Кто такой дилер

Дилерство – деятельность, которая одинаково хорошо подойдет и для опытных, идля только начинающих свой путь предпринимателей. За спиной дилера всегда стоит производитель либо дистрибьютор с большим опытом, сформированным брендом, с регулярной логистикой и рекламной кампанией. 

Дилер – посредник, который представляет интересы производителя на рынке, занимается куплей-продажей товаров малыми оптовыми партиями либо в розницу, закупаемых при этом в оптовых количествах у дистрибьютора или непосредственно у компании-производителя. В английском языке слово dealer означает «торговец», что в достаточной мере отражает его деятельность. 

Сегодня дилерство сильно распространено, так как это оптимальный вариант для тех, кто хочет быть достаточно самостоятельной единицей и при этом надежно стоять на ногах. Компания, которая занимается дилерской деятельностью, освобождается от ряда обязанностей – они перекладываются на стоящих выше дистрибьюторов и производителей. Пока они функционируют, риск банкротства дилера достаточно низкий при условии, что он ответственно относится к работе. С другой стороны, такая деятельность сложнее, чем у франчайзи, так как дилеру приходится самому взаимодействовать с клиентами, работать под своим названием, беречь репутацию.

Виды дилеров

В современной торговой сфере дилерство классифицируется на три вида со своими особенностями:

  1. Розничный дилер. Традиционный вид посредника между дистрибьютором и конечным потребителем в виде физического, реже – юридического лица. 
  2. Эксклюзивный дилер. Имеет право реализовывать редкий товар в определенном регионе, являясь по сути монополистом в отдельном взятом регионе/стране. 
  3. Авторизованный дилер. Работает по договору франшизы с одной либо одновременно с несколькими предприятиями. 

Важно понимать, что дилером может быть и физическое, и юридическое лицо. В первом случае к основной функции продавца добавляется широкий ряд обязанностей, представленный дальше. 

Обязанности

У дилера широкий список должностных обязанностей, и куплей-продажей товаров они ничуть не ограничиваются. Постановление Минтруда РФ перечисляет следующие обязанности: 

  • формирование взаимосвязи между продавцом и конечным потребителем;
  • определение и формирование спроса на предоставляемые товары/услуги;
  • изучение тенденций развития рынка, конъюнктуры, цен и спроса на товары;
  • изучение потребностей, запросов, проблем и желаний целевой аудитории;
  • регулярная закупка оптовых партий продукта у дистрибьютора/предприятия;
  • заключение договоров подписание документов с физическими и юридическими лицами;
  • изучение жалоб на реализуемые товары, предупреждение их возникновения;
  • обеспечение конфиденциальности касательно корпоративной информации;
  • формирование прогнозов на дальнейшее расширение рынка товаров и услуг;
  • управление деятельностью всех агентств, подчиненных дилерской компании.

Если рассматривать договоры, которые подписывают дилеры с дистрибьюторами, в них, кроме уже упомянутых выше обязанностей, могут находиться и другие пункты, обязывающие продавца:

  1. Закупать товары только у проверенных и благонадежных поставщиков.
  2. Не заниматься реализацией продукции за пределами указанной территории.
  3. Поддерживать склады, где хранится закупаемый товар, в хорошем состоянии.
  4. Своевременно уведомлять дистрибьютора о любых изменениях в работе.
  5. Нанимать квалифицированный персонал для реализации продукции клиентам.

Деятельность ответственного и продуктивного дилера способствует уменьшению сроков, которые необходимы на продажу товаров и услуг с одновременным увеличением качества обслуживания конечных потребителей. В процессе работы дилера сокращаются логистические расходы, растет количество клиентов, прибыль всех участников маркетинговой цепочки, расширяется ассортимент.

Несмотря на то, что реклама не входит в список обязательных задач дилера, в его же интересах на регулярной основе заниматься организацией рекламной деятельности по мере возможностей и бюджета. Как минимум, это должна быть пропаганда преимуществ реализуемых товаров и услуг, разработка продающих описаний, изготовление муляжей, фотографий и других рекламных материалов для последующего размещения, например, внутри и на фасаде розничного магазина. 

Права

Как и любого участника маркетинговой цепи, у дилера как физического лица есть следующие права:

  • ознакомление с решениями непосредственного руководства, которые касаются осуществляемой им деятельности по реализации товаров и услуг;
  • требование вышестоящего руководства принять участие в исполнении должностных обязанностей и прав дилера;
  • сообщать руководству обо всех обнаруженных недостатках, ошибках и проблемах, выявленных в процессе исполнения своих должностных обязанностей;
  • привлекать к выполнению задач по реализации товаров и услуг специалистов из других структурных подразделений компании. 

Точный перечень обязанностей и прав может меняться от одной дилерской компании к другой. 

Что надо знать

Для успешной работы дилер должен хорошо знать нормативные и методические материалы, а также законодательные акты, так или иначе затрагивающие финансово-банковскую и торговую деятельности. Огромным преимуществом будет понимание, как минимум, основ в таких областях:

  • правила оформления договоров с поставщиками;
  • закономерности и принципы развития экономики;
  • способы организации связей с потребителями;
  • потребительские свойства реализуемых продуктов;
  • методы управления персоналом и организации труда;
  • основы трудового и гражданского законодательства;
  • правила и нормы охраны труда (для компаний).

Перечень необходимых знаний и навыков во многом определяется сферой, в которой работает дилер. В любом случае на первом месте стоит безупречное знание свойств и преимуществ реализуемых товаров, а также хорошее владение различными инструментами в отрасли продаж. 

Отличия от дистрибьютора

Кто такой дилер, вы уже знаете. Многие путают его с дистрибьютором, и это большая ошибка. Так, дистрибьютор стоит выше дилера в маркетинговой цепи. Он закупает товар у непосредственного производителя и продает их в оптовых количествах дальше по иерархии, то есть лидерам. В число обязанностей такого поставщика входит поддержание достаточных объемов продукции на складе, стимулирование дилерских, партнерских продаж, регулярная закупка продукции, реклама бренда.

Чтобы в дальнейшем не было путаницы, рассмотрим, чем дилер отличается от дистрибьютора: 

  1. Самостоятельность и независимость в плане выбора брендов, с которыми стоит работать. В то же время дистрибьютор работает на одного производителя и во многом зависит от него.
  2. Объем продаж и получаемая прибыль заметно меньше, так как дилер оперирует не с таким большим количеством товара, как это легко может себе позволить оптовый дистрибьютор.
  3. Разнообразный ассортимент, что обуславливается уже описанной выше возможностью сотрудничать с несколькими поставщиками. В целом это увеличивает прибыль от продаж.
  4. Необходимость самостоятельно искать точки сбыта. Дистрибьютору в этом плане легче, так как он опирается на сформированную и обширную маркетинговую сеть по всей стране. 
  5. Нет ответственности за качество реализуемого товара. Недовольный клиент предъявляет претензию не магазину, в котором купил продукт, а непосредственно дистрибьютору. 
  6. В противовес предыдущему пункту – дилер отвечает за качество, своевременность и полноту гарантийного обслуживания. Именно за этим покупатели обращаются в магазин.
  7. Дилер в дополнение к прибыли от продаж товаров получает процент от производителя, в то время как единственным источником дохода для дистрибьютора является его маржа.

Бывают случаи, когда четкие рамки между двумя понятиями размываются. Так, дистрибьютор может выкупить у производителя товар за собственные деньги и выполнять ряд функций дилера.

Кто важнее для производителя – дилер или дистрибьютор? На этот вопрос нет однозначного ответа, так как оба участника маркетинговой цепи имеют большое значение и выполняют важные задачи. Как правило, предприятия сотрудничают и с теми, и с другими. Если убрать из цепи дилеров, дистрибьюторам придется самостоятельно устанавливать контакты с конечными потребителями. Это значительно замедлит сбыт продукта, товары начнут залеживаться на складах и терять свои эксплуатационные качества. В конечном итоге прибыль и репутация производителя пойдут вниз. 

Как стать дилером

Если коротко, процесс становления дилером укладывается в пять последовательных действий: 

  1. Выбрать направление деятельности. Если компания уже создана и у нее есть конкретная сфера. К этому этапу нужно подойти максимально ответственно и выбрать то, что, с одной стороны, прибыльно и востребовано, а с другой стороны, представляет для вас интерес. 
  2. Изучить предложение и спрос. Исследование проводится для всех регионов, в которых вы планируете осуществлять торговую деятельность. Узнайте, сколько предложений стать дилером есть в выбранном вами регионе, какой в нем уровень и острота конкуренции.
  3. Выход на связь с дистрибьюторами. К этому этапу у вас уже должен быть подготовлен список оптовых поставщиков и непосредственных производителей, с которыми вы хотите работать. Учитывайте, что чем крупнее компания, тем сложнее, но безопасней работать. 
  4. Заключение договоров о сотрудничестве. Если удалось убедить дистрибьютора в том, что вы подходите на роль дилера, начинается официальное оформление работы. Обычно для этого используется два договора – о дилерстве и о купле-продаже конкретной продукции. 
  5. Организация торговой площадки. Если уверены, что сможете договориться с нужными поставщиками, этот этап лучше сделать раньше. Речь идет об организации склада, закупке торгового оборудования. Также необходимо нанять и обучить кадры для продажи товаров.

На этом дилерская деятельность не заканчивается, а только начинается. В дальнейшем, кроме реализации продукта, необходимо постоянно отслеживать свою статистику и показатели успешных конкурентов, подмечать ошибки и слабые места, предпринимать действия по их устранению. 

Если хотите начать свой путь в торговле, дилерство – хороший вариант даже при относительно небольших денежных вложениях. Быть дилером может как компания, так и физическое лицо. Более того, у этой деятельности есть возможность карьерного роста до получения статуса дистрибьютора.

✓ Номер введен верно