регистрируйся на вебинар Екатерины Уколовой
получитебесплатно
Шаблон отчета
удаленного отдела
контроля качества
удаленного отдела
контроля качества
Менеджер по продажам – это, с одной стороны, посредник между потребителем товара и его производителем. С другой стороны, это сотрудник отдела в компании, который занимается реализацией товаров. Ключевая задача менеджера – продавать товары так, чтобы компания получала прибыль. Однако кроме основной у менеджера есть много дополнительных обязанностей:
Долгое время менеджеры работали исключительно в офисе под контролем РОПа. Но сегодня появляется все больше удаленных вакансий, подразумевающих работу из любой точки мира. Такие сотрудники будут отличаться от привычных офлайн-продавцов по двум пунктам:
Иметь в штате удаленного сотрудника – значит получить несколько выгод. Во-первых, если часть отдела продаж будет состоять из удаленных работников, то компания сможет сократить затраты на аренду офиса: вообще отказаться от него или переехать в помещение поменьше.
Во-вторых, имея в штате нескольких удаленных работников, компания сможет взаимодействовать с клиентами из разных часовых поясов. Достаточно просто нанять сотрудников из разных городов. Удастся сэкономить на зарплате, ведь кандидаты из других городов (особенно если население там меньше) ожидают меньший гонорар, чем жители миллионников и столицы.
Однако у удаленных сотрудников есть и недостатки:
Тем не менее для некоторых компаний удаленные продавцы – это лучший выбор. Речь идет о компаниях, которые через Интернет продают товары по всей стране. Благодаря набору удаленных менеджеров у фирмы получается охватить все часовые пояса и быть на связи с клиентами круглосуточно. Также удаленщики нужны:
Во всех этих случаях общение клиента и работника осуществляется с помощью мессенджеров, телефона или видеосвязи.
Чтобы найти удаленного сотрудника, можно использовать те же площадки, что и для обычного менеджера:
В вакансии необходимо обозначить круг обязанностей, требования к соискателю и размер предполагаемого гонорара. Следующий шаг – изучить резюме кандидатов и провести интернет-собеседование.
Есть список компетенций, которые ожидаются от удаленного работника:
В числе прочих моментов, на которые должен обратить внимание работодатель – отношение соискателя к продукту, который предстоит продавать, и работе в целом. Если кандидат ищет работу на короткий период, чтобы пережить некие трудности, стоит отказаться от сотрудничества.
Когда резюме будет изучено, необходимо провести короткое собеседование по видеосвязи. Во время него нужно посмотреть на такие детали:
Если по итогам беседы кандидат понравился, можно устроить ему короткую стажировку. Затем заключать договор.
Главная сложность, с которой сталкиваются работодатели – расчет гонорара для удаленного менеджера по продажам. Рекомендуется разделить всю сумму на три части:
Надбавки – самая сложная часть выплат. Удобнее всего рассчитывать их с помощью KPI и планов. Вот какие планы желательно поставить перед работником:
В зависимости от задач, стоящих перед менеджером, могут быть и другие плана. При удаленной работе рекомендуется контролировать не только результат продаж, но и их процесс. Поэтому работодатель может платить за выполнение таких планов:
За выполнение каждого отдельного плана менеджер получает надбавку. Она может быть выражена в фиксированной сумме или быть небольшим процентом от выручки. Если работник выполнил план менее чем на 80 %, его можно лишить надбавки. Важно лишать только той части, которая относится к этому плану. Например, если менеджер выполнил план по среднему чеку, но не дотянул до нужной выручки, он все равно получает надбавку по среднему чеку.
Бонусы выплачиваются за дополнительные заслуги. Например, за регулярную отчетность без задержек и напоминаний, за выполнение планов на протяжении двух или более месяцев.
Для работы удаленному продавцу не требуется офис и корпоративная техника. Он может использовать свой личный компьютер и телефон. Зато требуется некоторые программы, которые упростят взаимодействие с клиентами, коллегами и руководителем.
Чтобы автоматизировать удаленные продажи, рекомендуется использовать такие программы и сервисы:
Контроль менеджера на удаленке – самая сложная часть работы. Но есть несколько рекомендаций:
Дополнительно можно контролировать, как менеджер выполняет свои обязанности. Так как общение с клиентами происходит по телефону или через мессенджер, необходимо подключить прослушку звонков и отдел по контролю за качеством обслуживания. Сотрудники этого отдела будут читать или слушать переписки, а затем проверять их на соответствие скриптам продаж.
Для проверки менеджеров удобно использовать специально разработанный чек-лист. В нем должны отмечены все этапы разговора с клиентом – от приветствия до прощания. Для каждого этапа необходимо прописать требования или используемые техники. Например, требования к приветствию будут такими:
На этапе выявления потребностей можно требовать от продавца использования техники СПИН-вопросов. А на этапе презентации товара – техники ХПВ.
Сотрудники отдела контроля качества обслуживания проверяют, насколько соответствует беседа каждому пункту. На основании такой проверки РОП может: