Кто такой наставник в бизнесе

Работа с наставником в бизнесе актуальна на любом этапе развития компании, поскольку ставит различные цели и предполагает индивидуальный формат взаимодействия. При этом наставничество может быть реализовано как в привязке к локальным бизнес-задачам, так и способствовать ускорению темпов роста бизнеса и принятия управленческих решений. Работа с наставником в бизнесе приносит ощутимые результаты уже в первый месяц работы, если выбрать наиболее подходящую форму сотрудничества с ментором.

Кто такой наставник

Наставник в бизнесе – опытный предприниматель или эксперт в какой-либо отрасли, который помогает подопечному преодолеть кризис или оптимизировать деятельность для достижения поставленных целей. При этом роль ментора в компании может отличаться в соответствии с поставленными задачами, но в большинстве случаев она не подразумевает личного участия наставника в бизнес-процессах, а только функции анализа и контроля. Иными словами, наставничество объединяет консалтинговые услуги и личный опыт, который допустимо переложить на деятельность другого предприятия. Так, в самом простом варианте наставник выполняет работу аудитора и финансового аналитика.

Формально стать ментором может любой человек, однако на практике требуется доказательство опыта как в конкретной бизнес-сфере, так и в наставничестве в целом. Необходимы также склонность к аналитическому мышлению и индивидуальный подход к решению задач. Кроме того, при выборе бизнес-наставника следует ориентироваться не только на успешные кейсы, но и на комфорт личного общения, поскольку такой формат сотрудничества предполагает длительное и постоянное взаимодействие.

Когда требуется наставничество

Работа с бизнес-наставником актуальна на каждом этапе бизнеса, поскольку адаптирует сотрудничество под конкретные текущие и долгосрочные задачи компании. Однако многие предприниматели выбирают локальный формат наставничества – консультации в отдельной сфере бизнеса. Например, при выводе бренда на новый рынок, разработке и запуске новой маркетинговой стратегии, в случае систематического снижения финансовых и экономических показателей и т. д. Самый простой тип наставничества используют в большинстве компаний – совместную работу опытного специалиста и сотрудника-стажера. С учетом бизнес-этапов наставничество выбирают для:

  • разработки бизнес-плана – выбор актуальной ниши, проработка ключевых идей и необходимого бюджета на запуск проекта, подготовка к работе с инвесторами и партнерами;
  • стартапа – разработка миссии и целей компании, ее организационной структуры, а также финансовой и коммуникационной политики. Определение позиционирования на рынке и стиля взаимодействия с конкурентами;
  • развития бизнеса – проведение комплексного конкурентного анализа и корректировка текущей стратегии для ускорения темпов реализации товара и увеличения доли рынка;
  • планового расширения – методы и стратегии географического или товарного масштабирования, анализ рынков и каналов сбыта, выход на дополнительные площадки взаимодействия с целевой аудиторией, внедрение новых маркетинговых инструментов и т. д.;
  • кризисных ситуаций – поиск оптимальных методов стабилизации бизнеса, перераспределение бюджета для сохранения приоритетных направлений деятельности, предупреждение банкротства и работа с резервным фондом;
  • закрытия бизнеса – сохранение репутации предпринимателя, перераспределение прежних активов для будущей работы нового предприятия, реструктуризация или ребрендинг.

Многие предприниматели обращаются к ментору уже в ситуации серьезных проблем – стабильного снижения финансовых показателей, стагнации бизнеса, потери репутации бренда и т. п., однако своевременное наставничество позволяет скорректировать неверные управленческие решения и избежать периоды кризиса.

Типы наставничества

Прежде всего наставничество разделяют на индивидуальное и групповое. При этом в рамках обоих типов могут решаться отдельные проблемы бизнесменов в формате индивидуальных или общедоступных коуч-сессий. Современные менторы часто предлагают формат наставничества, который объединяет обучение и практические задания. Таким образом, наставник часто выступает и в роли преподавателя, из-за чего понятие путают с термином «коуч». Однако коучинг – один из типов наставничества, который не предполагает личной вовлеченности в бизнес-процессы подопечного.

Еще одна классификация наставничества – по формату взаимодействия с ментором оно делится на прямое и скрытое. В первом случае наставник общается непосредственно с подопечным, их сотрудничество подкреплено официальным договором аналогично работе с консалтинговым агентством или специалистом в конкретной отрасли. В случае скрытого сотрудничества работа с наставником не афишируется: в качестве ментора может выступать сильный партнер предпринимателя, его инвестор или опытный бизнесмен, который направляет подопечного в форме дружеских советов. При этом формат взаимодействия с наставником каждый предприниматель выбирает в соответствии с личными потребностями и условиями работы.

Тренинг

Наставничество в форме тренинга часто носит коллективный характер и решает бизнес-проблемы в привязке к конкретным потребностям бизнесмена. Например, обучение новым методам продвижения на рынке, выход на дополнительные площадки реализации продукта, расширение целевой аудитории и т. п. Тренинг часто не предполагает личного взаимодействия наставника и подопечного, а вся коммуникация проходит через третьих лиц – кураторов наставничества. Здесь тренер выступает больше в роли преподавателя, а не способствует достижению личных целей предпринимателя. Он может лишь контролировать процесс, но не вовлекается в индивидуальную деятельность. Формат тренинга актуален и для корпоративного наставничества, когда опытные специалисты проводят обучение для новых сотрудников. В этом случае за прохождением тренинга следует обязательная отчетность. Причем в каждой ситуации работа с бизнес-тренером ограничена по времени и требует от подопечного значительного вложения временных ресурсов.

Коучинг

Личный и групповой коучинг обычно сохраняет основы классического тренинга, но добавляет личную коммуникацию наставника с подопечным. При этом здесь увеличены временные рамки: коучинг стартует под решение конкретных бизнес- или личных задач предпринимателя. Часто коуч объединяет стратегические задачи предприятия и лайф-коучинг. Еще одна форма коучинга – разовые консультации с экспертом в определенной отрасли, которые помогают решить текущие цели компании или выстроить стратегию продвижения. При этом коуч может принимать участие во внутренних бизнес-процессах для повышения их эффективности.

Аудит

Формально любой тип наставничества предполагает первоначальный аудит бизнес-процессов для выявления проблем и формирования стратегии развития. Однако в действительности работа с тренером не всегда выстраивается по такому сценарию: групповое наставничество подразумевает самостоятельную постановку целей подопечным. Аудит также выбирают как отдельный формат работы с наставником, которая не включает в себя постоянное сопровождение, а только анализирует положительные и отрицательные стороны бизнеса и предлагает варианты для продвижения предприятия на рынке.

Решение локальных проблем

В кризисных ситуациях или для решения текущих проблем предприниматели обращаются к экспертам в конкретной отрасли для разовой консультации или локального сотрудничества с наставником до устранения причины обращения к специалистам. Подобный формат также выбирают в рамках корпоративного наставничества для повышения квалификации персонала или обучения отдельным элементам программного обеспечения и т. п.

Инвестиции

Часто в роли скрытого наставника выступает сильный партнер предпринимателя или инвестор, который также заинтересован в получении прибыли от предприятия, а потому вкладывает личные усилия в помощь бизнесмену-подопечному.

Какие задачи решает наставник в бизнесе

Вне зависимости от выбора формы работы с наставником сотрудничество стартует с постановки конкретных целей и задач и выбора адекватного временного промежутка для их достижения. При этом индивидуальная работа предполагает как самостоятельное определение задач для продвижения бизнеса, так и выводы ментора после проведенного анализа деятельности компании. Наставничество выбирают для комплексной оптимизации бизнес-процессов или для решения отдельной задачи:

  • финансовые – построение финансовой стратегии бизнеса и корректировка ценовой политики на основе ситуации на рынке, качества продукции и методов ее реализации. Разработка бюджета для каждого подразделения компании, создание резервного фонда и выбор методов достижения плановых финансовых показателей. Выявление способов снижения себестоимости товаров, увеличения среднего чека и снижения обязательных и дополнительных затрат на ведение бизнеса;
  • корпоративные – включают в себя как проработку корпоративной системы, так и повышение квалификации персонала. Разработка организационной структуры предприятия, выявление слабых сторон сотрудников, перераспределение обязанностей для повышения личной и комплексной продуктивности, внедрение системы мотивации с учетом актуальных показателей эффективности. При работе с коучем на начальном этапе бизнеса также допустим совместный найм персонала, выявление требований к сотрудникам на конкретных позициях и проработка корпоративной внутренней политики и HR-бренда в целом;
  • маркетинговые – анализ текущей позиции компании на рынке и оптимизация методов взаимодействия с целевой аудиторией. Внедрение соответствующих маркетинговых инструментов для повышения доли рынка и доверия потребителей, роста лояльности клиентов и снижения стоимости привлечения отдельного покупателя. В кризисных ситуациях наставник также участвует в процессе ребрендинга или реструктуризации бизнеса с учетом выхода на новые площадки коммуникации с потенциальными потребителями;
  • сбытовые – проведение анализа по направлениям реализации продукции и выявление приоритетных позиций и товарных категорий. Распределение товарных остатков с точки зрения значимости для покупателей и частоты реализации, автоматизация складских операций и процессов отгрузки клиентам, введение службы контроля качества товаров или услуг. При товарном масштабировании бизнеса – выбор отдельных категорий и каналов сбыта с учетом текущего потребительского спроса и конкурентного предложения;
  • управленческие – часто объединяют с личным коучингом, поскольку в таком случае требуется повышение квалификации самого предпринимателя или исполнительного директора. Решение управленческих задач часто предполагает комплексный подход к управлению компанией и подразумевает полное взаимодействие с подопечным. Здесь выбирают новые подходы для формирования стратегий развития предприятия, постановку долгосрочных целей и формат работы с персоналом;
  • мотивационные – большинство наставников априори выполняют функцию мотивации для достижения результатов, однако часто бизнесмену для продвижения компании необходимо воздействие именно внешней движущей силы: в этом случае коуч ставит цели для развития бизнеса и контролирует этапы их достижения.

В качестве локального наставничества предприниматели решают вопросы юридического, технического, кадрового и т. п. порядка. Такое проектное наставничество носит проектный характер и обычно оформляется как временное сотрудничество с экспертом или консалтинговым агентством. Причем на начальном этапе развития бизнеса и без необходимости лайф-коучинга сотрудничество с консалтинговым агентством выгоднее, поскольку включает в себя работу нескольких специалистов и решение актуальных проблем компании в рамках пакетного предложения.

Этапы работы с наставником

Процесс работы с наставником разбивают на несколько отдельных этапов с фиксированными временными интервалами для повышения эффективности наставничества. При этом необходимость обращения к ментору может возникнуть по разным причинам. Во-первых, это актуально при недостаточной компетенции предпринимателя при выходе на новый рынок или запуске дополнительных товаров или услуг, а также внедрении обновленных маркетинговых инструментов. Во-вторых, наставничество позволяет компании выйти на новый уровень, если в результате анализа была выявлена длительная стагнация финансовых и экономических показателей без явных внешних и внутренних причин. Кроме того, к наставнику обращаются для ускорения выхода из кризиса.

Выбор наставника

Прежде всего следует определиться с актуальным форматом сотрудничества. Так, например, для решения локальной задачи подойдет срочный договор с экспертом в отдельной отрасли, для комплексного продвижения бренда на рынке – долгосрочная работа с бизнес-наставником. На начальном этапе также необходимо согласовать степень вовлеченности в бизнес-процессы и плановую продолжительность работы: в дальнейшем именно эти факторы определят задачи наставника.

Анализ

Следующий шаг, который выполняют уже в сотрудничестве с ментором, заключается в исследовании внутренних и внешних процессов. Для этого предприниматель предоставляет наставнику необходимую документацию, выделяет куратора из сотрудников компании при необходимости или самостоятельно проводит анализ под руководством бизнес-наставника. Часто предприниматели приходят к экспертам с уже готовыми начальными данными для разработки стратегии дальнейших действий.

Постановка целей и задач

Необходимый этап, без которого эффективность работы с ментором невозможно оценить. При этом цели и задачи выбирают в соответствии с форматом наставничества и принципами постановки целей по SMART: они должны быть адекватными, достижимыми, актуальными для текущего этапа развития предприятия и определенными на конкретный промежуток времени.

Утверждение отчетных сроков

Необходимость этапа вытекает из постановки целей и задач. Причем также важно продумать и промежуточную оценку результатов работы с ментором. Здесь ориентируются на форму наставничества: так, например, интервалы отчетности для тренинга и группового коучинга утверждены до старта взаимодействия с наставником. Как правило, в этом случае объем отчетности определяет сам бизнес-тренер, при личном формате работы его можно скорректировать на основе потребностей предпринимателя. Для предприятий среднего и крупного бизнеса актуально также назначение ответственных лиц за результаты работы. Например, при работе коуча над продвижением бренда коммуникацию выстраивают не только непосредственно с предпринимателем, но и с маркетологом и руководителем отдела продаж.

Внедрение инструментов и техник

В большинстве случаев работа с бизнес-наставником выстраивается таким образом, что он только выявляет наиболее эффективные на конкретном этапе развития инструменты продвижения или выхода из кризисных ситуаций, но не принимает участия в бизнес-процессах. Так, предприниматель самостоятельно занимается поиском нужных подрядчиков или специалистов в штат, обучением персонала, внедрением конкретных техник реализации или продвижения продукции и т. д.

Оценка результатов

По истечении отчетного периода проводят повторный анализ сферы деятельности наставника, который позволяет выявить результаты и скорректировать стратегию взаимодействия или сменить наставника. Иногда разового сотрудничества достаточно для дальнейшей работы без поддержки бизнес-ментора, что особенно актуально при выходе на новую площадку, ребрендинге или изменении методов реализации продукта. Одновременно с бизнес-результатами предпринимателю следует оценить и эффективность работы с ментором с точки зрения как рабочих, так и психологических аспектов.

Как выбрать наставника

Начинающие бизнесмены при выборе ментора обычно отталкиваются от бюджета и доступного формата сотрудничества. Но как для разовой, так и для долгосрочной работы наставника следует выбирать в соответствии с основными принципами:

  • собственный опыт – ментор должен быть не теоретиком, а практиком. При этом не всегда большое значение имеет специфика бизнеса: часто наставник работает с подопечным по разработанной схеме, которую можно адаптировать к различным сегментам и сферам бизнеса;
  • успешные кейсы – при выборе наставника следует обращать внимание на реальный опыт эффективного продвижения на примерах. Большинство коучей публикуют кейсы на своих официальных сайтах или страницах в социальных сетях;
  • отзывы прежних подопечных – публичной информации от самого ментора часто недостаточно: следует проверить реальность сотрудничества с указанной компанией, а иногда – и запросить отзыв у ее руководителя. Если компания не входит в число конкурентов, ее собственник поделится личным опытом наставничества;
  • комфорт коммуникации – поскольку работа с ментором предполагает большой объем взаимодействия и соответствующий уровень доверия, важно учитывать и психологический показатель, а также метод подачи информации.

Иногда опытные предприниматели сами предлагают «взять под свое крыло» новичков, но в большинстве случаев бизнесмену нужно самостоятельно искать будущего наставника. Здесь всё зависит от доступных методов и срочности вопроса. Найти квалифицированного коуча можно и пассивным методом – с помощью сарафанного радио или публикации о поиске в собственных социальных сетях. Однако намного эффективнее использовать активные методы поиска:

  • тематические сообщества – на бизнес-порталах предприниматели часто делятся опытом работы с наставником, указывая конкретные финансовые и маркетинговые результаты;
  • отраслевые выставки – подразумевают формат выступления экспертов, где можно познакомиться с опытным бизнесменом и узнать условия сотрудничества. Кроме того, подобные выставки часто предлагают варианты полноценных тренингов для повышения квалификации предпринимателя в конкретной отрасли;
  • социальные сети – один из самых популярных методов поиска наставника, поскольку менторы прилагают фрагменты выступлений, отзывы подопечных и готовые кейсы. Помимо этого, здесь сразу же можно определить стилистику подачи информации и спрогнозировать работу;
  • государственная поддержка – в рамках государственной программы поддержки малого и среднего бизнеса во многих регионах открыты центры «Мой бизнес», где начинающие предприниматели могут получить консультацию или полноценное сопровождение по вопросам бухгалтерии, маркетинга и рекламы, выбора конкретной ниши и т. д.

Однако еще до наставничества лучше сформулировать личные цели от работы с бизнес-тренером и ожидаемые результаты в финансовом и психологическом эквиваленте. Это упростит поиск конкретного специалиста и позволит сэкономить время на начальном этапе работы с коучем.

Типичные ошибки

Вопреки ожиданиям бизнесменов наставничество не всегда приводит к ожидаемым результатам. При этом причина низкой эффективности чаще всего заключается в недостаточном вложении самого предпринимателя: подопечные ожидают полноценное ведение бизнеса, а не направление от коучей. Возможны и другие ошибки:

  • недостаточная квалификация специалиста – переоценка собственных возможностей наиболее характерна для экспертов в отдельной отрасли, которые берутся за комплексное наставничество и контроль всех бизнес-процессов компании;
  • отсутствие мотивации – свойственно как наставнику, так и подопечному. На низком уровне вовлеченности в работу бизнесмен не получает плановых результатов в полном объеме, сотрудничество растягивается на неопределенный период и становится неактуальным;
  • временные ограничения – жесткие временные рамки наставничества в некоторых случаях не дают видимых результатов из-за специфики бизнеса, естественного уровня потребительского спроса и других внутренних и внешних факторов.

Для предотвращения ошибок важно на каждом этапе работы с бизнес-наставником согласовывать действия в привязке к текущим и долгосрочным целям компании.

Привлечение наставника в бизнесе – не только популярный, но и эффективный инструмент продвижения на рынке, поскольку он дает возможность воспользоваться чужим опытом и избежать возможных ошибок. Работа с бизнес-наставником актуальна на каждом этапе развития компании, потому что предполагает адаптацию под индивидуальные задачи предпринимателя. При этом стоит ориентироваться не только на квалификацию и популярность ментора, но и на опыт работы в конкретной сфере деятельности, положительные отзывы предыдущих подопечных и психологический аспект долгосрочного взаимодействия.

✓ Номер введен верно