Основные показатели финансовой отчетности
В любой компании регулярно собирается и анализируется финансовая отчетность. Из нее руководитель получает информацию, на основе которой принимает стратегические решения. Чем полнее и объективнее будет оценка компании в отчетности, тем проще будет принять правильное решение.
Для чего анализируется отчетность
Анализ финансовой отчетности проводится для решения нескольких задач:
- для объективной оценки финансового положения компании;
- для выявления причин и факторов, которые помешали достижению цели или способствовали;
- для подготовки управленческих решений, которые касаются финансовой деятельности компании;
- для повышения платежеспособности фирмы;
- для выявления резервов компании, с помощью которых можно повысить эффективность работы.
Рекомендуется анализировать не только свою отчетность, но и финансовые показатели конкурентов. Если правильно оценивать их показатели, можно увидеть свои сильные и слабые стороны, по сравнению с другими фирмами, перенять успешные стратегии.
Что анализировать в отчетности
В финансовом отчете есть ряд показателей, на которые следует обращать внимание:
- выручка, то есть сумма, полученная компанией со всех продаж;
- себестоимость одной единицы продукции;
- коммерческие и административные расходы, например, на содержание офиса;
- прибыль, полученная с продаж – разница между выручкой и себестоимостью;
- проценты к уплате;
- остальные доходы и расходы, которые не связаны с продажами напрямую;
- чистая прибыль.
Но есть еще несколько метрик, которые могут охарактеризовать работу компании. Их можно разделить на несколько групп.
Рентабельность
Так как большинство компаний ведет торговую деятельность, важно рассчитывать рентабельность. Чтобы ее вычислить, необходимо сравнить прибыль с продаж и оборот компании.
В финансовой отчетности есть пять видов прибыли:
- валовая – это классический вид прибыли, который представляет собой разницу между себестоимостью и доходом от продаж. Также при вычислении учитываются налоги;
- операционная – при вычислении, кроме налогов, учитываются другие расходы, например, амортизация и текущие затраты;
- чистая – все средства, которые остались в распоряжении компании после расходов на производство, продажу, налоги и другие обязательные платежи;
- маржинальная – доход, который обеспечивает безубыточность работы предприятия. Однако при расчете этой разновидности показателя не надо учитывать НДС и затраты, которые не были запланированы;
- нераспределенная – деньги, которые остались после уплаты всех необходимых расходов. Они не распределяются по остальным статьям расходов, а сохраняются на будущее.
Соответственно, при расчете рентабельности можно использовать разные разновидности прибыли и получать разный результат.
Нормы рентабельности не существует, ее определяет каждое предприятие для себя. Чем выше рентабельность, тем эффективнее управляет компанией руководитель. Когда этот показатель – высокий, у фирмы появляется возможность инвестировать средства в долгосрочные проекты или улучшить бизнес-процессы, чтобы стать конкурентоспособными.
Если рентабельность будет низкая, необходимо оптимизировать работу по двум направлениям:
- больше продавать;
- меньше тратить, например, снизить себестоимость изделий.
Важно смотреть не только на текущий размер показателя, но и на изменение по сравнению с прошлыми периодами. В идеале наблюдается рост рентабельности, что говорит о рациональном подходе к управлению.
Кроме текущего показателя, его изменения по отношению к прошлому периоду нужно смотреть и на рентабельность в долгосрочной перспективе. Он показывает, готова ли фирма к длительной деятельности. Именно на долгосрочную рентабельность смотрят акционеры и инвесторы.
Оборотный капитал
Еще один необходимый показатель – размер оборотного капитала. Его можно анализировать не только на основе финансовой отчетности, но и с помощью бухгалтерского баланса. Однако именно финансовые отчеты помогут оценить качество управления оборотным капиталом. Есть еще несколько показателей, которые характеризуют капитал:
- оборачиваемость запасов. Метрика отражает скорость реализации запасов. Важно помнить, что чем выше скорость оборачиваемости, тем больше должен быть запас продукции. Следовательно, отделу закупок важно организовать стабильную поставку;
- оборачиваемость дебиторской задолженности. Это время, которое требуется фирме для того, чтобы взыскать с клиентов или заемщиков деньги. Чем сложнее и дольше происходит взыскание, тем опаснее положение фирмы на рынке;
- размер кредиторской задолженности, то есть та сумма, которую должна вернуть компания кредиторам;
- размер запасов.
Как и в случае с рентабельностью, каждая компания сама определяет уровень нормы. Например, срок для полного взысканию дебиторской задолженности зависит от среднего чека. Если товар, который реализует фирма, дорогостоящий, клиенты покупают его в кредит и оплачивают на протяжении нескольких месяцев. Недорогие товары повседневного спроса оплачиваются в момент пробития чека на кассе. Логично, что оборачиваемость дебиторской задолженности будет у компаний разная.
Активы и обязательства
Активы и обязательства фирмы – это целый комплекс показателей, доступных к анализу из финансовой отчетности. Они дают возможность прогнозировать финансовое положение компании в долгосрочной перспективе.
Чтобы оценить устойчивость фирмы, необходимо подсчитывать коэффициенты ликвидности. Они показывают, насколько способно предприятие к погашению краткосрочных долгов. Необходимо сравнить размер краткосрочных обязательств и активы. Важно иметь как можно больше активов, которые при необходимости можно конвертировать в деньги и отдать долги.
Чем больше долги покрываются активами, тем более устойчива фирма. Но если ликвидность недостаточная, то придется продавать производственные активы, запасы или филиалы.
При оценке ликвидности следует обращать внимание на несколько метрик:
- текущая ликвидность – классическая метрика, о которой идет речь выше;
- быстрая ликвидность – покрытие краткосрочных обязательств текущими активами. Параметр нужен для уточнения предыдущего;
- коэффициент денежных средств – способность к выполнению краткосрочных обязательств.
Операционная эффективность
Остальные показатели характеризуют разные направления работы предприятия, но в совокупности показывают общую операционную эффективность. По этим метрикам можно судить о том, насколько эффективно работает компания, успешно ли использует свои активы.
Фондоотдача – это метрика, которая показывает эффективность основных фондов, то есть средств компании, в отношении генерирования продаж. Чем выше показатель, тем более эффективно руководство управляет активами. Для расчета фондоотдачи используются выручка и основные средства.
Коэффициент доходов на одного работника показывает соотношение выручки и числа сотрудников. Чем больше соотношение, тем лучше. Если показатель недостаточно высок, компания может автоматизировать процесс производства и продаж, чтобы уменьшить численность персонала или увеличить продажи.
Движение финансовых средств
Эта группа показателей является индикатором текущего финансового состояния. Вот какие метрики интересны руководителю, инвесторам, акционерам:
- коэффициент операционного денежного потока к продажам, то есть процентное соотношение потока средств и чистых доходов;
- коэффициент свободного денежного потока к операционному. Под свободным потоком понимается операционный, из которого вычли капитальные затраты. По сути все денежные средства, которые остались – это средства на расширение и развитие бизнеса.
Финансовая устойчивость
Еще одна группа метрик показывает, насколько устойчиво положение фирмы на рынке. Вот несколько метрик для всесторонней оценки финансовой устойчивости:
- соотношение собственных и заемных средств. Чем больше у фирмы своих средств и чем меньше чужих (взятых у банка или кредитора), тем меньше она зависит от внешних факторов;
- финансовая зависимость. Это доля заемных средств в общем объеме капитала
- маневренность собственного капитала. В обороте могут находиться как свои деньги, так и деньги кредиторов. Чем больше доля собственных средств в обороте, тем лучше. Обычно это значит, что собственный капитал вырос или собственные источники финансирования сократились;
- соотношение мобильных и иммобилизованных активов. Все активы фирмы могут быть «пущены в дело» или находиться вне оборота. Необходимо периодически рассчитывать их соотношение;
- обеспеченность оборотного капитала за счет своих активов. Если оборот обеспечивается за счет своих активов хотя бы наполовину, то компания считается финансово устойчивой.
Эффективность труда
Категория метрик позволяет руководителю оценить, насколько грамотно организована система работы сотрудников. Главный показатель, который следует оценивать – производительность труда, то есть количество созданных единиц продукции за час, день или неделю одним человеком. Но если необходимо подробнее изучить эффективность труда, можно анализировать затраты труда на полученную прибыль.
Желательно изучать все вышеозначенные показатели. Однако можно анализировать их выборочно, в зависимости от целей анализа и выбранного подхода. Подсчитывать метрики необходимо, как минимум, раз в полгода, чтобы можно было отследить динамику и найти факторы, которые повлияли на изменения.