доля рынка

Узнай, как получить 70 шаблонов для настройки отдела продаж ценность 1 500 000 руб.

Оставляйте заявку



Поисковая персона — это портрет типичного посетителя сайта, попадающего на него через органический или платный поиск.

С помощью персоны поисковый маркетолог решает 2 задачи:

  • он получает представление об аудитории ресурса и понимает, кто и для чего приходит на сайт;
  • более четко демонстрирует пользователю, что ресурс ценит его и понимает его потребности.

В идеальном мире продавец понимает нужды потребителя и знает, как их удовлетворить. В реальном же мире продавец ежедневно обслуживает десятки клиентов, а посещаемость популярных ресурсов исчисляется десятками и сотнями тысяч «уников» в сутки. Конечно, ни о какой персональной эмпатии при этом не может быть речи, если продавец хочет работать и дальше долго и счастливо. Именно поэтому маркетологи создают несколько абстрактных поисковых персон, персонифицирующих каждый конкретный сегмент посетителей сайта. Созданные персоны словно представляют интересы типичных посетителей сайта.

Чтобы еще лучше понять термин «персона» в контексте именно поискового маркетинга, необходимо обратиться к понятию архетипа — бессознательного психического паттерна, определяющего типичные поведенческие реакции, деятельность и мышление человека. Типичным примером архетипа является Тень. В популярной культуре этот архетип представлен такими персонажами, как Дарт Вейдер и Агент Смит.

Каждый из десятков тысяч посетителей ресурса имеет собственное имя, возраст, привычки, интересы и страхи. Однако каждый из них имеет еще и набор одинаковых качеств и поведенческих реакций, которые объединяются в коллективный теневой архетип. Это и есть поисковая персона, искомая маркетологом.

Для создания поисковой персоны, маркетолог должен изучить данные Web-аналитики, провести опросы, анкетирование, фокус-группы, интервью. Одним словом, использовать доступные ему методы социологического исследования, чтобы получить актуальный портрет типичного пользователя. На практике таких портретов будет несколько, так как всех пользователей можно легко объединить в несколько сегментов.

Оптимизатору следует помнить, что не характеристики пользовательского сегмента, а именно поисковая персона может успешно персонифицировать реальных посетителей. Реальный пользователь имеет среднемесячный доход не «от 30 до 60 тысяч рублей», а, например, 45 тысяч рублей в месяц. Поэтому, создавая персону, маркетолог должен максимально точно описать ее. Например, сегмент молодежной аудитории ресурса X может быть представлен гипотетическим преподавателем из Москвы Марией-Учительницей, 28-ми лет, имеющей высшее образование, не замужем и без детей, чей среднемесячный доход составляет Y рублей и так далее. Иными словами, поисковая персона — это точный портрет человека (пусть и несуществующего), а не набор абстрактных характеристик.

Поисковая персона и SEO: рекомендации

Когда вы или ваш маркетолог приступите к созданию поисковой персоны, воспользуйтесь следующими рекомендациями:

1. Определите целевую аудиторию и сегментируйте потенциальных посетителей на несколько групп. Представьте в каждой группе конкретный персонаж: экономист Дмитрий Крутой, предприниматель Иван Доротов и т. д.

2. Детализируйте каждую персону — демография, интересы, статус, предпочтения, социальные данные и т. д.

3.Определите релевантность вашего предложения конкретному персонажу.

4. Найдите ключевые фразы, с помощью которых ваши идеальные пользователи ищут что-то в интернете.

Зачем нужны такие старания? Если вы найдете идеальных посетителей и направите все усилия, чтобы заинтересовать их, то к вам придут именно такие клиенты. Иначе можно наблюдать, что на сайте есть посетители, но нет продажа, поскольку аудитория — сплошь неплатежеспособная.

доля рынка

Хотите получить чек-лист по эффективным каналам для вашего бизнеса?

Записывайтесь на программу «Отдел продаж под ключ»