Обязанности директора по развитию

Должность директора по развитию возникла в западных корпорациях и лишь недавно их опыт начали перенимать российские предприятия. Раньше обязанности, связанные с развитием, выполнял генеральный директор. Но теперь их принято делегировать на отдельного сотрудника.

Кому нужен директор по развитию

Развитие организации является ее основной задачей наряду с получением прибыли. Но для этого компания должна работать сразу в нескольких направлениях: запуск новой продукции, масштабирование, привлечение новых клиентов. Генеральному директору невозможно уследить за всеми направлениями, из-за чего качество работы всего предприятия страдает. 

Если руководителю уже не под силу обеспечить бизнесу интенсивный рост (при условии, что для него есть потенциал), значит, компании нужен отдел развития. В отдел будут входить такие работники:

  • аналитики. Они изучат внутренние процессы фирмы, рынок и выберут подходящие направления для расширения бизнеса;
  • креативщики. Эти специалисты работают над нестандартными решениями развития, например, преобразованиями внутри компании или методами расширения бизнеса;
  • менеджеры. Они участвуют в проектах по развитию.

Аналитиков, креативщиков и менеджеров необходимо контролировать. Этим занимается руководитель – директор по развитию.

Обязанности директора 

При открытии вакансии самая большая сложность заключается в определении должностных обязанностей. Так как должность еще не популярна в российских компаниях, гендиректора не понимают, что можно делегировать. 

Перечень обязанностей определяется на основе бизнес-процессов, целей предприятия. Вот несколько примеров, что может делать директор по развитию:

  • постоянно совершенствовать рабочие процессы. Специалист изучает, как сейчас проходят бизнес-процессы, ищет в них слабые места и устраняет их, чтобы повысить продуктивность. Чтобы устранить узкие места, он внедряет инновации. Например, дает команду руководителям отделов провести обучение, внедряет ПО;
  • формировать стратегический план развития компании с учетом информации по всем отдельным направлениям. Например, чтобы сформировать сначала цель компании, потом декомпозировать ее и составить план действий, директор по развитию должен знать процессы в отделах продаж, финансов, маркетинга и других. Затем в случае необходимости в план вносятся корректировки;
  • объяснять суть инноваций и необходимость в них. Директор по развитию коммуницирует со всеми – с руководителями подразделений, филиалов, гендиром, инвесторами и партнерами. Для них инновация должна стать простой и понятной;
  • расширять компанию. Обычно генеральный директор определяет, на какой территории можно открыть еще один филиал, какую другую компанию можно поглотить. Но если в штате есть директор по развитию, то вопросы расширения переходят в его обязанности.

Нюансы должностных обязанностей 

В работе директора по развитию есть дополнительные задачи, которые отличаются, если он работает в торговой или промышленной компании. Например, если речь идет о торговой организации, то специалист решает такие вопросы:

  • разрабатывает новую бизнес-политику;
  • вносит изменения в уже существующую;
  • расширяет клиентскую базу;
  • расширяет рынок, в том числе выводит товары на новый рынок.

Но если директор работает на промышленном предприятии, то ему не нужно повышать продажи продукции, зато он активно участвует в производстве. Например:

  • повышения производительности и снижения издержек;
  • контролирует процесс модернизации;
  • контролирует процесс производства, ищет возможности для модернизации, внедряет новые технологии и помогает сотрудникам адаптироваться к изменениям;
  • проверяет качество выпущенной продукции;
  • создает и продвигает новые бренды продукции;
  • улучшает управленческую систему;
  • анализирует, почему произошли неудачи в прошлом, чтобы разработать новую стратегию.

Таким образом, хоть зоны ответственности немного отличаются на предприятиях разного типа, но и на производстве, и в торговле директор определяет общую парадигму развития. Он выбирает план по достижению цели и подсчитывает объем необходимых ресурсов.

Права директора по развитию

Кроме обязанностей, директор имеет и ряд прав в компании. Их необходимо предоставить, чтобы специалист смог реализовать свои планы. Вот какие полномочия следует ему предоставить:

  • директор должен по первому запросу получать детальную информацию по всем аспектам деятельности фирмы;
  • доступ документы по работе организации;
  • он имеет право заверять документацию.

Так как компетенции директора отличаются на предприятиях с разной спецификой, то и список прав может быть иным.

Требования к директору по развитию

Когда руководитель предприятия понимает необходимость в отделе развития и директоре, отдел кадров открывает вакансию. На нее могут претендовать как действующие сотрудники фирмы (например, топ-менеджеры из смежных подразделений), так и сторонние кандидаты. Но генеральному директору нужно сформировать четкий список требований, которым должен соответствовать подходящий кандидат. 

Требования могут быть такими:

  • умение оценивать риски. Любое нововведение может иметь негативные последствия для компании. Директор по развитию должен уметь правильно оценивать степень рискованности мероприятия. Иногда получается так, что вероятность негативных последствий – низкая, однако само последствие может оказаться сильнее, чем положительный эффект от реформы. Специалист должен оценивать необходимость в реформе;
  • знание психологии общения и умение работать с коллективом. По долгу службы директор должен взаимодействовать не только с менеджерами – своими подчиненными. Он общается с руководителями других отделов, линейным персоналом, с партнерами и инвесторами. У каждого из них своя мотивация к улучшению компании и директор должен понимать ее;
  • знание продукции, процесса ее производства и сбыта. Несмотря на то что он напрямую не работает в цеху или не занимается доставкой товаров, он должен знать эту цепочку. Ведь любая инновация затронет не только отдельный бизнес-процесс, но и примыкающие к нему в цепочке сбыта;
  • знание рынка и принципы его работы. Это позволит ему прогнозировать будущие изменения и своевременно внедрять инновации. Так компания всегда будет предлагать актуальные товары;
  • умение разбираться в маркетинговых стратегиях. Важно помнить, что в контексте развития компании маркетинг – это не только реклама бренда, но и удовлетворение запросов потребителей, а также получение прибыли;
  • наличие опыта работы на других управленческих должностях. Например, часто на эту позицию берут предпринимателей, которые в прошлом открывали собственный бизнес и выводили его на рынок, или финансовых аналитиков, маркетологов.

Также кандидатам предъявляются дополнительные требования. Чаще всего это образование: наличие высшего образования в сфере финансов, экономики, пройденные курсы повышения квалификации, степень MBA, знание иностранных языков. 

Виды директоров по развитию

Требования к специалистам меняются, если компания нуждается в директоре определенного типа. Всего существует три вида, они отличаются своей ролью в компании:

  1. Теоретик. Специалист, хорошо знающий теорию, но не имеющий практического опыта модернизации. Недостатком директора является то, что его прогнозы по развитию рынка не сбываются, то есть компания не получает достаточно прибыли после внедрения нововведения. Однако предприятию нужен именно теоретик, если у него есть выход на нужный компании рынок. Например, есть знакомства среди выгодных партнеров, в госорганах;
  2. Советник. Специалист, который не работает на производстве или в сбыте, но тесно сотрудничает с генеральным директором. Он умеет анализировать рынок, прогнозировать будущие изменения, потому предприниматель обращается к нему за формированием новой стратегии развития. В некоторых фирмах он также участвует в переговорах с партнерами или инвесторами наравне с гендиректором;
  3. Универсал. Специалист, который в полной мере выполняет обязанности. Он видит цельную картину – и внешние рыночные факторы, и внутренние бизнес-процессы. Благодаря этому он выбирает подходящие стратегии развития и участвует в их реализации. Однако найти кандидата, который мог бы стать стратегом, сложно. Из трех разновидностей именно стратег обладает большим профессионализмом и за свою работу требует самую высокую оплату.

Как организовать работу по развитию компании

В первую очередь, собственник предприятия должен определить, в каких еще сотрудниках он нуждается. Например, в небольших компаниях может быть только директор по развитию. Он будет единственным лицом, которое отвечает за большой список задач. Чем крупнее организация, тем выше ее нужда в отделе развития. Если выделить директору нескольких подчиненных, то можно получить такие выгоды:

  • стратегию можно внедрить в работу компании последовательно. Например, разделить ее на проекты, планировать их реализацию по времени и на каждый проект выделить нужное количество менеджеров;
  • изменение бизнес-процессов происходит с меньшими издержками. Сокращение затрат связано с тем, что специализированные работники смогут тщательно просчитать все расходы и выполнить работу. Один директор по развитию не сможет с одинаковой продуктивностью выполнять все задачи самостоятельно;
  • в компании появляется принцип взаимной ответственности за внедрение инноваций.

Однако важно помнить, что при наличии отдела у директора появляются дополнительные обязанности. Он должен управлять своими подчиненными:

  • формировать штат, то есть отбирать подходящих менеджеров по проектам, обучать, адаптировать на новом месте;
  • ставить подчиненным цели и планы на период;
  • выбирать формы отчетности, коэффициенты, по которым можно будет проверить эффективность выполнения работы;
  • премировать и поощрять сотрудников. 

Когда отдел сформирован, собственник предприятия дает направление для модернизации. Направление должно быть связано со стратегической целью. Например, есть цель – увеличить число клиентов. Тогда модернизация будет касаться отдела маркетинга и отдела продаж. Затем специалисты отдела развития предлагают идеи для изменений. В отделе маркетинга можно разработать новые рекламные мероприятия, а в отделе продаж – внедрить новые скрипты для работы с новыми покупателями. Собственник бизнеса принимает или отправляет на доработку предложенные идеи. Но если они оказались подходящими, то начинается работа по их реализации. Привлекаются руководители отделов маркетинга и продаж, линейные специалисты. Идеи генерируются до тех пор, пока компания не придет к нужной цели.

✓ Номер введен верно