Формула ПСО подразумевает присоединение, сомнение и обоснование. Сначала используется присоединяющая фраза, которая подводит к сомнению в объективности возражения. Далее приводится аргумент для обоснования целесообразности покупки. Пример применения формулы:
- Да, с одной стороны, цена товара может показаться слишком высокой (присоединение).
- С другой стороны, стоимость продукта вполне обоснована (сомнение).
- Если учесть, что (приводятся аргументы объективности цены в качестве обоснования).
Важно использовать действительно убедительные аргументы, опираясь на достоинства продукта.
Формула ДПУ
Формула ДПУ расшифровывается как «Думал, получил опыт и убедился». Здесь, как и в формуле ПСО, в первую очередь, используется фраза-присоединение. Далее упоминается собственный опыт в использовании продукта, а после этого – аргумент в качестве обоснования. Само собой, опыт не обязательно должен быть реальным. Если продавец понимает качество, плюсы и пользу продукта, то ему не составит труда придумать небольшую историю самостоятельного использования товара.
«У меня нет денег»
Иногда это возражение связано с предыдущим, но не всегда. Часто получается так, что покупатель может позволить себе покупку продукта, но на текущий месяц или другой промежуток времени его бюджет на подобные приобретения подошел к концу. В этом случае задача продавца – убедить потенциального покупателя в том, что товар принесет в будущем пользу. Способы добиться этого:
- Во время коммуникации с клиентом дайте понять, что не настаиваете на покупке прямо сейчас, но хотите рассказать о плюсах продукта, чтобы покупатель принял решение позже.
- Делайте упор на описание положительных качеств товара, превращая их в реальную пользу для потенциального клиента. Он должен понять, что покупка станет хорошим вложением.
- Если есть такая возможность, предложите покупателю приобрести продукт в рассрочку. При отсутствии других возражений с большой вероятностью клиент примет такое предложение.
Главное – не давить, а войти в положение, чтобы увеличить лояльность и сделать задел на будущее.
«Надо подумать»
В отличие от предыдущих фраз, «надо подумать» в большинстве случаев является не возражением, а мягким и вежливым отказом. Многие менеджеры наивно полагают, что потенциальный клиент и правда вернется к обсуждению условий сделки позднее. Обычно этого не происходит. Это может быть из-за слишком высокой цены в понимании покупателя, недостатка информации о продукте, отсутствия достаточного бюджета в конкретный момент. Способы проработки такой ситуации есть:
- Поинтересуйтесь у клиента, какая именно информация нужна ему для принятия решения о покупке. Соответственно, предоставьте эти сведения и ответьте на вопросы собеседника.
- Дайте понять клиенту, что своим отказом он упускает возможную выгоду. Например, сообщите, что уже через несколько дней скидки закончатся, и цена продукта вырастет.
- По возможности предоставьте потенциальному покупателю бесплатную демоверсию продукта. Это даст ему лично убедиться в преимуществах товара и принять решение.
Если ничего из этого не дало результата, вероятно, собеседник не заинтересован в предложении.
«Отправьте предложение»
Частный случай рассмотренного выше возражения. Проработать его можно такими фразами:
- «Я отправлю вам коммерческое предложение, тем не менее, мне нужно задать вам пару вопросов, чтобы лучше понять, какое именно предложение вам отправить. Хорошо?»
- «Сперва нам с вами нужно встретиться и обсудить все тонкости и условия предложения, чтобы я подобрал подходящее под вас решение». Вариант на случай общения по телефону.
- «Уверен, вам часто отправляют различные предложения, поэтому скажите, пожалуйста, какие условия актуальны для вас именно сейчас, чтобы я выслал то, что вас заинтересует?»
Нередко встречается и такое возражение, как «Мы уже работаем с другими поставщиками». В этом случае сообщите, что не призываете отказываться от сотрудничества с другими компаниями, но предлагаете рассмотреть преимущества и возможности вашего предложения.
Правила проработки
Перечисленные выше и другие возражения прорабатываются по одному и тому же алгоритму:
- Выслушайте. Важно не только слушать, но и слышать клиента. Понять, какие именно возражения он имеет, почему они возникают, являются они истинными либо ложными. Дождитесь, пока клиент выскажется, не стоит перебивать его и сразу же комментировать высказанные им возражения. Ошибкой будет и противоположная ситуация, когда продавец слушает максимально пассивно. Нужно кивать, соглашаться, задавать вопросы по теме.
- Поймите. Не спешите забрасывать потенциального клиента аргументами, какими бы убедительными они ни были. Сперва дайте собеседнику понять, что его опасения важны для вас. Дождитесь, пока он перестанет объяснять свою позицию, согласитесь с ней, после чего плавно переходите к аргументации. Такой подход не даст вам потерять лояльность.
- Поддержите. На этом этапе лучше всего работает личный опыт, даже если он сымитирован. Скажите клиенту, что у вас тоже была ситуация, когда вы сомневались в целесообразности покупки определенного продукта до того, как познакомились с ним более подробно. Дайте клиенту понять, что его опасения вполне естественны, и ваш опыт прямое тому подтверждение. Этот этап позволит укрепить контакт, что пригодится на следующем шаге.
- Аргументируйте. Выше вы уже ознакомились с техниками приведения аргументов в пользу предлагаемого продукта. Прежде чем заняться аргументацией, убедитесь, что сомнения клиента истинные, а не ложные, а также удостоверьтесь в том, что потенциальный клиент в принципе заинтересован в покупке. В противном случае вы попросту зря потратите время.
В завершение коммуникации с клиентом обязательно поинтересуйтесь, остались ли у него какие-либо вопросы. Таким образом, алгоритм заканчивается своим началом – вы снова слушаете человека, и, если у него все еще есть сомнения, повторно их прорабатываете. Нередки случаи, когда для совершения сделки необходимо пройти несколько таких циклов, прежде, чем будет результат.
Заключение
Пожалуй, самое важное – помните, что возражение «это слишком дорого» и другие не являются отказом клиента от дальнейшей коммуникации с продавцом. Всегда можно найти компромисс, и даже без предоставления скидки проработать возражение и успешно закрыть очередную сделку.