Обучение персонала: цели, методики этапы, виды

Обучение персонала – непрерывный и обязательный процесс, который необходим для успешного развития любой фирмы. Обучение подразумевает комплекс мероприятий, цель которых заключается в повышении профессионализма сотрудников и развитии их управленческих навыков. Для этого применяются различные методики – расскажем о них подробнее.

В чём важность обучения персонала

Высокая конкуренция на рынке разных товаров и услуг только подчеркивает значимость постоянного совершенствования навыков и знаний персонала. Именно от компетенций сотрудников зависит итоговое качество работы, а, следовательно, и прибыль. Если не уделять внимание повышению их квалификации, то бизнес остановится на определенной точке развития, а его конкурентоспособность будет падать.

Неудивительно, что владельцы организаций стремятся держать в своем штате персонал, способный быстро обучаться, осваивать новые технологии и оперативно реагировать на любые события.

Организация профессионального обучения – значимый бизнес-процесс, смысл которого заключается в систематической и целенаправленной подготовке специалистов в своей сфере. Обучение предполагает не только предоставление сотрудникам новой информации и развитие у них профессиональных навыков, но и периодическую проверку этих знаний. С этой целью проводится аттестация.

Когда необходимо обучение сотрудников

О профессиональном обучении персонала стоит задуматься, когда вы заметили эмоциональное выгорание у своих подчиненных. Если работники стали медленнее справляться со своими обязанностями, не укладываться в сроки, совершать ошибки, то стоит обратить на это внимание.

Например, вы недавно перевели сотрудника на новую высокооплачиваемую должность, но вскоре стали замечать, что ему недостает управленческих навыков. Это может привести к серьезному стрессу, постоянным переживаниям, что еще негативнее отразится на эффективности работы. В таком случае корпоративное обучение позволит исправить ситуацию и станет настоящим спасением для топ-менеджера.

Еще один распространенный случай: вы расширяете свою компанию, открываете новый отдел или планируете разработать уникальный продукт, но не желаете привлекать посторонних людей для реализации планов. Вместо этого разумнее организовать обучение уже имеющегося персонала, во время которого работники смогут развить недостающие навыки. Так вы будете уверены, что ваша команда сможет достичь желаемых результатов и отлично справится с поставленными задачами.

Если кто-то из сотрудников стал хуже выполнять свои обязанности, часто ленится или совершает ошибки, не нужно сразу его увольнять. Возможно, у него пропала мотивация или ему недостает навыков. Справиться со всеми проблемами помогут курсы повышения квалификации. Обученные сотрудники станут хорошим конкурентным преимуществом компании.

Факторы обучения

Всё больше предприятий выделяют достаточно средств на развитие персонала, применяя разные методики. Рассмотрим несколько факторов, которые объясняют значимость постоянного развития своей команды:

  1. Конкуренция. Рынок товаров и услуг неуклонно растет, постоянно появляются новые фирмы, которые стремятся завоевать устойчивые позиции. Вместе с этим растет конкуренция. Поэтому компании нужно не только удержаться на плаву, но и отличаться от своих конкурентов, не переставать совершенствоваться, быть более осведомленным и прозорливым.
  2. Изменения. Регулярное совершенствование технологий не дает компаниям стоять на месте. Появляется инновационная техника, улучшенное оборудование, функциональное ПО. Работники предприятия должны уметь разбираться во всех процессах и системах, быстро осваивать новшества, двигаться в ногу со временем.
  3. Мотивация. Новые знания помогают не только улучшить эффективность команды, но и пробудить мотивацию. Если постоянно выполнять одну и ту же работу, применяя типичные методы решения проблем, это быстро вызовет скуку и снизит производительность. Новые способы, необходимость творческого подхода, неординарные ситуации – всё это заставит сотрудников иначе взглянуть на свои обязанности, пробудить интерес к решению задач, что повысит скорость и качество работы.
  4. Рациональность. Многие руководители совершают распространенную ошибку – нанимают новых специалистов вместо обучения старых. На поиски новых сотрудников потребуется потратить много времени и средств, и не во всех случаях ожидания будут оправданы. Новичков нужно знакомить со спецификой деятельности фирмы, отслеживать работоспособность, исправлять возможные ошибки. Намного разумнее потратиться на повышение квалификации уже имеющегося персонала. Это практически не скажется на производительности и эффективности компании.
  5. Личностный рост. Вместе с сотрудниками происходит обучение руководства, повышается его компетентность и профессионализм. Чем смышленей будет команда, тем умнее будет ее руководитель.
  6. Выгода. С улучшением качества выполняемых работ и повышением показателей эффективности растет доход предприятия. Следовательно, в распоряжении появляется больше свободных средств, которые можно выделять на премии персоналу, что станет хорошей мотивацией к личностному росту и развитию фирмы.

Под обучением сотрудников подразумевается не только повышение их профессионализма. Проводимые мероприятия также нацелены на укрепление взаимоотношений в рабочем коллективе, формирование сплоченности и единства. Умение взаимодействовать и сотрудничать друг с другом – еще одна важная задача обучения.

Цели и задачи обучения

Когда начальник принимает решение заняться обучением своего персонала, он может руководствоваться разными целями. Каждая из сторон, руководитель и работник, имеет свою выгоду.

Главные цели обучения:

  • развить у сотрудников профессиональные навыки;
  • сформировать единую информационную среду;
  • научить персонал оперативно реагировать и адаптироваться к изменениям на рынке;
  • максимально интегрировать сотрудников в бизнес-процессы;
  • сократить ошибки при выполнении работы;
  • поддерживать высокое качество предоставляемых услуг или выпускаемых товаров;
  • оптимизировать производственные процессы;
  • внедрить новшества;
  • увеличить чистую прибыль.

Когда персонал принимает участие в обучающей программе, перед ним ставятся следующие задачи:

  • получить новые навыки, улучшить познания в определенной области;
  • научиться работать в команде;
  • изучить свои ошибки, улучшить сильные стороны;
  • научиться рационально планировать рабочее время, распределять обязанности, вкладываться в намеченные сроки;
  • развить организаторские навыки.

Это позволит сотрудникам добиваться повышений и двигаться вперед по карьерной лестнице, увеличивать свою стоимость на бирже труда.

Компания в свою очередь получает квалифицированный и мотивированный персонал, готовый трудиться на благо фирмы, повышая ее конкурентоспособность. Такое слаженное взаимодействие позволит вывести компанию на новый уровень и повысить прибыль.

Формы и виды обучения

Если вы хотите повысить профессионализм и работоспособность своего персонала, стоит определиться с подходящим курсом. Это может быть подготовка только устроившихся в компанию работников, переподготовка уже имеющегося сотрудника для выполнения новых и более сложных задач. В зависимости от этого выделяют следующие виды обучения:

  1. Подготовка. Обучение работников, обладающих необходимыми навыками и компетенциями для выполнения должностных обязанностей.
  2. Переподготовка. Цель обучения – повысить уровень знаний и раскрыть дополнительные навыки у сотрудников, которые хотят развиваться и продвигаться по карьерной лестнице.
  3. Повышение квалификации. Расширение своих познаний и получение новых навыков для еще одного профессионального образования. Этот вид обучения доступен тем сотрудникам, у которых имеется образование не ниже среднего.

После этого необходимо определиться с формой обучения. Все виды обучения можно сгруппировать по нескольким признакам:

  1. По количеству участников: индивидуальные или групповые занятия. Обучение может быть организовано как для одного человека, так и для аудитории из нескольких сотрудников.
  2. По месту прохождения: внутри компании или за ее пределами. Внутреннее обучение основывается на освоении курса, разработанного самой компанией с учетом поставленных задач, слабых сторон персонала и ожидаемых результатов. Внешнее обучение возлагается на стороннюю специализированную фирму.
  3. По продолжительности: краткосрочное или долгосрочное. В первом случае процесс может занять до 5–10 дней. Долгосрочное обучение может продолжаться до полугода и более.
  4. По специфике проведения: традиционное или дистанционное. Обе эти формы могут содержать одинаковые обучающие методики. Различие заключается в формате передачи информации. Традиционное обучение проходит в аудиториях, а в случае онлайн-занятий нет привязки к определенному месту, потребуется иметь только планшет или ноутбук и доступ в Интернет.

На заметку! Также стоит учитывать современные тренды в обучении сотрудников. Всё большую популярность набирает обучение в режиме онлайн, а также персонализация образовательных программ с учетом особенностей конкретного работника.

Методики обучения

Для эффективного обучения персонала предусмотрено множество методик. Их можно объединить в 2 большие группы: пассивные и активные. В первой относятся лекции и семинары, которые не предусматривают обратной связи. Результат такого обучения будет зависеть от умения и желания воспринимать и анализировать информацию.

К числу известных активных методов относят мозговой штурм, деловые игры. Они требуют от респондентов активного участия, концентрации внимания и мышления. Стоит подробнее рассмотреть некоторые популярные методики.

Лекции

Один из распространенных и простых вариантов, который позволяет передать большое количество информации за короткий промежуток времени неограниченному количеству людей. Этот метод не нуждается в особом представлении. Рабочему коллективу выпадает возможность на время вернуться в студенческие годы и снова сесть за парту с тетрадкой и ручкой. Но только вместо учебных дисциплин теперь будут тематики, связанные исключительно с деятельностью компании.

Но стоит понимать, что обратная связь во время лекций не предусмотрена, поэтому отследить, насколько материал усваивается и какие совершаются ошибки, очень сложно. Преимущество такого метода для руководства заключается в экономии средств, но результат от обучения может не соответствовать ожиданиям.

Семинары

В отличие от лекции, во время семинара обучающиеся проявляют активность, дискутируют. В процессе диалога получается определить, хорошо ли усвоен теоретический материал. Эффективность обучения определяется не только тем, насколько качественно изложен материал, но и какую атмосферу создал преподаватель.

Если во время лекции может присутствовать неограниченное количество людей, то семинары рекомендуется проводить для аудитории до 15 человек. Во время семинара могут быть задействованы другие методики, например мозговой штурм, деловые игры, кейсы. Из преимуществ метода – контроль успеваемости и свобода действий.

Вебинары

Вебинары объединяют в себе элементы лекций и семинаров с упором на практическую часть. Посвящаются определенному направлению или тематике. Вебинар проводит один или несколько спикеров в прямом эфире. Сначала уделяется внимание теоретической части: материал преподносится в виде презентаций, видео или другом формате. После этого аудитория приступает к активному обсуждению. К преимуществам методики относят: фокус на практику, эмоциональный заряд, возможность обмена опытом.

Производственный инструктаж

Сотрудники, которые только устраиваются на новое место работы или знакомятся с новшествами на предприятии, обязаны проходить производственный инструктаж. В процессе этого они получают общие сведения о деятельности компании, предстоящих обязанностях. Такое обучение носит поверхностный характер и нуждается в подкреплении другими методами.

Видеоуроки

Одна из современных методик, которая легко применяется на деле. Для этого совсем необязательно искать специалиста и арендовать необходимое помещение. Обучение может проходить в любое удобное для сотрудников время. Научно доказано, что у человека больше развита зрительная память, нежели слуховая. Поэтому для проведения видеоуроков используют наглядные пособия и прочие материалы для визуального восприятия. Недостаток такого метода – невозможность учесть индивидуальные особенности каждого сотрудника, из-за чего может страдать качество обучения.

Деловые игры

Интересный метод, который позволяет сотрудникам получать новую информацию во время «разыгрывания» разных ситуаций. Например, можно поставить задачу интересно презентовать продукт или успокоить разъяренного клиента.

Такой формат способствует быстрому усвоению материала, отработке навыков, которые потом будут полезны при выполнении рабочих обязанностей. Во время игры у каждого сотрудника пробуждается интерес, азарт, происходит настоящий «разбор полетов», выявляются и своевременно устраняются ошибки. Главное, чтобы дух соперничества не перерос в серьезный конфликт.

Из преимуществ метода: фокусирование на практической составляющей, сплоченность коллектива, возможность экспериментировать. К минусам относят высокие трудовые затраты. На организацию такого обучения потребуется немало времени и сил.

Мозговой штурм

Собрать как можно больше интересных и неординарных идей позволяет мозговой штурм. Суть метода кроется в том, что участникам дается ограниченное количество времени, чаще всего не больше 7–10 минут, за которые они должны предложить как можно больше вариантов решения проблемы или развития ситуации. В ограниченных временных условиях мозг начинает активно работать, выдавая идею за идеей. Пусть далеко не все варианты будут близки к сути, но из множества получится отыскать несколько хороших идей. Такой метод сможет расшевелить даже самых скромных работников, научит работать в команде и прислушиваться к мнению других.

Тренинги

Во время проведения тренингов удается хорошо отработать полученную информацию на практике. Качественно организованный корпоративный тренинг, адаптированный под особенности конкретной фирмы, поможет достичь заметных результатов. Только регулярные повторения и практика позволят хорошо усвоить материал и правильно применять его на деле.

Кейсы

Еще один действенный метод, смысл которого состоит в рассмотрении практических ситуаций группой людей. Каждый обучающийся сможет проанализировать ситуацию, высказать свою точку зрения, проявить нестандартное и креативное мышление. Множество мнений позволит прийти к единому общему. Для проведения таких кейсов привлекаются опытные специалисты. На реализацию методики также потребуется больше финансовых вложений.

Наставничество

Немало компаний стали активно применять методику наставничества. Смысл заключается в том, что самому опытному специалисту поручается задача следить за рабочим процессом. В качестве подопечных чаще всего выступают новички или те сотрудники, которым не хватает опыта и навыков. Наставничество позволяет сократить адаптационный период, повысить работоспособность, укрепить корпоративную культуру. Такое сотрудничество значительно повышает эффективность работы. Единственный минус метода в том, что наставник будет уделять гораздо меньше времени своим должностным обязанностям.

Временная ротация

Еще один способ познать что-то новое – стать на место другого сотрудника. Речь идет о смене ролей, когда один сотрудник выполняет рабочие обязанности коллеги. Это поможет посмотреть на ситуацию с другой стороны, получить новые навыки.

Сторителлинг

Отличный метод, позволяющий новичкам быстрее адаптироваться к новому месту, вникнуть в рабочий процесс, влиться в коллектив. «Старички» делятся разными историями, которые помогают лучше узнать о традициях компании, специфике ее деятельности, поставленных целях.

При выборе метода обучения стоит отталкиваться от поставленных целей и задач. Для большего результата рекомендуется по возможности совмещать 2 или более методик. Обучение может проходить с отрывом либо без отрыва от рабочих обязанностей.

Как организовать обучающий процесс персонала

Чтобы процесс обучения сотрудников принес желаемый результат, его необходимо правильно организовать. Для этого придерживайтесь определенной последовательности действий:

  1. Поставьте цели и задачи. Для начала определитесь, каких результатов вы желаете достичь. Это может быть повышение мотивации работников, улучшение производственного процесса или качества оказываемых услуг, подготовка персонала к новой работе.
  2. Выберите подходящие методы, формы и виды обучения. Множество вариантов позволит составить наиболее подходящую программу для компании и ее сотрудников с учетом поставленных целей.
  3. Найдите хорошего специалиста или специализированную компанию, которая возьмет все мероприятия по организации и проведению обучения на себя. Можно заняться поисками в Интернете, воспользоваться реальными контактами или «сарафанным радио».
  4. Проведите переговоры с выбранными спикерами и наставниками. На этом этапе важно разработать стратегию, еще раз обозначить поставленные цели и задачи, обсудить интересующие и спорные моменты.
  5. Ознакомьтесь с программой обучения. Когда программа будет составлена, следует ее еще раз изучить, чтобы внести изменения в случае необходимости.
  6. Определитесь с местом. Это может быть офис компании, которая проводит обучение, или арендуемое помещение.
  7. Запустите обучающий курс. Приглашенные специалисты должны не только качественно и доступно преподносить материал, применять различные методики и виды обучения, но и отслеживать прогресс персонала, помогать в освоении программы.
  8. Оцените эффективность. На основе пройденного учебного курса можно дать оценку его эффективности во время дальнейшего выполнения сотрудниками своих обязанностей.

Действенная программа обучения должна соответствовать таким принципам, как актуальность, вовлеченность персонала, мотивация, повторение и обратная связь. Только так получится организовать эффективный образовательный курс, который будет полезен для каждого сотрудника.

Оценка работников

Прежде чем определиться с предпочтительными формами, видами и методами обучения, следует провести оценку команды. Для этого учитываются следующие критерии:

  1. Профессионализм – умения, навыки, работоспособность, опыт, должность.
  2. Личные качества – трезвое мышление, честность, уравновешенность, коммуникабельность, целеустремленность, гибкость, стрессоустойчивость.
  3. Деловые качества – дисциплинированность, организованность, ответственность, исполнительность, пунктуальность, активность, креативность, адаптивность.
  4. Прочие качества – серьезное отношение к работе, взаимоотношения в коллективе, индивидуальные особенности сотрудника.

Оценку может провести руководитель компании, но для этого нужно обладать определенными навыками. Если не хочется тратить на это время и силы, то можно прибегнуть к услугам специализированных компаний. В этом случае оценка проводится при помощи разных независимых способов. В качестве примеров можно привести следующие:

  • ассесмент-центр. Считается эффективным и точным методом оценки сотрудников. Для этого применяются взаимосвязанные тесты, результаты которых дают наглядное представление и понимание уровня профессионализма оцениваемого человека;
  • личные тесты. Помогают определить личные качества рассматриваемого субъекта, его эмоциональное и психическое состояние;
  • определение профессиональной пригодности. Позволяет понять психофизические качества работника, насколько он сможет справляться со своими рабочими обязанностями;
  • интервью. Во время личной беседы с сотрудником даются ответы на интересующие вопросы;
  • способ классификации от лучшего к худшему помогает определить слабые звенья рабочего коллектива;
  • анкеты, рейтинги. Предоставляют относительные данные, полученные путем сравнения;
  • общие тесты. Дают возможность получить всестороннюю оценку мышлению и развитию субъекта.

Оценка может быть проведена как для отдельного сотрудника, так и для целой команды. В таком случае эффективность работы будет определяться по обобщенным показателям.

Оценивать эффективность обучения можно не только после его завершения, но и во время проведения курса. Например, можно устраивать тестирования, отслеживать посещаемость обучающих уроков и вовлеченность персонала, анализировать качество работы и выполнение новых задач, которые будут связаны с уже закрепленным материалом.

Такой мониторинг будет полезен на протяжении всего обучения. Это позволит внести корректировки в программу обучения, определить слабые места работников. Если окажется так, что используемые методики не приносят результата и эффективность обучения равна нулю, это поможет избежать зря потраченных временных и денежных ресурсов.

Залог хорошего обучения

Чтобы обучающий процесс оправдал ожидания и принес желаемые результаты, придерживайтесь нескольких полезных советов:

  1. Задействуйте несколько каналов восприятия информации. Необходимо следить, чтобы тренер не только словесно, но и визуально предоставлял материал обучающимся. Презентации, видео, наглядные пособия способствуют лучшему восприятию.
  2. Внимательно подходите к выбору коуча. Не стоит обращаться в первую попавшуюся образовательную фирму. Необходимо изучить отзывы, пообщаться со знакомыми, которые могли бы поделиться полезными контактами. Существенным преимуществом является наличие успешных кейсов, что станет хорошим подтверждением качества оказываемых услуг.
  3. Изучите детали договора перед его заключением и все нюансы выполняемых работ. Расскажите о своих целях, задачах, ожиданиях, предпочтительных форматах обучения, особенностях персонала. Важно четко определиться с продолжительностью курсов, временем занятий и их длительностью, ценой, способом оплаты.

Рынок товаров и услуг не перестает развиваться, поэтому каждый бизнес, который хочет продолжать свое успешное существование, должен соответствовать новым требованиям и идти в ногу со временем. Обучение персонала компании – неотъемлемый процесс развития фирмы, который дает руководству возможность эффективно управлять деятельностью сотрудников и оперативно разрешать спорные ситуации. Для персонала это отличная возможность развить профессионализм и новые навыки, продвинуться по карьерной лестнице.

✓ Номер введен верно