Мотивация в отделе маркетинга
Стимулировать персонал нужно по двум направлениям:
- материально;
- нематериально.
Ограничиваться лишь прибавками к окладу за привлеченного клиента не стоит. Используйте комплексный подход и учитывайте принципы теории потребностей Абрахама Маслоу.
Материальная мотивация
Маркетинг тесно связан с продажами. Как и у менеджеров по продажам, у маркетологов зарплата должна быть гибкой и зависеть от результатов. Самый главный механизм стимулирования – через зарплату. Она должна состоять из трех частей:
- твердый оклад – 30 % от всей зарплаты за месяц;
- мягкий оклад, или KPI – доплаты за достижение промежуточных цифр;
- бонусы – за особые результаты; выплачиваются не постоянно, а при определенных ситуациях, например, за привлечение крупного клиента.
Если с твердым окладом и бонусами все понятно, то KPI вызывает вопросы. Эта часть зарплаты является самой эффективной для мотивации и роста бизнеса. Почему:
- позволяет зарабатывать больше, чем при традиционной системе оклада;
- деление работы на мелкие задачи упрощает процесс;
- учит организованности и заставляет выполнять ту работу, которую прежде сотрудник не выполнял или выполнял небрежно; например, можно заложить в KPI заполнение таблиц CRM, которым маркетологи редко находили время;
- удовлетворяется потребность в признании и уважении – каждая промежуточная победа повышает самооценку сотрудника и мотивирует на еще большие результаты.
Как рассчитать KPI в отделе маркетинга
- Определите период для мягкого оклада. Для маркетологов можно устанавливать ежемесячные, квартальные и годовые KPI. Маркетинговые стратегии занимают не один месяц, поэтому длинные периоды уместны.
- Установите процентное соотношение между твердым и мягким окладом. Твердая часть составляет около 30 %, премиальная – 70 %. Если, например, раньше оклад составлял 100 тысяч рублей., то теперь фиксированная часть будет 30 тысяч, а мягкая – 70 тысяч рублей.
- Выберите главные функции маркетолога – повышение потребительской ценности продукта, рост доли рынка, объемов продаж, повышение рентабельности. Однако на практике маркетолог выполняет намного больше задач, и определить основной его функционал затруднительно. Остановитесь на том, что важно для вашего бизнеса.
- Определите ключевые показатели для премирования (мягкий оклад и бонусы), которые можно посчитать.
- Установите вес каждого KPI в общем мягком окладе в процентах. Например, за определенный объем продаж выплачивается 40 %, за оборачиваемость – 30 % от общей суммы мягкого оклада. Если всего мягкая часть 100 тысяч рублей, то за выполненный план по объему продаж маркетолог получит 40 тысяч.
- Выберите пороговые значения. Оптимально нижний порог – 80 %. Если маркетолог не доходит до этого порога, премия не выплачивается. Если нижняя планка достигнута, то действует система повышающих коэффициентов за каждые 5 % плана: за 80–85 % выплачивается 0,5 KPI, за 85–90 % – 0,6 KPI, и т. д. Обязательно включите сюда перевыполнение плана, более 100 % и 120 % коэффициенты 1,1 и 1,2, соответственно. Например, при выполнении плана маркетолог получает 35 тысяч рублей, при перевыполнении до 120 % – 42 тысячи.
- Разработайте планы.
- Доведите планы до сотрудников. Отслеживайте результаты и рассчитывайте прогноз выполнения, чтобы успеть принять меры, а не констатировать провал плана по итогам периода.
Анализ работы маркетолога
Мягкий оклад и его промежуточные показатели зависят от работы, которой занимается сотрудник. Например, для продавца в розничном магазине – это количество установления контактов с посетителями, количество презентаций, число продаж и пр.
Маркетологи выполняют разную работу, в зависимости от организационной структуры отдела и ниши. В стандартном маркетинговом подразделении, занимающемся лидогенерацией, задачи маркетологов делятся по ступеням воронки:
- верхняя – контроль трафика;
- средняя – поддержка продаж, коммерческие предложения и пр.;
- нижняя – постгарантийное обслуживание, программы лояльности и т. д.
На первом этапе сотрудник занимается следующим:
- Определение целевой аудитории. Для этого нужно настроить фильтры – провести анализ по ABCXYZ, исследовав клиентов по объемам и частоте покупок.
- На основе полученных данных создается портрет покупателя.
- Разделение покупателей по ассортименту предложений, по доходам клиентов, возрасту, размеру бизнеса, географии, сфере деятельности, ценовым предпочтениям.
Далее маркетолог переходит непосредственно к лидогенерации по двум направлениям:
- прямая – приход «лида» напрямую благодаря рекламе продукта;
- косвенная – привлечение за счет бесплатных действий: демо-версия продукта с ограничениями или коротким периодом пользования, подписка, приглашение на мероприятие (вебинар, мастер-класс), диагностика.
Маркетолог контролирует показатели воронки по лидогенерации и конверсии в продажах:
- сколько показано объявлений;
- сколько человек посмотрели рекламу;
- число кликов;
- количество заявок;
- сегментирование клиента;
- сделка.
Как происходит сегментация лидов:
- холодные – не собираются покупать, не нуждаются в продукте;
- теплые – продукт нужен, но не собираются покупать сейчас;
- горячие – собираются покупать сейчас.
Это краткий обзор основной работы маркетолога по лидогенерации. На его основе проставляются KPI и его размеры, т. е. план:
- трафик на сайт – сколько человек должно перейти на сайт компании;
- конверсия в заявку или сделку – сколько оформлено заявок или сделок;
- план по сегментации – сколько действий совершено с холодными, теплыми и горячими лидами;
- темпы выполнения плана – в процентах;
- стоимость лида – в процентном соотношении фактической стоимости и плановой;
- число заявок из каждого канала привлечения;
- % лидогенерации по каждому каналу.
Итоговая зарплата состоит из процента выполнения плана по заявкам и плана по стоимости заявок. Благодаря такому подходу маркетолог мотивирован не только увеличивать число заявок, но и их стоимость.
Примеры KPI
В мягкий оклад маркетологов традиционно включаются трафик и конверсия. Остальные позиции добавляются в зависимости от специфики работы.
Если компания работает в производственной сфере, то основными показателями KPI для маркетолога являются:
- LTV – сумма, которую приносит клиент;
- равномерная загруженность линии – зависит не только от маркетолога, но он должен в высокий сезон разгружать линию, а в низкий – привлекать больше клиентов;
- скорость оборачиваемости произведенного товара на складе – как быстро продукция продается; здесь же прогностическая деятельность, участие в формировании плана производственных продаж, исходя из маркетинговых данных. Низкая оборачиваемость, как правило, следствие ошибки в работе маркетологов.
Оптовая торговля – показатели:
- LTV;
- количество клиентов и средний чек;
- отгрузка.
Розничная торговля:
- средний чек;
- количество повторных покупок одного клиента;
- оборачиваемость торговой полки – работать совместно с операционным отделом, отвечающим за мерчендайзинг;
- удовлетворенность сервисом.
Услуги:
- удовлетворенность клиента и регулярность обратной связи;
- количество внедренных улучшений на основе обратной связи;
- число лидов.
Таргетинг:
- показы;
- частота показов таргетированной рекламы.
Рекомендации при формировании новой системы мотивации
Чтобы мотивировать отдел маркетинга, применяйте следующие советы:
- Попробуйте применить жесткую систему KPI – выплата при выполнении всех условий, и также легкую – процент за каждый KPI. Сравните эффективность подходов и выберите тот, который дает больше отдачи. Если цепочка задач слишком сложная, сотрудники потеряют мотивацию и будут довольствоваться твердым окладом.
- Не включайте в оклад большое количество индикаторов. У сотрудника не должна быть путаница в голове. Показателей нужно столько, чтобы специалист смог посчитать зарплату за 20 секунд. Если на расчет требуется больше времени, он не будет понимать, сколько уже сделано, сколько еще нужно сделать, и в итоге потеряет мотивацию.
- Не переходите на новый формат зарплаты резко. Установите промежуточный этап, когда специалисты будут уже уведомлены о новых требованиях, но зарплата еще будет начисляться им по старой схеме. В этот период вы сможете обнаружить слабых сотрудников, не справляющихся с поставленными планами и промежуточными показателями. У вас будет время обдумать вопрос об их увольнении или переводе на другую работу.
Нематериальная мотивация
- Обстановка в офисе – наличие необходимой инфраструктуры, комфорт, стабильность работы техники и комплектующих, быстрое техобслуживание в случае неполадок и поломок. Если вы посадите маркетологов, менеджеров по продажам, совершающих звонки, и директора в одном небольшом помещении, то рабочая атмосфера будет угнетающая. Специалисты будут друг другу мешать, а присутствие руководителя в комнате – сковывать. Создайте удобства для работников.
- Корпоративный дух – нужно настраивать персонал на командную работу. Все специалисты являются одной большой командой, несущей миссию компании. Важно поддерживать общий дух, напоминать о пользе, которую они несут обществу предлагаемым продуктом. Организуйте корпоративные мероприятия – совместные поездки, игры, праздники и пр.
- Обучение – согласно теории Маслоу, каждый человек испытывает потребность в познании, интеллектуальном развитии. Дайте маркетологам возможность учиться, повышать квалификацию, проходить тренинги, и их производительность возрастет.
- Отчетность – без строгой системы отчетов вам будет сложно понять, на каком уровне находится отдел маркетинга, какова динамика результатов.
- Обсуждение трудностей и проблем на общих собраниях, личных встречах, «летучках». Если вы видите, что маркетолог отстал от коллег, не выполняет план или у него есть проблемные места в воронке лидогенерации, то включите это в повестку очередного собрания.
Есть и другие способы нематериальной мотивации. Основа подхода – дружественные отношения с подчиненными, поддержка и помощь в трудную минуту, но одновременно контроль и ориентация на постоянный рост результатов.